Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Теория менеджмента: история управленческой мысли , теория организации, организационное поведение (200,00 руб.)

0   0
АвторыЛычагин М. В. , Межов И. С. , Лычагин М. В.
ИздательствоИзд-во НГТУ
Страниц705
ID246694
АннотацияУчебник предназначается для подготовки бакалавров в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения и включает в себя три части учебной дисциплины «Теория менеджмента» (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение). Показан генезис различных моделей менеджмента и организационного поведения в исторической ретроспективе. Показаны механизмы и движущие силы организационных процессов и организационного проектирования как последовательности модельных переходов; приведены примеры применения основ управления на практике. Углубленно и более пристально рассматриваются аспекты теории организации, показана роль субъекта в процессах организации.
ISBN978-5-7782-2404-9
ББК60.80я73+65.291.21я73
Теория менеджмента: история управленческой мысли , теория организации, организационное поведение : учеб. / М. В. Лычагин, И. С. Межов, М. В. Лычагин .— Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2014 .— 705 с. — ISBN 978-5-7782-2404-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/246694 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

11, 12 и 15) Рецензенты: Г.П. Литвинцева, д-р экон. наук, профессор НГТУ; А.Т. Юсупова, д-р экон. наук, ведущий научный сотрудник ИЭиОПП СО РАН Т 338 Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебник / Колл. авторов; под общей ред. <...> . ISBN 978-5-7782-2404-9 Учебник предназначается для подготовки бакалавров в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения и включает в себя три части учебной дисциплины «Теория менеджмента» (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение). <...> Показаны механизмы и движущие силы организационных процессов и организационного проектирования как последовательности модельных переходов; приведены примеры применения основ управления на практике. <...> . Здесь же освещены первые шаги отечественной управленческой мысли. <...> Глава 14 посвящена актуальным вопросам формирования позитивного поведен7 ПРЕДИСЛОВИЕ ческого отношения персонала к организации – работоспособности и утомляемости человека в процессе труда, сплоченности трудового коллектива, организации деятельности в службах управления персоналом. <...> Глава 16 посвящается организационной культуре – одному из основных факторов, влияющих на поведенческие отношения персонала в организации. <...> Компетенции пишутся в терминах поведения человека и разделяются на несколько уровней, начиная от полной некомпетентности и заканчивая лидерским владением. <...> В этом легко убедиться, если выделить ключевые слова профессиональных компетенций: управленческая мысль; организационная структура; распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования; процедуры и методы контроля; мотивация, лидерство и власть; групповая работа; разрешение конфликтных ситуаций; межличностные, групповые и организационные коммуникации; организационно-управленческие решения; стратегии; стоимостная <...>
Теория_менеджмента_история_управленческой_мысли_,_теория_организации,_организационное_поведение.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.691
Стр.692
Стр.693
Стр.694
Стр.695
Стр.696
Стр.697
Стр.698
Стр.699
Стр.700
Стр.701
Стр.702
Стр.703
Стр.704
Теория_менеджмента_история_управленческой_мысли_,_теория_организации,_организационное_поведение.pdf
НОВОСИБИРСК 2014
Стр.3
ББК 60.80я73+65.291.21я73 Т 338 Авторский коллектив: Предисловие и заключение: М.В. Лычагин, д-р экон. наук, проф. НГУ; И.С. Межов д-р экон. наук, проф.; М.В. Лычагин (гл. 1–5, § 6.2); И.С. Межов (гл. 1, 6–10); Н.А. Щербакова, канд. экон. наук, доцент (гл. 7, п. 7.2; гл. 10, п. 10.2); Е.В. Алябина, ст. преподаватель НГУ (гл. 13 и 16); А.А. Борисова, канд. экон. наук, доцент (гл. 14); Е.С. Горевая, канд. экон. наук, доцент (гл. 17); М.М. Киселева, канд. экон. наук, доцент (гл. 11, 12 и 15) Рецензенты: Г.П. Литвинцева, д-р экон. наук, профессор НГТУ; А.Т. Юсупова, д-р экон. наук, ведущий научный сотрудник ИЭиОПП СО РАН Т 338 Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебник / Колл. авторов; под общей ред. И.С. Межова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2014. – 703 с. (Серия «Учебники НГТУ»). ISBN 978-5-7782-2404-9 Учебник предназначается для подготовки бакалавров в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения и включает в себя три части учебной дисциплины «Теория менеджмента» (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение). Показан генезис различных моделей менеджмента и организационного поведения в исторической ретроспективе. Показаны механизмы и движущие силы организационных процессов и организационного проектирования как последовательности модельных переходов; приведены примеры применения основ управления на практике. Углубленно и более пристально рассматриваются аспекты теории организации, показана роль субъекта в процессах организации. Учебник ориентирован на студентов и магистрантов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» экономических факультетов, рекомендуется для студентов технических специальностей и лиц, самостоятельно изучающих менеджмент. ББК 60.80я73+65.291.21я73 ISBN 978-5-7782-2404-9  Авторский коллектив, 2012, 2014  Новосибирский государственный технический университет, 2012, 2014
Стр.4
Стр.5
BBС 60.80я73+65.291.21я73 T 338 Authors: Foreword and Conclusion: Prof. M.V. Lychigin, D.Sc. (Econ.), NSU; Prof. I.S. Mezhov, D.Sc. (Econ.); M.V. Lychigin (Chapterss 1-5, Par. 6.2); I.S. Mezhov Chapters 1, 6-10); Assoc. Prof. N.A. Shcherbakova, PhD (Econ.) (Chapter 7, Par. 7.2, Chapter 10, Par. 10.2); E.V. Ayabina, senior teacher, NSU (Chapters 13 and 16); Assoc. Prof. A.A. Borisova, PhD (Econ.) (Chapter 14); Assoc. Prof. E.S. Gorevaya, PhD (Econ.) (Chapter 17); Assoc. Prof. M.M. Kiseleva, PhD (Econ.) (Chapters 11, 12 and 15) Reviewers: Prof. G.P. Litvintseva, D.Sc. (Econ.), NSTU; A.T. Yusupova, D.Sc. (Econ.), leading researcher, IE and OPP, SB RAS T 338 Theory of management: history of management thought development, organization theory, and organizational behavior : textbook / composite authors: edited by I.S. Mezhov. – 2d edition revised and supplemented. – Novosibirsk : NSTU Publishers, 2014. – 703 pp. (“NSTU textbooks” series). ISBN 978-5-7782-2404-9 The textbook is designed to train undergraduate students in compliance with the third generation requirements of the Federal State Standards of higher professional education and includes three parts of the discipline Management Theory (i.e. history of management concepts, organization theory, and organizational behavior). The genesis of various management and organizational behavior models in the historic retrospective view is shown. The mechanisms and driving forces of organizational processes and organizational design as sequences of model transitions are revealed. In addition, some examples of practical application of management basics are given. Various aspects of the organization theory are considered in more detail and the role of individuals in organizational processes is shown. The textbook is aimed at undergraduate and graduate students majoring in Management and Economics at the faculties of economics but it is also recommended to engineering students and those who are interested in management. BBС 60.80я73+65ю291ю21я73 ISBN 978-5-7782-2404-9  Composite authors, 2012, 2014  Novosibirsk State Technical University, 2012, 2014
Стр.6
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ............................................................................................................... 5 Глава 1. Введение в «Теорию менеджмента» ....................................................... 9 § 1.1. Базовые понятия и их взаимосвязь ......................................................... 9 § 1.2. Как быстрее и более эффективно изучить дисциплину «Теория менеджмента» ............................................................................ 18 Контрольные вопросы и задания к главе 1........................................................ 39 Библиографический список к главе 1 ................................................................ 39 Раздел 1. История управленческой мысли .................................................. 41 Глава 2. Первые шаги управленческой мысли в древних государствах .......... 43 § 2.1. Древний Египет ........................................................................................ 43 2.1.1. Природные и климатические условия ................................................... 43 2.1.2. Периодизация истории и волны централизации и децентрализации .................................................................................................... 45 2.1.3. Как было организовано управление страной и хозяйствами в Древнем Египте ......................................................................................... 47 2.1.4. Роль писцов в управлении......................................................................... 49 § 2.2. Древняя Месопотамия и другие древние государства Западной Азии ............................................................................................. 51 2.2.1. Краткие сведения о географии и истории ............................................ 51 2.2.2. Первая налоговая реформа в истории человечества ......................... 52 2.2.3. Первые бюрократические государства .................................................. 54 2.2.4. Царство Хаммурапи .................................................................................... 56 2.2.5. Союзы купцов как прообразы современных акционерных обществ .......................................................................................................... 58 2.2.6. Развитие расчетно-кредитных операций .............................................. 59 2.2.7. Ветхий завет и борьба с ростовщичеством ............................................ 60 2.2.8. Древний Иран .............................................................................................. 61 § 2.3. Древняя Индия ......................................................................................... 64 2.3.1. Цивилизация Хараппы ............................................................................... 64 2.3.2. Ведийская эпоха ........................................................................................... 66 2.3.3. «Артхашастра» ............................................................................................. 67 2.3.4. «Тирукурал» ................................................................................................. 69 2.3.5. «Панчатантра» ............................................................................................. 70 2.3.6. Буддизм и его влияние на управление ................................................... 71 § 2.4. Древний Китай ......................................................................................... 73 2.4.1. Периодизация истории Древнего Китая ............................................... 73 2.4.2. Первые шаги древнекитайской цивилизации ..................................... 74 2.4.3. Западное Чжоу: от централизации к децентрализации ................... 74 2.4.4. Период Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.) ........................................................ 75 689
Стр.691
2.4.5. Усиление центростремительных тенденций и две модели построения государства ............................................................................. 77 2.4.6. Конфуций и конфуцианство.................................................................... 79 2.4.7. Даосизм (учение о Дао) .............................................................................. 81 2.4.8. Легизм (школа «законников») .................................................................. 82 2.4.9. Империя Цинь: возникновение и падение ........................................... 87 2.4.10. Китай в период династии Хань: снова волны централизации и децентрализации ......................................................................... 89 2.4.11. Стратегии и стратагемы ........................................................................... 92 § 2.5. Древняя Греция и эллинизм.................................................................. 94 2.5.1. Древняя Греция: этапы становления цивилизации ........................... 94 2.5.2. Спарта и законы Ликурга .......................................................................... 95 2.5.3. Законы Солона ............................................................................................. 96 2.5.4. Ксенофонт, Платон и Аристотель ........................................................... 98 2.5.5. Управление в эллинистической цивилизации .................................. 100 § 2.6. Древний Рим ........................................................................................... 101 2.6.1. Периодизация истории ............................................................................ 101 2.6.2. Законы XII таблиц (451–450 до н. э.) ...................................................... 103 2.6.3. Римская управленческая мысль в поисках лучшей организации хозяйства ............................................................................................. 104 2.6.4. Цицерон (106–43 до н. э.) и его трактат «Об обязанностях ............. 106 Контрольные вопросы и задание к главе 2 ...................................................... 107 Глава 3. Управленческая мысль в V–XVIII вв. .................................................. 109 § 3.1. Византия ................................................................................................... 109 3.1.1. Краткая характеристика .......................................................................... 109 3.1.2. Социальная структура византийского общества IV–VII вв. ........... 113 3.1.3. Юстиниан и его «Дигесты» ..................................................................... 116 3.1.4. Морской закон родосцев .......................................................................... 117 3.1.5. «Книга эпарха» ........................................................................................... 120 § 3.2. Ислам и его влияние на управление ................................................. 121 3.2.1. Возникновение ислама ............................................................................. 121 3.2.2. «Шариат: закон жизни мусульман» ...................................................... 123 3.2.3. Ибн-Хальдун ............................................................................................... 125 3.2.4. Халяльные продукты и услуги ............................................................... 126 § 3.3. Китай и Япония ...................................................................................... 127 3.3.1. Китай в период династии Тан (618–907) .............................................. 127 3.3.2. Япония и «Свод законов Тахоре» ........................................................... 132 § 3.4. Страны Западной Европы .................................................................... 135 3.4.1. Источники общего характера ................................................................. 135 3.4.2. «Салическая правда» ................................................................................ 135 3.4.3. «Капитулярий (закон) о поместьях» Карла Великого ...................... 136 3.4.4. Фома Аквинский и его хозяйственная этика ..................................... 137 3.4.5. Кейс «Стратагемный инвестиционный проект» .............................. 138 3.4.6. Ф. Бродель о развитии новых форм управления .............................. 139 3.4.7. Отрицательный опыт итальянских банкиров ................................... 141 3.4.8. Положительный опыт итальянских банкиров .................................. 143 3.4.9. Л. Пачоли и его трактаты ........................................................................ 144 690
Стр.692
3.4.10. Леонардо да Винчи и его семь принципов мышления ................. 145 3.4.11. Никколо Макиавелли ............................................................................. 146 3.4.12. Возникновение и развитие корпораций во Франции ................... 149 § 3.5. Отечественная история управленческой мысли ........................... 151 3.5.1. Источник общего характера ................................................................... 151 3.5.2. «Повесть временных лет» ........................................................................ 151 3.5.3. «Поучение Владимира Мономаха» ....................................................... 152 3.5.4. «Русская Правда» ....................................................................................... 154 3.5.5. «Литература трагического века в истории России» ......................... 155 3.5.6. Примечательные лица и источники XIV–XVI вв. ............................. 156 3.5.7. Отечественная ИУМ в XVII – начале XVIII в. ...................................... 160 Контрольные вопросы и задания к главе 3...................................................... 166 Глава 4. Управленческая мысль в XIX в. – первой половине XX в. ............ 169 § 4.1. Особенности социально-экономического развития в XIX в. их влияние на управленческую мысль ............................................ 169 4.1.1. Технический прогресс .............................................................................. 169 4.1.2. Электричество ............................................................................................ 173 4.1.3. Другие изобретения .................................................................................. 174 4.1.4. Появление и реализация новых идей в управлении кредитно-денежной системой США в XVIII–XIX вв. ..................................... 175 § 4.2. Школа научного менеджмента ........................................................... 178 4.2.1. Предпосылки научного направления .................................................. 178 4.2.2. «Научная организация труда» Ф. Тейлора ......................................... 178 4.2.3. Г. Гантт и его графики.............................................................................. 180 4.2.4. Супруги Гилбрет и рационализация труда ........................................ 181 4.2.5. Г. Форд и его пять принципов организации производства ............ 182 4.2.6. Г. Эмерсон и его «12 принципов производительности» .................. 182 § 4.3. Школа «административного менеджмента» .................................. 183 4.3.1. А. Файоль – основатель школы «административного менеджмента» ............................................................................................. 183 4.3.2. М. Вебер и его «идеальный тип» организации ................................. 186 4.3.3. Л. Гьюлик (Гулик) и Л. Урвик и их вклад в государственное управление .................................................................................................. 188 § 4.4. Школа «человеческих отношений» ................................................... 189 4.4.1. М. Фоллет и ее роль в формировании доктрины «человеческих отношений» ....................................................................................... 189 4.4.2. Э. Мэйо и Хоторнские эксперименты ................................................... 191 4.4.3. Пересмотр результатов Хоторнских экспериментов ....................... 193 § 4.5. От «Утопии» Т. Мора к первым десятилетиям советской власти .... 194 4.5.1. Т. Мор и его «Утопия» .............................................................................. 194 4.5.2. Т. Кампанелла и его «Город Солнца» ................................................... 195 4.5.3. Утопический социализм в новое время ................................................ 197 4.5.4. Маркси́зм ..................................................................................................... 200 4.5.5. В.И. Ленин, его соратники и значение их трудов. Первые декреты и мероприятия советской власти .......................................... 202 4.5.6. А.А. Богданов и «Всеобщая организационная наука». Тектология ............................................................................................................. 206 691
Стр.693
4.5.7. Н.Д. Кондратьев – основоположник теории «больших циклов конъюнктуры» .................................................................................... 207 4.5.8. А.В. Чаянов и его подход к изучению крестьянских хозяйств ....... 208 4.5.9. А.К. Гастев и «Социальная инженерия» .............................................. 210 4.5.10. Конструктивизм Н.А. Витке и принципы планирования С.Г. Струмилина. ....................................................................................... 213 4.5.11. В.В. Леонтьев и анализ «затраты–выпуск» ......................................... 215 4.5.12. Л.В. Канторович и оптимальное распределение ресурсов ........... 216 Контрольные вопросы и задания к главе 4...................................................... 217 Глава 5. Управленческая мысль во второй половине XX – начале XXI в. ...... 219 § 5.1. Управление качеством .......................................................................... 219 5.1.1. История вопроса и источники ............................................................... 219 5.1.2. Э. Деминг – первый «американский гуру качества» ........................ 221 5.1.3. Дж. Джуран – «архитектор качества» ................................................... 226 5.1.4. Ф. Кросби — «ярый проповедник бездефектности и качества» ......... 228 5.1.5. К. Исикава (Kaom Ishikava – 1915–1990 гг.) .......................................... 230 5.1.6. Г. Тагути (1924–2012) .................................................................................. 231 § 5.2. Стратегическое управление ................................................................ 233 5.2.1. Публикации по стратегиям и дискуссии о классификации и периодизации исследований .............................................................. 233 5.2.2. Доаналитический этап (1960-е – первая половина 1970-х гг.) ........ 235 5.2.3. Этап становления стратегического управления как новой научной дисциплины (середина 1970-х – 1980-е гг.) ........................ 235 5.2.4. Этап развития на собственной основе (конец 1980-х – 1990-е гг.) ........ 236 5.2.5. Этап формирования динамической теории стратегического управления (2001–2010 гг.) ....................................................................... 237 5.2.6. Виды стратегий предприятия................................................................. 237 § 5.3. «Новая школа» теории управления ................................................... 239 5.3.1. Предпосылки «новой школы» ................................................................ 239 5.3.2. Вехи истории разработки и применения ЭВМ .................................. 240 5.3.3. Предпосылки ИСО .................................................................................... 241 5.3.4. Сущность ИСО ........................................................................................... 242 5.3.5. Задачи ИСО ................................................................................................ 243 5.3.6. Проблема интеграции задач ИСО......................................................... 244 5.3.7. Системный подход и системный анализ. ............................................ 245 5.3.8. Ч. Барнард и роль его трудов ................................................................. 248 5.3.9. Г. Саймон и вопросы принятия решений ........................................... 249 5.3.10. Кибернетика как наука об управлении ............................................. 251 5.3.11. Дж. Форрестер и его подход ................................................................. 253 5.3.12. Имитация и другие количественные методы ................................... 255 § 5.4. Отечественный опыт создания и применения математических моделей и ЭВМ в управлении ................................................. 257 5.4.1. В.С. Немчинов как один из основоположников отечественного экономико-математического направления ............................... 257 5.4.2. Работы в СССР по экономико-математическому моделированию и управлению на макро- и мезоуровнях в 1960–1980 гг. ...... 258 5.4.3. Моделирование и управление предприятиями в 1960-е гг. ........... 261 692
Стр.694
5.4.4. «Переходный» период в управлении предприятиями при помощи ЭВМ .............................................................................................. 263 5.4.5. Период «интенсивного развития» (1979–1990) ................................... 264 § 5.5. Новые человеческие отношения (поведенческие науки) ................. 266 5.5.1. Д. Макгрегор и его теории «X» и «Y» .................................................... 266 5.5.2. Ф. Герцберг и его двухфакторная модель ........................................... 268 5.5.3. А. Маслоу и его «Новые рубежи человеческой природы» ............. 269 5.5.4. К. Аржирис и его «наука о действии» .................................................. 271 § 5.6. От обучающихся организаций к управлению знаниями ............ 272 5.6.1. Первые шаги «обучающихся организаций» (ОО) ............................ 272 5.6.2. Теория обучающихся организаций: подход П. Сенге и его соратников .................................................................................................. 274 5.6.3. Интеллектуальная организация (ИО) .................................................. 276 Контрольные вопросы и задания к главе 5...................................................... 279 Библиографический список к разделу 1 .......................................................... 280 Раздел 2. Теория организации .......................................................................... 291 Глава 6. Введение в теорию организации ........................................................ 293 § 6.1. Основные понятия и предмет науки теории организации ........ 293 § 6.2. Теории фирмы и других организаций ............................................. 306 6.2.1. Организации и их теории в мировой системе экономических знаний ........................................................................................................... 306 6.2.2. Популяционно-экологическая теория, или теория естественного отбора (ПЭТ) ............................................................................................... 307 6.2.3. Теория (модель) зависимости от ресурсов (ТЗР) ............................... 308 6.2.4. Неоклассическая теория (НКТ) .............................................................. 310 6.2.5. Институциональная теория (ИТ) .......................................................... 311 6.2.6. Институты и нормы: необходимое пояснение .................................. 312 § 6.3. Методология, методы и основные задачи курса ........................... 315 Контрольные вопросы и задания к главе 6...................................................... 323 Глава 7. Теория организации как фундаментальная основа менеджмента ........................................................................................................ 325 § 7.1. Кибернетический и синергический подходы к организации управления ..................................................................................... 325 § 7.2. Значение курса теории организации в подготовке менеджеров ...................................................................................................... 330 § 7.3. Основы методологии организационного проектирования ........ 333 Контрольные вопросы и задания к главе 7...................................................... 352 Глава 8. Закономерности, законы и принципы организации .................... 353 § 8.1. Закономерности, определяющие развитие организации ............ 353 § 8.2. Основные законы организации .......................................................... 365 § 8.3. Принципы организации производственных систем .................... 385 Контрольные вопросы и задания к главе 8...................................................... 393 693
Стр.695
Глава 9. Основы производственных систем в свете теории организации .... 395 § 9.1. Производственная система. Основные понятия и определения .... 395 § 9.2. Структурная организация производственных систем ................. 413 § 9.3. Уровневое представление производственной системы ............... 423 Контрольные вопросы и задания к главе 9...................................................... 439 Глава 10. Использование теории организации в управлении производственными системами ................................................................ 441 § 10.1. Формирование бизнес-моделей ....................................................... 441 § 10.2. Формирование общих моделей обеспечения синергического эффекта ...................................................................................... 448 Библиографический список к разделу 2 .......................................................... 456 Раздел 3. Организационное поведение как часть теории менеджмента ...................................................................................................... 461 Глава 11. Теоретические аспекты организационного поведения ............. 463 § 11.1. Когнитивный подход к организационному поведению ........... 464 § 11.2. Бихевиористский подход к организационному поведению .... 466 § 11.3. Подход социального научения ......................................................... 467 § 11.4. Критериальная основа поведения личности ............................... 474 Контрольные вопросы и задания к главе 11 .................................................... 479 Глава 12. Научные основы и модели организационного поведения ....... 481 § 12.1. Критерии оценки теорий в организационном поведении ....... 481 § 12.2. Словарь исследований ........................................................................ 482 § 12.3. Сбор, анализ и интерпретация данных .......................................... 485 § 12.4. Этические вопросы при проведении исследований .................. 487 § 12.5. Модели организационного поведения ........................................... 487 12.5.1. Модели организационного поведения менеджера организации ........................................................................................................ 488 12.5.2. Модель индивидуальности «Большая пятерка» ........................... 490 12.5.3. Модель граней ....................................................................................... 491 12.5.4. Модель отклонений .............................................................................. 492 12.5.5. Модель текучести Билла Мобли ........................................................ 492 Контрольные вопросы и задания к главе 12 .................................................... 494 Глава 13. Лидерство ............................................................................................... 497 § 13.1. Природа лидерства .............................................................................. 497 § 13.2. Теория лидерских черт ....................................................................... 501 § 13.3. Ситуационная модель эффективного лидерства Фидлера ...... 503 § 13.4. Управленческая решетка Блейка и Моутон ................................. 505 § 13.5. Концепция заменителей лидерства ................................................. 508 Контрольные вопросы и задания к главе 13 .................................................... 509 Глава 14. Роль служб управления персоналом в формировании организационного поведения ......................................................... 513 § 14.1. Организация деятельности в службах управления персоналом российских предприятий .................................................... 519 694
Стр.696
§ 14.2. Динамика работоспособности и пути преодоления утомления человека в процессе труда ................................................... 533 § 14.3. Сплоченность трудового коллектива как мера отражения стабильности функционирования организации ...................... 548 Контрольные вопросы и задания к главе 14 .................................................... 560 Глава 15. Научение поведению. Модификация поведения человека в организации и управление организационным поведением ....................................................................................................... 561 § 15.1. Методы научения поведению ........................................................... 563 § 15.2. Процесс сознательного научения поведению в организации ....... 565 § 15.3. Типы компенсации поведения в процессе научения ................. 566 § 15.4. Модификация организационного поведения (МОП) ............... 569 § 15.5. Управление поведенческими отношениями персонала ........... 571 Контрольные вопросы и задания к главе 15 .................................................... 574 Глава 16. Организационная культура ............................................................... 579 § 16.1. Определение культуры Э. Шейна .................................................... 579 § 16.2. Уровни культуры ................................................................................. 581 § 16.3. Культурная дифференциация. Типология культур Ч. Хэнди ...... 583 § 16.4. «Школа совершенства». Выдающиеся компании Питерса и Уотермана ......................................................................................... 589 § 16.5. Описание культуры через имиджи организации. Восемь моделей организационного развития Г. Моргана ..................... 594 § 16.6. Корпоративная религия Й. Кунде ................................................... 699 § 16.7. Выводы для менеджеров ..................................................................... 601 § 16.8. Управление организационной культурой .................................... 602 Контрольные вопросы и задания к главе 16 .................................................... 604 Глава 17. Командообразование ........................................................................... 609 § 17.1. Концептуальные основы командообразования. Классификация команд ....................................................................................... 611 § 17.2. Стадии и подходы к формированию команд. Необходимые условия эффективного командообразования .................... 615 § 17.3. Распределение ролей в команде ....................................................... 619 § 17.4. Особенности процесса формирования команды ........................ 625 Контрольные вопросы и задания к главе 17 .................................................... 632 Библиографический список к разделу 3 .......................................................... 636 Заключение ............................................................................................................. 641 Приложения ............................................................................................................ 643 Глоссарий ................................................................................................................. 670 Именной указатель ................................................................................................ 683 695
Стр.697
CONTENTS Foreword ....................................................................................................................... 5 Chapter 1. Introduction to the “Theory of Management” ...................................... 9 § 1.1. Basic concepts and their interrelation ........................................................ 9 § 1.2. How to study the discipline “Management Theory” faster and more efficiently .......................................................................................... 18 Check questions and tasks to Chapter 1. ................................................................ 39 References to Chapter 1 ............................................................................................. 39 Section 1. History of Management Theory Development ................................. 41 Chapter 2. First steps in the Development of Management Thought in Ancient Countries ............................................................................ 43 § 2.1 Ancient Egypt .............................................................................................. 43 2.1.1. Natural and climatic conditions .................................................................. 43 2.1.2. History periodization and waves of centralization and decentralization .............................................................................................................. 45 2.1.3. The organization of management of the country and its economy in Ancient Egypt ............................................................................................ 47 2.1.4. The role of scribes in management .............................................................. 49 § 2.2. Ancient Mesopotamia and other ancient states of Western Asia ........ 51 2.2.1. A brief review of their geography and history .......................................... 51 2.2.2. The first tax reform in human history ......................................................... 52 2.2.3. First bureaucratic states ................................................................................ 54 2.2.4. The Hammurapi kingdom ............................................................................ 56 2.2.5. Merchant guilds as prototypes of modern joint companies ..................... 58 2.2.6. The development of cleaning and credit transactions .............................. 59 2.2.7. The Old Testament and struggle against usury ......................................... 60 2.2.8. Ancient Iran .................................................................................................... 61 § 2.3. Ancient India .................................................................................................... 64 2.3.1. Harappan civilization .................................................................................... 64 2.3.2. The Vedic epoch ............................................................................................. 66 2.3.3. “Arthashastra” ............................................................................................... 67 2.3.4. “Tirukural” ..................................................................................................... 69 2.3.5. “Panchatantra” ............................................................................................... 70 2.3.6. Buddhism and its influence on management ............................................ 71 § 2.4. Ancient China ................................................................................................... 73 2.4.1.The periodization of Ancient China history ................................................ 73 2.4.2. First steps of Ancient China civilization ..................................................... 74 2.4.3. Western Chzhou: from centralization to decentralization ....................... 74 2.4.4. The Chucyu period (8-5 centuries BC) ....................................................... 75 2.4.5. Strengthening of centripetal tendencies and two models of state building ........................................................................................................... 77 2.4.6. Confucius and Confucianism ....................................................................... 79 2.4.7. Taocism (Tao teaching) ................................................................................. 81 2.4.8. Legizm ( school of legists) ............................................................................ 82 696
Стр.698
2.4.9.The Tsing empire: its emergence and downfall .......................................... 87 2.4.10. China during the Han dynasty period: new waves of centralization and decentralization ........................................................................... 89 2.4.11. Strategies and stratagems ........................................................................... 92 § 2.5. Ancient Greece and Hellenism ................................................................. 94 2.5.1. Ancient Greece: stages of civilization formation ....................................... 94 2.5.2. Sparta and Lycurgus laws ............................................................................ 95 2.5.3. Solon’s laws .................................................................................................... 97 2.5.4. Xenphon, Plato and Aristotle ....................................................................... 98 2.5.5. Management in the Hellenistic civilization .............................................. 100 § 2.6. Ancient Rome ............................................................................................ 101 2.6.1. History periodization .................................................................................. 101 2.6.2. “Leges duodecim tabularum” (451–450 BC) ............................................ 103 2.6.3. Roman management theories for optimizing the economy .................. 104 2.6.4. Moral Duties (De Offisiis) by M.Tullius Cicero (106–43 BC) ................. 106 Check questions and tasks to Chapter 2 .............................................................. 107 Chapter 3. Management Thought in the 5th-13th centuries ................................ 109 § 3.1. Byzantine ................................................................................................... 109 3.1.1. Brief Description ......................................................................................... 109 3.1.2. Social structure of Byzantine society in the 4th–7th centuries ................. 113 3.1.3. Justinian and his “Digest” (“the Pandects_) ............................................. 116 3.1.4. The Rhodian Sea Law .................................................................................. 117 3.1.5. The book of the Prefect ............................................................................... 120 § 3.2. Islam and its influence on management ................................................ 121 3.2.1. The emergence of Islam .............................................................................. 121 3.2.2. “Sharia law – the law of muslins’ life” ...................................................... 123 3.2.3. Ibn-Khaldun ................................................................................................. 125 3.2.4. Halal products and services ....................................................................... 126 § 3.3. China and Japan ....................................................................................... 127 3.3.1. China during the Tan dynasty (618–907) .................................................. 127 3.3.2. Japan and laws of tihore ............................................................................. 132 § 3.4. Countries of West Europe ....................................................................... 135 3.4.1. General sources ............................................................................................ 135 3.4.2. “Lex Salica” .................................................................................................. 135 3.4.3. “Capitulare de villis” by Charlemagne ..................................................... 136 3.4.4. St. Thomas Aquinas and his economy ethics ........................................... 137 3.4.5. Case ‘Stratagemic investment project’ ...................................................... 138 3.4.6. F. Braudel’s views on the development of new management forms .................................................................................................... 139 3.4.7. Negative experience of Italian bankers ..................................................... 141 3.4.8. Positive experience of Italian bankers ....................................................... 143 3.4.9. L Pacioli and his ‘Summa de Arithmetica, Geometria, Peoportioni et proportionalita ......................................................................................... 144 3.4.10. Leonaedo da Vinci and his seven principles of thinking ...................... 145 3.4.11. Niccolo Machiavelli ................................................................................... 146 3.4.12. The emergence and development of corporations in France ............... 149 § 3.5. Management thoght development in Russia ........................................ 151 3.5.1. General sources ............................................................................................ 151 3.5.2. “The Tale of Bygone Years” ....................................................................... 151 3.5.3. “The teachings of Vladimir Monomakh” ................................................. 152 3.5.4. “The Russian Truth” ................................................................................... 154 697
Стр.699
3.5.5. “Literature of the Tragic Century in the History of Russia” .................. 153 3.5.6. Notable scientists and sources of the 14th–16th centuries ........................ 156 3.5.7 Russian history of the management thought development in the 17th century-beginning of the18th century ................................................. 160 Check questions and tasks to Chapter 3 ............................................................... 166 Chapter 4. Management Theories in the 19th Century – mid 19th Century ...... 169 § 4.1. Peculiarities of the social and economic development in the 19th century and their influence on management concepts ....................... 169 4.1.1. Technical progress ....................................................................................... 169 4.1.2. Electricity ...................................................................................................... 173 4.1.3. Other inventions .......................................................................................... 174 4.1.4. Emergence and implementation of new ideas in managing the US monetary system in the 18th and 19th centuries .......................... 175 § 4.2. School of science-based management .................................................... 178 4.2.1. The background of scientific management .............................................. 178 4.2.2. “Shop Management” by F.W. Taylor ........................................................ 178 4.2.3. H. Grantt’s charts ........................................................................................ 180 4.2.4. The Gilbrets’ labor rationization theory ................................................... 181 4.2.5. H. Ford’s five principles of industrial organization ................................ 182 4.2.6. H. Emerson’s “Twelve Principles of Efficiency” ..................................... 182 § 4.3. The administrative management school ............................................... 183 4.3.1. H. Fayol as a founder of the administrative management school ........ 183 4.3.2. M Weber and his ideal type of organization management .................... 186 4.3.3. L. Gulick’s and L. Urwick’s contributions to State management .......... 188 § 4.4. The school of human relations................................................................ 189 4.4.1. M. Folett’ and her role in forming the doctrine of human relations ..... 189 4.4.2. Elton Mayor and Hawthorne experiments ............................................... 191 4.4.3. The revision of the. Hawthorne experiment results ............................... 193 § 4.5. From T. More’s “Utopia” to the first decades of the Soviet Power ...... 194 4.5.1. T. More’s “Utopia” ...................................................................................... 194 4.5.2. Kampanella’s utopia “The city of the Sun” (Ital. La citta del Sol) ......... 195 4.5.3 Utopian socialism at the new time ............................................................. 197 4.5.4. Marxism ........................................................................................................ 200 4.5.5. V.I. Lenin, his supporters and the importance of their works. The first decrees and actions of the Soviet Power .............................. 202 4.5.6. A.A. Bogdanov’s universal organization science. Tektology ................. 206 4.5.7. N.D. Kondratyev, the founder of the theory of big cycles in economic activity ............................................................................................... 207 4.5.8. A.V. Chayanov and his approach to farms .............................................. 208 4.5.9. A.K. Gastev and his “Social Engineering”................................................ 210 4.5.10. N.A. Witke’s constructivism and S.G. Strumilin’s planning principles .................................................................................................... 213 4.5.11. V.V. Leontief’s ‘Input- Output’ analysis ................................................. 215 4.5.12. L.P. Kantorovich’s optimal allocation of resources ............................... 216 Check questions and tasks to Chapter4 ................................................................ 217 Chapter 5. Management Thought in the second half of the 20th century and at the beginning of the 20th century .......................................... 219 § 5.1. Quality management ............................................................................... 219 698
Стр.700
5.1.1. History of the problem and sources .......................................................... 219 5.1.2. E. Deming, the first American guru of quality ........................................ 221 5.1.3. G. Guran, an architect of quality ................................................................ 226 5.1.4. F Crosby, “an ardent advocate of quality faultlessness” ........................ 228 5.1.5. Kaom Ishikava (1915–1990) ........................................................................ 230 5.1.6. G. Taguchi (1924–2012) .............................................................................. 231 § 5.2. Strategic management ............................................................................. 233 5.2.1. Publications on strategies and discussion about the classification and periodization of studies ....................................................................... 233 5.2.2. The preanalytical stage (the 1960s – the first half of the 1970s) ............. 235 5.2.3. The stage of forming strategic management as a new scientific discipline(the mid – 1970s–1980s) ............................................................. 235 5.2.4. The development stage based on Russia’s own experience ................... 236 5.2.5. The stage of forming a dynamic theory of strategic management (2001–2010) ................................................................................................... 237 5.2.6. Types of enterprise strategies ..................................................................... 237 § 5.3. “A new school” of the management theory ......................................... 239 5.3.1 Prerequisites for emerging of a new school .............................................. 239 5.3.2. Stages of computer development and application .................................. 240 5.3.3. Prerequisites of ISO ..................................................................................... 241 5.3.4. The essence of ISO ....................................................................................... 242 5.3.5. ISO tasks ....................................................................................................... 243 5.3.6. The problem of ISO tasks integration ....................................................... 244 5.3.7. The systems approach and the systems analysis .................................... 245 5.3.8. C. Barnard and the role of his works ........................................................ 248 5.3.9. H. Simon and decision making problems ................................................ 249 5.3.10 Cybernetics as a science of management ................................................. 251 5.3.11. J. Forrester and his approach.................................................................... 253 5.3.12. Simulation and other qualitative methods ............................................. 255 § 5.4. Russian experience of the development and application of mathematical models and computers in management ...................... 257 5.4.1. V.S. Nemchinov as one of the founders of the Russian economic and mathematical trend .............................................................................. 257 5.4.2. Works on economic and mathematical modeling and management at the macro- and mesolevels in the Ussr in 1960–1980 ................ 258 5.4.3. Modeling and enterprise management in the 1960s ............................... 261 5.4.4. A transition period in enterprise management using computers ......... 263 5.4.5. The intensive development period (1979–1990) ...................................... 264 § 5.5. A new type of human relations (behavior sciences) ............................ 266 5.5.1. D. Macgregor’s theory of “X” and “Y” .................................................... 266 5.5.2. F. Herzberg’s two-factor model ................................................................. 268 5.5.3. A. Maslow’s Vision of Human Nature’ .................................................... 269 5.5.4. K Argiris’ science of action ......................................................................... 271 § 5.6. From organizational learning to knowledge management ............... 272 5.6.1. The first steps of organizational learning (LO) ...................................... 272 5.6.2. The theory of organizational learning: P. Senge and his followers’ Approach ...................................................................................................... 274 5.6.3. Intellectual organization (IO) ..................................................................... 276 Check questions and tasks to Chapter 5 ............................................................... 279 References to Section 1 ............................................................................................ 280 699
Стр.701
Section 2. Organization Theory ............................................................................ 291 Chapter 6. Introduction to the Organization Theory .......................................... 293 § 6.1. Basic notions and the subject of the organization theory ................... 293 § 6.2. The theory of the firm and other organizations ................................... 306 6.2.1. Organizations and their theory in the world system of economic knowledge .................................................................................................... 306 6.2.2. The population-environment links theory or the theory of natural Selection ........................................................................................................ 307 6.2.3. The theory (model) of resource dependence ............................................ 308 6.2.4. The neoclassical theory ............................................................................... 310 6.2.5. The institutional theory ............................................................................... 311 6.2.6. Institutions and norms: the necessary explanations ............................... 312 § 6.3. Methodology, methods and the main tasks of the course .................. 315 Check questions and tasks to Chapter 6 ............................................................... 323 Chapter 7. The organization theory as a fundamental basis of management ...................................................................................................... 325 § 7.1. Cybernetic and synergetic approaches to management organization ........................................................................................................ 325 § 7.2. The significance of the organization theory course in training managers .................................................................................................. 330 § 7.3. Basics of the methodology of organization design .............................. 333 Check questions and tasks to Chapter 7 ............................................................... 352 Chapter 8. Regularities, laws and principles of the organization ..................... 353 § 8.1. Regularities conditioning the organization development .................. 353 § 8.2. The basic laws of the organization ......................................................... 365 § 8.3. Principles of industrial system organization ........................................ 385 Check questions and tasks to Chapter 8 ............................................................... 393 Chapter 9. Basics of industrial systems in the light of the organization theory ................................................................................................... 395 § 9.1. The industrial system. Basic notions and definitions .......................... 395 § 9.2. Industrial system structural organization ............................................. 413 § 9.3. A level representation of an industrial system ..................................... 423 Check questions and tasks to Chapter 9 ............................................................... 439 Chapter 10. The use of the organization theory in industrial system management ............................................................................................... 441 § 10.1. The construction of business models ................................................... 441 § 10.2. The construction of general models providing the synergetic effect........................................................................................................ 448 References to Section 2 ............................................................................................ 456 Section 3. Organizational Behavior as Part of the Management Theory ...... 461 Chapter 11. Theoretical aspects of organizational behavior .............................. 463 § 11.1 A cognitive approach to organizational behavior .............................. 464 § 11.2. A behavioral approach ......................................................................... 466 § 11.3. The social learning approach ................................................................ 467 § 11.4. A criterial basis of a person’s behavior ................................................ 474 700
Стр.702
Check questions and tasks to Chapter 11 ............................................................. 479 Chapter 12.Scientific basics and models of organizational behavior ................ 481 § 12.1. Criteria for assessing theories in organizational behavior ............... 481 § 12.2. The dictionary of studies ....................................................................... 482 § 12.3. Collection, analysis and interpretation of data .................................. 485 § 12.4. Ethic issues in carrying out research ................................................... 487 § 12.5. Organizational behavior models .......................................................... 487 12.5.1. Organizational behavior models of an organization manager ............ 488 12.5.2. The model of an individual. “The big five model” ............................... 490 12.5.3. The competence model “20 faces” ........................................................... 491 12.5.4. The deviation model .................................................................................. 492 12.5.5. The Bill Mobly model of employee turnover ......................................... 402 Check questions and tasks to Chapter 12 ............................................................. 404 Chapter 13. Leadership ........................................................................................... 497 § 13.1. The nature of leadership ........................................................................ 497 § 13.2. The theory of leadership qualities ........................................................ 501 § 13.3. Fiddler’s situational model of effective leadership ............................ 502 § 13.4. The Blake and Mouton managerial grid model ................................. 505 § 13.5. The substitutes for leadership concept ................................................ 508 Check questions and tasks to Chapter 13 ............................................................. 509 Chapter 14. The role of staff management service in forming organizational behavior ................................................................................... 513 § 14.1. The organization of activity of staff management services at Russian Enterprises .............................................................................. 519 § 14.2. The working capacity diagram and ways of overcoming human tiredness In the process of work ................................................ 533 § 14.3. The team cohesion as a reflection of the stability of the organization Functioning ................................................................................ 548 Check questions and tasks to Chapter 14 ............................................................. 560 Chapter 15. Behavior learning. The modification of human behavior in the organization and organizational behavior management ..................................................................................................... 561 § 15.1. Methods of behavior learning .............................................................. 563 § 15.2. The process of conscious learning behavior in an organization ...... 565 § 15.3. The types of behavior compensation in the learning process .......... 566 § 15.4. Organizational behavior modification ................................................ 569 § 15.5. Management of employee behavioral relations ................................. 571 Check questions and tasks to Chapter 15 ............................................................. 574 Chapter 16. Organizational culture ....................................................................... 579 § 16.1. E Schein’s definition of organizational culture .................................. 579 § 16.2. The levels of organizational culture ..................................................... 581 § 16.3. Culture differentiation. Charles Handy’s typology of cultures ....... 583 § 16.4. The school of excellence. Peters and Waterman best run companies ...................................................................................................... 589 701
Стр.703
§ 16.5. Organizational culture description through the organization image. Eight models of organizational development G. Morgan .............................................................................................. 594 of § 16.6. Jesper Runde: “Corporate Religion” .................................................... 699 § 16.7. Conclusions for managers ..................................................................... 601 § 16.8 Organizational culture management .................................................... 602 Check questions and tasks to Chapter 16 ............................................................. 604 Chapter 17. Team building ..................................................................................... 609 § 17.1. Conceptual basics of team building. Classification of teams ........... 611 § 17.2. Approaches to and stages of team building. The necessary conditions for effective team building ............................................... 613 § 17.3. The distribution of roles in a team ....................................................... 619 § 17.4. Peculiarities of the team building process .......................................... 625 Check questions and tasks to Section 3 ................................................................ 632 References to Section 3 ............................................................................................ 636 Conclusion ................................................................................................................ 641 Appendices ............................................................................................................... 643 Glossary ..................................................................................................................... 670 Index of names ......................................................................................................... 683 702
Стр.704