Речевая коммуникация в туризме Учебное пособие •ФЛИНТА• Захаров К. М. <...> Использование языка как инструмента социальной власти . <...> Деловой этикет как необходимый компонент профессиональной культуры . <...> Умение найти подход к каждому клиенту является важной составляющей деятельности работника в туристическом бизнесе. <...> Для этого нужно знать, чем отличается разговорный, повседневный стиль общения от делового, и иметь правильные представления о синтаксисе родного и иностранного языка. <...> Язык — это система правил, объединяющая элементы разных уровней: фонетического (звуки и интонации), морфологического (части слова), лексического (слова) и синтаксического (предложения). <...> По словарю Ожегова «Язык это — исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе»1. <...> Трактовка понятия «речь» более обширна: это способность говорить, говорение; деятельность по использованию языкового кода; язык в действии; особенность говорящего, его индивидуальность. <...> Нужно уметь правильно определять и стиль общения, статус и настроение аудитории, уместность речи. <...> Имеется в виду, что говорение возможно, а понятийного обмена нет. <...> Рассмотрим, каким может быть общение: при помощи жестов (азбука глухонемых, язык танца, пластики); 9 письменным (например, эпистолярным) — автор общается с читателем через текст книги, статьи, дневника и т.п.; с различной эмоциональной окраской: безличное обращение, дружеская переписка, общение по модели «клиент-заказчик» (деловой стиль); активным и пассивным, в зависимости от ситуации; целенаправленным, то есть выполняющим побуждающую, информативную, убеждающую функции и т. д. <...> В тоже время речевая коммуникация предполагает наличие определенного стиля и т.д. <...> В книге В.П. Морозова «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация» дается следующее определение <...>
Речевая_коммуникация_в_туризме_(1).pdf
Захаров К. М.
Речевая
коммуникация в
туризме
Учебное пособие
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 80:379.845
ББК 65.43
З38
З38
Захаров К. М.
Речевая коммуникация в туризме [Электронный ресурс]: учеб.
пособие. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 211 с.
ISBN 978-5-9765-17-03-5
Пособие содержит материал по обучению будущих специалистов в сфере туризма
основам речевой коммуникации. В нем содержатся сведения об актуальных
проблемах межкультурной коммуникации, функциональных стилях языка, совершенствовании
навыков говорения, чтения, письменной речи, а также разрешении
конфликтных ситуаций в сфере туризма.
Для студентов вузов и учащихся колледжей, а также для тех, кто желает
улучшить свои навыки коммуникации в бытовой и профессиональной сфере.
УДК 80:379.845
ББК 65.43
ISBN 978-5-9765-17-03-5
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .......................................................................................................... 6
Глава 1. Значение коммуникации в жизни людей. Понятие о языке и
речи .................................................................................................................. 7
§1. Определение понятий «язык» и «речь»................................................... 7
§2. Общение как особый вид человеческой деятельности............................ 9
§3. Понятие «коммуникативная компетенция» .......................................... 10
Глава 2. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации ........... 15
§ 1. Понятие «культура» как междисциплинарная научная проблема ....... 15
§2. Проблемы межкультурной коммуникации ........................................... 16
Глава 3. Культурные различия в невербальной коммуникации. ............ 20
§1. Некоторые типично российские средства невербального общения...... 22
§ 2. Особенности невербалики у представителей других культур ............. 25
Глава 4. Функциональные стили языка..................................................... 35
§1. Значение существования различных стилей языка ............................... 35
§2. Классификация функциональных стилей ............................................. 38
§ 3. Использование языка как инструмента социальной власти ................. 59
Глава 5. Развитие основных видов речевой деятельности.
Совершенствование навыков и умений слушания ................................... 71
§ 1. Место речевой деятельности в системе общей деятельности человека.
.................................................................................................................... 71
§ 2. Психолого-лингвистические основы аудирования .............................. 74
§ 3. Факторы, влияющие на успешность восприятия речи на слух ............ 77
§ 4. Упражнения, направленные на формирование навыков эффективного
слушания..................................................................................................... 81
Глава 6. Совершенствование навыков и умений говорения.................... 88
§
1.
Говорение
как
вид
речевой
деятельности.
Его
психологофизиологические
характеристики .............................................................. 88
§ 2. Определение монолога ......................................................................... 91
3
Стр.3
§ 3. Характерные особенности диалогической речи................................... 93
§ 4. Виды диалогов ..................................................................................... 95
Глава 7. Совершенствование навыков и умений чтения ....................... 100
§1. Чтение как вид речевой деятельности. Значение чтения в жизни людей
.................................................................................................................. 100
§2. Психофизиологический механизм чтения .......................................... 104
§3. Виды чтения, их характерные особенности ........................................ 108
§4. Недостатки традиционного чтения ..................................................... 111
Глава 8. Совершенствование навыков и умений письменной речи ...... 116
§ 1. Определение письма и письменной речи ........................................... 116
§ 3. Официально-деловые тексты ............................................................. 121
Глава 9. Техника речи ................................................................................ 127
§ 1. Определение техники речи ................................................................ 127
§2. Фонационное (речевое) дыхание ........................................................ 131
§ 3. Профессиональный голос................................................................... 134
§4. Интонация и логическое ударение ...................................................... 145
Глава 10. Этика и психология речевого поведения. Эго-состояния
клиента и их использование в коммуникации ........................................ 156
§ 1. Понятие об этике, этикете и речевом этикете .................................... 156
§ 2. Теория речевого этикета .................................................................... 159
§ 3. История становления русского этикета ............................................. 160
§ 4. Специфика русского речевого этикета............................................... 164
§ 5. Аспекты речевого этикета .................................................................. 167
§ 6. Этикетные формулы типичных ситуаций .......................................... 168
Первая ситуация — знакомство или представление................................. 168
§ 8. Эго-состояния клиента ....................................................................... 177
Глава 11. Деловое общение в туризме....................................................... 183
§ 1. Деловой этикет как необходимый компонент профессиональной
культуры ................................................................................................... 183
§ 2. Деловой этикет в речевой деятельности ............................................ 186
4
Стр.4
§ 3. Манеры человека в деловой обстановке . ............................................. 187
§ 4. Правила использования визитных карточек ........................................ 189
§ 5. Этика пользования телефонами ............................................................ 191
§ 6. Стратегия и тактика прохождения интервью с целью поступления на
работу . ........................................................................................................... 194
Глава 12. Разрешение конфликтных ситуаций в туристском бизнесе .. 201
§ 1. Причины возникновения конфликтов в сфере туризма ...................... 201
§ 2. Особенности труда специалистов в туризме........................................ 204
§ 3. Конфликтология как междисциплинарная наука . ............................... 206
§ 4. Рекомендации по выходу из конфликтных ситуаций . ........................ 207
Стр.5
Введение
Правильная и грамотная речь — залог вашего успеха. Не секрет, что в
работе с клиентами важен выбор каждого слова. Как представитель фирмы,
помимо опрятного внешнего вида, вы обязаны иметь грамотную речь.
Умение найти подход к каждому клиенту является важной составляющей
деятельности работника в туристическом бизнесе. Знание основ культуры
речи помогает избежать недопонимания и недоговоренности.
Представитель туристической компании должен уметь вести как
личные, так и официальные телефонные переговоры (даже с собеседником из
другой страны), нередко решая при этом разнообразные проблемы.
Быть грамотным человеком важно и при составлении деловой
корреспонденции. Для этого нужно знать, чем отличается разговорный,
повседневный стиль общения от делового, и иметь правильные
представления о синтаксисе родного и иностранного языка.
Красивая и грамотная речь — это признак профессионализма
сотрудника. Благодаря знаниям правил письменной и устной речи становится
возможным карьерный рост и достижение новых высот в туристической
сфере.
Стр.6