В. Г. Белинский
Современник. Том десятый
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 2. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1838 -- январь 1840.
Ред. Н. К. Гей. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примеч. В. Г. Березиной.
М., "Художественная литература", 1977.
OCR Бычков М. Н.
СОВРЕМЕННИК. ТОМ ДЕСЯТЫЙ. Санкт-Петербург. 1838. В типографии А. Воейкова и комп.
76, 88, 190. (8).
По смерти своего основателя "Современник" изменился во внешнем плане. К числу перемен
относится помещение стихотворений отдельно от прозы, под особою нумерациею страниц1. Не думая
нисколько вмешиваться в домашние распоряжения чужого и притом высоко уважаемого нами журнала,
мы все-таки скажем, что такое распоряжение, при нынешнем состоянии стихотворства, не мояжет быть
выгодно ни для какого журнала. А между тем оно сделано тремя журналами2. Но какие ж были следствия
этого распоряжения? Обязавшись, так сказать, представлять публике в каждой книжке целое отделение
стихотворений, журналист наполняет это отделение чем случится и даже не может сделать оговорки:
"Просим не взыскать -- чем богаты, тем и рады". Строчки с рифмами смело выдаются за поэзию; условие
подписки выполнено, потому что счет листов верен,-- а прочее сойдет с рук.
Во 2 No "Современника", кроме двух произведений Пушкина можно заметить только одно,
подписанное знакомыми публике буквами -- "Г--ня Е. Р--на";3 обо всех остальных было бы слишком
невеликодушно со стороны рецензента даже и упоминать.
"Сцена из Бориса Годунова" написана разностопными стихами и рифмами и этим резко отделяется
от всего "Бориса Годунова", писанного пятистопным ямбом без рифм. В ней виден Пушкин, как и во всем,
что ни вышло из-под его творческого пера; но потому ли, что мы в нее еще не вникнули, или потому, что
это в самом деле так, только мы готовы думать, что великий художник не без основания исключил ее из
"Бориса Годунова". Но, во всяком случае, помещением ее издатель выполнил свой долг перед публикою,
и благодарность ему за это!4 В "Сыне отечества" говорят о существовании другой сцены, выключенной
Пушкиным из его трагедии, сцены, где Бориса упрашивают принять венец: "Современник" должен
решить нам, затеряна она или сохранена5. Другое стихотворение Пушкина, помещенное в этой книжке,
есть лирическое -- "К женщине-поэту"6 -- вот оно:
Я слушал вас... Я прочитал
Сии небрежные созданья,
Где ваши томные мечтанья
Боготворят свой идеал.
Я пил отраву в вашем взоре,
В исполненных души чертах,
И в вашем милом разговоре,
И в ваших пламенных стихах.
Соперницы заветной розы
Блажен бессмертный идеал!
Стократ блажен, кто ей внушал
Единый стих и много прозы.
Есть что-то лелеющее чувство, какая-то дивная, таинственная гармония в этом стихотворении,
гармония, состоящая не в подборе звуков, не в гладкости стиха, но во внутренней, сокровенной жизни,
которою оно дышит. И какая простота!..
Хороших статей в прозе и теперь в "Современнике" больше, чем посредственных; о последних мы
Стр.1