Изучая сферу спортивной коммуникации, нельзя говорить только о спортивных терминах, об описании экспликации в текстах спортивного дискурса собственно спортивной составляющей соревнований или тренировок. <...> Исследование спортивной коммуникации неизменно приводит к описанию того, как сквозь призму спортивной деятельности и ее объективации в дискурсах репрезентируются наши ментальные особенности, наши представления о «своих» и «чужих», о патриотизме, о национальном характере, о базовых идеологических и политических ценностях. <...> ); наконец, рассматриваются вопросы, связанные с дискурсивными особенностями спортивной сферы (А. <...> Предложенная нами концепция, согласно которой содержательная доминанта спортивного дискурса – мегаконцепт Спорт – имеет статус универсальной идеологемы, позволяет выделить базовые когнитивные признаки данного феномена, описать его с точки зрения лингвокультурологического своеобразия, интерпретировать особенности когнитивной структуры данного концепта посредством выявления базовых когнитивных стереотипов, объективированных в спортивном дискурсе, и, кроме того, позволяет обнаружить точки взаимодействия спортивного дискурсивного пространства с политическим и идеологическим дискурсами. <...> . 6 Детальное изучение лексико-семантического своеобразия экспликации доминант спортивного дискурса – лингвокультурологической идеи Патриотизм, оппозитивных концептов Победа/Поражение, новоидеологемы Олимпиада 2014 даёт возможность прийти к нетривиальным выводам в том числе относительно этнокультурной специфики представлений о важнейших духовных универсалиях русской картины мира, рассмотренных сквозь призму спортивной сферы. <...> Впрочем, нельзя не признать, что спортивный дискурс – источник богатейшего репертуара тем, раскрывать которые предстоит нашим последователям, и, заметим, перспективы этой проблематики в самых разнообразных аспектах поистине необозримы <...>
Русский_спортивный_дискурс_лингвокогнитивное_исследование_.pdf
УДК 811.161.1
ББК 81.2Рус-5
М20
М20
Малышева Е.Г.
Русский спортивный дискурс : лингвокогнитивное исследование :
монография / Е.Г. Малышева. — 4-е изд., стер. — Москва :
ФЛИНТА, 2022. — 369 с. — ISBN 978-5-9765-1286-3. — Текст :
электронный.
Спорт позволяет человеку осознать его общность с соотечественниками, оценить
собственную национальную идентичность, испытать чувство гордости за свою
родину. Изучая сферу спортивной коммуникации, нельзя говорить только о спортивных
терминах, об описании экспликации в текстах спортивного дискурса собственно
спортивной составляющей соревнований или тренировок. Исследование спортивной
коммуникации неизменно приводит к описанию того, как сквозь призму
спортивной деятельности и ее объективации в дискурсах репрезентируются наши
ментальные особенности, наши представления о «своих» и «чужих», о патриотизме,
о национальном характере, о базовых идеологических и политических ценностях. В
данной работе сделана попытка системного описания современного спортивного
дискурса с точки зрения его когнитивно-языковой, и в том числе лингвокультурологической,
специфики.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов
вузов.
УДК 811.161.1
ББК 81.2Рус-5
ISBN 978-5-9765-1286-3
© Малышева Е.Г., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
Оглавление
Предисловие.........................................................................................................................................4
Введение. Спортивное дискурсивное пространство: общая
характеристика и методология описания........................................................................9
1. Дискурс как объект лингвистического исследования................................................9
2. Спортивный дискурс: содержание, структура и границы понятия.
Спортивное дискурсивное пространство.............................................................................15
3. Система концептуальных доминант русского спортивного
дискурсивного пространства ......................................................................................................31
4. Концептуальный анализ дискурса: методология и операциональные
единицы исследования...................................................................................................................40
4.1. Обоснование актуальности лингвокогнитивного описания дискурса.........40
4.2. Когнитивный стереотип как операциональная единица
лингвокогнитивного описания...................................................................................................44
4.3. Концептуальное моделирование как методика лингвокогнитивного
исследования дискурса. Виды концептуальных моделей ...........................................53
4.4. Составление и описание формально-функционального тезауруса
лексических репрезентантов концепта: теоретическое обоснование
методики исследования, организация словаря и прагмалингвистический
комментарий его данных ..............................................................................................................66
5. Выводы..............................................................................................................................................74
Глава 1. «Спорт» как универсальная идеологема. Этнокультурная
специфика концепта ‘Спорт’ сквозь призму когнитивных
стереотипов ........................................................................................................................................81
1.1. Идеологема..................................................................................................................................81
1.1.1. Идеология и идеологема: к вопросу о содержании понятий ........................81
1.1.2. Классификация идеологем. Универсальная идеологема.................................91
1.2. Универсальная идеологема ‘Спорт’ в современном спортивном дискурсе:
лингвокультурологический анализ .......................................................................................102
1.2.1. ‘Спорт’ как универсальная идеологема: обоснование избранного
аспекта описания.............................................................................................................................102
1.2.2. Идеологема ‘Спорт’ как когнитивная доминанта советской и
постсоветской политической и идеологической картин мира................................105
1.3. Универсальная идеологема ‘Спорт’: этнокультурная специфика ...............123
1.3.1. Интерпретация этнокультурной специфики концепта ‘Спорт’
посредством базовых когнитивных стереотипов...........................................................123
366
Стр.366
1.3.2. Идеологема ‘Олимпиада 2014’ в спортивном дискурсе: языковая
репрезентация с опорой на национальные культурные коды .................................141
1.4. Выводы........................................................................................................................................152
Глава 2. Концептуальные модели с означаемым ‘Спорт’.................................158
2.2. Концептуальные метафорические модели с означаемым ‘Спорт’ в
спортивном журналистском дискурсе.................................................................................158
2.2.1. Метафорическая модель ‘Спорт – это война’....................................................158
2.2.2. Метафорическая модель ’Спорт – это смерть’...................................................181
2.3. Концептуальная метонимическая модель ‘Спорт – это смерть’...................191
2.4. Выводы........................................................................................................................................203
Глава 3. Лексико-семантическая объективация концептов
‘Патриотизм’ и ‘Победа’ в спортивном журналистском дискурсе:
тезаурусное описание.................................................................................................................205
3.1. Обоснование выбора материала исследования......................................................205
3.2. Лингвокультурная идея ‘Патриотизм’ в спортивном дискурсе:
содержательная специфика........................................................................................................207
3.3. Лексико-семантическая специфика репрезентации концепта
‘Патриотизм’ в спортивном журналистском дискурсе...............................................215
3.4. Концепт ‘Победа’ в спортивном журналистском дискурсе:
формально-функциональный тезаурус лексических репрезентантов.................233
3.5. Лексико-семантическая специфика репрезентации концепта ‘Победа’..243
3.6. Концептуальные метонимические модели с означаемым ‘Победа’ в
спортивном дискурсе....................................................................................................................251
3.6.1. Концептуальная метонимическая модель ‘Победа – преодоление’........251
3.6.2. Концептуальная метонимическая модель ‘Победа – необходимость’ ..254
3.6.3. Концептуальная метонимическая модель ‘Победа – расчет’ .....................255
3.6.4. Концептуальная метонимическая модель ‘Победа – случайность’ ......258
3.7. Выводы........................................................................................................................................260
Глава 4. Языковая личность спортивного телевизионного
комментатора: типологическое описание....................................................................264
4.1. Определение понятия «дискурсивная языковая личность» ............................264
4.2. Дискурсивная языковая личность в спортивном дискурсе..............................272
4.2.1. Параметры типологического описания ..................................................................272
4.2.2. Коммуникативные типы дискурсивных языковых личностей
спортивных комментаторов ......................................................................................................280
4.2.2.1. Комментатор-«репортёр»...........................................................................................280
4.2.2.2. Комментатор-«аналитик» и комментатор-«знаток». Дискурсивная
языковая личность В. Маслаченко ........................................................................................284
367
Стр.367
4.2.2.3. Комментатор-«ироник». Дискурсивная языковая личность В.
Уткина...................................................................................................................................................290
4.2.2.4. Комментатор-«балагур» и комментатор-«болельщик».
Дискурсивная языковая личность Г. Черданцева..........................................................305
4.2.2.5. Комментатор-«актёр». Дискурсивная языковая личность
основоположников жанра телевизионного спортивного репортажа Н.Н.
Озерова и К.И. Махарадзе.........................................................................................................311
4.2.2.6. Выводы ................................................................................................................................318
Заключение.......................................................................................................................................321
Список использованной литературы..............................................................................325
Словари и справочная литература: .................................................................................325
Научная литература:..................................................................................................................326
368
Стр.368