В. Г. Белинский
Г-н Сосницкий на московской сцене в роли городничего
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 2. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1838 -- январь 1840.
Ред. Н. К. Гей. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примеч. В. Г. Березиной.
М., "Художественная литература", 1977.
OCR Бычков М. Н.
И здесь мы говорим так, просто, чтобы только сказать, а совсем не для каких-нибудь сравнений:
это дело не касается Щепкина, и Щепкин не касается этого дела... Другое дело -- г. Живокини, но и здесь
сравнение невыгодно для петербургского артиста:1 фарсы -- это сходство; веселость, достолюбезность
какая-то в самых фарсах и решительный талант во всем прочем -- это разница. Гете сказал, что он
никогда не почитал себя обязанным читать плохих авторов, но что он вменял себе в обязанность
смотреть на посредственных и дурных актеров, чтобы тем лучше ценить хороших2. Не для каких-нибудь
сравнений, а как факт, говорим мы, что только 13 апреля постигли мы талант Щепкина во всей его
бесконечной силе3. Не правда ли, что мысль Гете превосходна? Кстати: г. Самарин дебютировал в роли
Хлестакова. Он подает большие надежды для этой роли, только ему нужно привыкнуть к ней. Но пока
мы еще не видели настоящего Хлестакова: лицо, манеры и тон г. Самарина слишком умны и благородны
для роли Хлестакова, и, по этой причине, он, не будучи в состоянии выполнять ее субъективно, еще не
возвысился до ее объективного понимания и исполнения. Но повторяем: он подает надежды, за что и был
вызван публикою. Изучение -- дело великое: вот чего особенно не должно забывать г. Самарину.
Впрочем, начало его было удачно, хотя еще и далеко не совершенно. Но, во всяком случае, и пьеса, и
театр, и публика в положительном выигрыше от того, что г. Самарин сменил г. Ленского, которого игра
слишком субъективна и производит неприятное впечатление какою-то грубою, нисколько не
художественною естественностию4.
Не говорим о г. Степанове, игравшем роль судьи: его игра чудесна; но скажем, что г. Орлов, в
роли Осипа, превзошел самого себя. Да, у этого артиста решительный комический талант, и мы очень
жалеем, что он так грубо обманывается в своем призвании и искажает трагическими ролями свое
прекрасное дарование. Сыграть хорошо комическую роль так же трудно и так же славно, как и сыграть
хорошо трагическую роль, и еще выше и славнее, нежели сыграть дурно хотя бы самого Гамлета. По
этой же причине, несмотря на то, что в одном журнале очень жестоко и очень остроумно нападают на
тех, которые удивляются или подражают Гоголю, создание такой роли, как роль Осипа, в тысячу, в
миллион раз выше всяких пародий на Шекспира5, и уж, конечно, ничем не ниже создания такой роли,
как, например, роль Уголино или Инно, как ни превосходны обе эти роли...
Вообще "Ревизор" у нас идет хоть куда: есть общность в ходе целой пьесы, а это не шутка. В
последний раз, о котором мы говорим, кроме городничего, все играли более или менее хорошо, начиная
от почтенного судьи Тяпкина-Ляпкина до Мишки.
ПРИМЕЧАНИЯ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
В тексте примечаний приняты следующие сокращения:
Белинский, АН СССР -- В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., тт. I-- XIII.М., Изд-во АН СССР, 19531959.
"Белинский
и корреспонденты" -- В. Г. Белинский и его корреспонденты. М., Отдел рукописей
Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, 1948.
Белинский. Письма -- Белинский. Письма. Редакция и примечания Е. А. Ляцкого, тт. I--III, СПб.,
1914.
"Воспоминания" -- В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. Гослитиздат, 1962.
Стр.1