Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г. Учредители журнала: Министерство образования PФ, Российская академия образования, Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование» Редакционная коллегия: Алексей Кушир, главный редактор журнала «Народное образование», кандидат психологических наук Игорь Бестужев-Лаа, академик РАО, председатель общественной организации «Педагогическое общество России» Светлаа Вишикиа, выпускающий редактор журнала «Народное образование», кандидат философских наук Алексар Кузецов, министр образования и науки Челябинской области Алексар Литвиов, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска Сергей Морозов, член Cоюза писателей РФ Валерия Мухиа, академик РАО Марк Поташик, академик РАО Ниа Целищева, выпускающий редактор журнала «Народное образование» Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор), Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор), Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (редактор выпуска), Ирина Горская (перевод) Редакция: Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор) Адрес редакции: 109341, Москва, ул. <...> Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76 E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org; www.narodnoe.org; www.narobraz.ru »Нароое образоваие При созаии журала используются лицезиоые проукты копаии Adobe Systems Inc. <...> Остапенко Новый закон, нормативноподушевое финансирование, учительская нагрузка и качество образования В.И. Загвязинский, О.В. Ройтблат Образование, опережающее общественное развитие: ориентация на будущее 9 Почему из школ уходят учителя? <...> В.В. Ковров, Н.Т. Оганесян Реформы в образовании <...>
Народное_образование_№9_2013.pdf
00_Soderzhanie_9.qxd 21.11.2013 13:17 Page 1
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1432)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат психологических наук
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»,
кандидат философских наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Сергей Ìîðîçîâ, член Cоюза писателей РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор),
Светлана Вишникина (редактор), Дмитрий Григорьев (консультант),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор),
Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (редактор выпуска),
Ирина Горская (перевод)
Редакция:
Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн),
Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка),
Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org;
www.narodnoe.org; www.narobraz.ru
»Нароое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹9’2013
Стр.1
00_Soderzhanie_9.qxd 21.11.2013 13:17 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А.А. Остапенко
Новый закон, нормативноподушевое
финансирование,
учительская нагрузка и качество
образования
В.И. Загвязинский,
О.В. Ройтблат
Образование, опережающее
общественное развитие:
ориентация на будущее
9
Почему из школ уходят учителя? Школьные реалии августа 2013 года.
Накануне вступления в силу нового закона «Об образовании».
Отношение учителей к нормативно-подушевому финансированию: итоги
социологического исследования. Оптимизация затрат на фоне низкого
качества образования. Новая административная болезнь: гонка за
показателями средней зарплаты учителей.
14
Опережающее образование как стратегическая задача. Ориентир
развития образовательной системы страны. Роль педагогической науки.
Развитие социально-педагогической прогностики. Новое направление —
педагогическая политология. Односторонний процедурно-репрессивный
подход в борьбе за качество научно-аттестационных работ. Опережающее
инновационное экспериментирование. Просчёты управления.
Опережающий педагогический опыт.
В.В. Ковров,
Н.Т. Оганесян
Реформы в образовании:
современные вызовы
Т.А. Мерцалова,
С.Г. Косарецкий
Культура общественного
рейтингования: снизить риски
и усилить эффекты
А.Б. Вифлеемский
Государственные (муниципальные)
услуги и «Дневник.ру»
23
Управленческий (административный) эффект. Упрощённые
управленческие схемы. Экономический эффект. Ресурсный эффект.
Оптимизационный эффект. Образовательный эффект. Психологическая
безопасность.
32
Качество рейтинга. Преимущества общественного рейтинга. Механизмы
формирования рейтинга и использования его результатов. Трудности
развития общественного рейтинга.
41
Цели обработки персональных данных ООО «Дневник.ру».
Государственные и муниципальные услуги. «Дневник.ру»
как социальная сеть.
2
Народное образование 9’2013
Стр.2
00_Soderzhanie_9.qxd 21.11.2013 13:17 Page 3
А.М. Кац
Новые законодательные
термины: загадки
Закона об образовании
А.В. Могилев
Частная школа vs
государственная?
Т.Г. Новикова
Обучение предприимчивому
мышлению
СОДЕРЖАНИЕ
49
Понятие «образовательные отношения». Как возникают образовательные
отношения. Участники образовательных отношений. Комиссии по
урегулированию споров. Конфликт интересов педагогического работника.
56
Тенденция к возникновению частных, негосударственных школ и других
образовательных учреждений. Отношение к частным школам. Проблемы
и трудности на пути развития частных школ.
62
Проблемы формирования гражданина, способного успешно работать
в условиях инновационной экономики. Ключевые компетенции обучения.
Обучение предприимчивости. Тема предприимчивости в структуре
и практике национальных систем образования. Стратегии развития
и реализации педагогики предприимчивости в школах и дошкольных
учреждениях Эстонии. Подготовка конкурентоспособных кадров.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник
Молодым везде у нас дорога,
старикам везде у нас по… гост
Е.А. Ямбург
Управление службой
сопровождения в школе
69
Юридические «основания» административного произвола власти.
Процедура увольнения директоров школ. Последствия бездарной
кадровой политики. Как быть, если действительно нужно увольнять?
76
Основы управления службой сопровождения. Создание специальных
условий. Особенности планирования. Обследование детей и подростков.
Соответствующие организационные структуры. Разноуровневое обучение.
Индивидуальная работа с родителями. Контроль. Проблемы
и перспективы.
А.В. Соложнин
Новый закон об образовании:
проблемы, которые нам
прид¸тся решать
А.Ю. Пименов
Как «заставить» стимулирующую
часть новой системы оплаты
труда работать на повышение
профессионализма учителя?
87
Право на образование. Останутся ли «статусные школы»?
Образовательные программы. О типах образовательных организаций
и наименованиях. Наименование образовательной организации.
Ответственность образовательной организации.
93
Исследование примеров оплаты труда. Внутришкольная система
аттестации учителей на основе профессиональных уровней. Изучение
отношения учителей к новой модели распределения стимулирующей части
оплаты труда в школе. Профессиональные сообщества в школе.
3
Народное образование 9’2013
Стр.3