ВОЛГОГРАДСКАЯ И КАМЫШИНСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЦАРИЦЫНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО УНИВЕРСИТЕТА преп. <...> Moнтанистское почитание Евы, вероятно, было негативной реакцией на подчеркивание ее роли в качестве «первого грешника» ортодоксальными богословами в IV–V вв. <...> Ортодоксальная Церковь управляется епископами, но монтанистский раскол – патриархами в Пепузе. <...> ПРОСОПОГРАФИЧЕСКИЙ И ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ Иоанно-Предтеченский Железноборовский монастырь основан прп. <...> Волость Железный Борок, где стоит обитель и находилась часть ее вотчин, еще в 1450 г., видимо, входила в Галичский уезд 1, а позднее, до конца XVI в., числилась в Луговой половине Костромского уезда 2. <...> Да и сам Железноборовский монастырь находится гораздо ближе к Бую, нежели к Галичу, прямого сообщения с которым не имеет. <...> Видимо, в этом и кроется причина того, что в различных публикациях Железноборовский монастырь, равно как и его основатель, именуются то Костромскими, то Галичскими. <...> В его основу положены данные составленной мною картотеки по населенным пунктам и жителям Галичского уезда. <...> Галичского уезда 113 Продолжение таблицы Публикация Каштанов С.М. <...> Преподобный Иаков, игумен Железноборовский чудотворец и основанный им ИоанноПредтеченский Железноборовский монастырь Костромской епархии. <...> Перейдем к комментированию чудес, связанных с Галичским уездом, – по именам исцеленных и территориально. <...> И я очень настаивал бы, – будучи на вашем месте, – чтобы Илиодор написал эту книгу. <...> Из Америки в Россию Илиодор попадает в 1918 г., сразу оказываясь в гуще политической жизни. <...> Подъезжая к Екатеринбургу, Илиодор узнал, что здесь коммунисты держат царя с семьей. <...> // Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. <...> Самая поздняя информация при описании монастырского хозяйства давалась автором только до 1905 г. 3 ПРАВОСЛАВИЕ В ИСТОРИИ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ 139 На наш взгляд, список монастырей, составленный <...>
Мир_Православия__Сб._статей._Вып._8..pdf
ВОЛГОГРАДСКАЯ И КАМЫШИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
БОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ЦАРИЦЫНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО УНИВЕРСИТЕТА
преп. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИР ПРАВОСЛАВИЯ
Сборник статей
Выпуск 8
Волгоград 2012
Стр.1
2
ББК 86.37
М63
Одобрено Синодальным информационным отделом
Русской Православной Церкви
Составители:
Н.Д. Барабанов, О.А. Горбань
Редакционная коллегия:
митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (отв. редактор);
Н.Д. Барабанов (отв. секретарь); И.О. Тюменцев;
О.А. Горбань; В.Г. Патрин; А.А. Пржегорлинский, иерей;
Климент (Наумов), иеромонах
Мир Православия [Текст] : сб. ст. – Вып. 8 / сост.:
М63
Н. Д. Барабанов, О. А. Горбань ; Волгогр. и Камышинская епархия
Рус. Православ. Церкви, Богослов. фак. Царицын. православ.
ун-та преп. Сергия Радонежского, Волгогр. гос. ун-т ; редкол.:
митр. Волгогр. и Камышин. Герман (отв. ред.) [и др.]. – Волгоград
: Изд-во ВолГУ, 2012. – 598 с.
ISBN 978-5-9669-1011-2
Восьмой выпуск сборника «Мир Православия» содержит статьи, отражающие
результаты исследований, проводимых специалистами волгоградских
вузов (Царицынского православного университета преп. Сергия Радонежского,
Волгоградского государстенного университета, Волгоградского
государственного социально-педагогического университета), а также различных
научных центров России, Украины, Болгарии, Венгрии, Греции,
Сербии, Словакии, Франции.
Предназначен для специалистов в области богословия, истории, филологии,
студентов гуманитарных факультетов вузов и всех интересующихся
вопросами Православия.
ББК 86.37
ISBN 978-5-9669-1011-2
© Авторы статей, 2012
© Барабанов Н. Д., Горбань О. А.,
составление, 2012
© Волгоградская и Камышинская епархия
Русской Православной Церкви, 2012
© Оформление. Издательство Волгоградского
государственного университета, 2012
ИЗ ИСТОРИИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ИЗ ИСТОРИИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
Дряхлов В.Н. (Киров).
Миссионеры и язычники в Галлии
в эпоху крушения Западной Римской империи ............................ 3
Стефанов Павел, архимандрит (Шумен, Болгария).
Женщины в монтанистском духовенстве ..................................... 13
ПРАВОСЛАВИЕ В ИСТОРИИ ВИЗАНТИИ
Барабанов Н.Д. (Волгоград).
Праздник Рождества св. Иоанна Предтечи
в византийской народной традиции .............................................. 33
Коноводов И.В. (Волгоград).
Интеллектуальный и физический труд
в византийских монастырях X – XII вв. ....................................... 66
Пржегорлинский А.А., священник (Волгоград).
«Единые уста и единое сердце» пророка Аввакума
и святителя Феолипта Филадельфийского: к вопросу
о природе богообщения в византийской патристике .................. 81
ПРАВОСЛАВИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ
Ляпин Д.А. (Елец).
Эсхатологический мотив «Повести временных лет» .................. 91
Авдеев А.Г. (Москва).
«Чудеса преподобного Иакова Железноборовского».
Просопографический
и историко-географический комментарий ......................................... 109
Иванов С.М. (Волгоград).
Возвращение бывшего иеромонаха Илиодора (Труфанова)
в советскую Россию ...................................................................... 128
Стр.597
СОДЕРЖАНИЕ
ПРАВОСЛАВИЕ
В ИСТОРИИ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
Редькина О.Ю. (Волгоград).
Монастырское хозяйство в Саратовской губернии
по данным всероссийской сельскохозяйственной
и городской переписи 1917 года .................................................. 138
Климент (Наумов), иеромонах, Антонов Д.Д. (Волгоград).
Список репрессированных священнослужителей
и церковнослужителей Волгоградской епархии
(Вторая часть) ................................................................................ 158
Мордвинов С.В. (Волгоград).
Отчеты уполномоченного Совета
по делам Русской Православной Церкви при СНК ССС
по Сталинградской области 1944 – 1945 гг.
как исторический источник ......................................................... 206
Соколова М.И. (Волгоград).
Государственная политика
в отношении Церкви в начале 1960-х годов
(на примере Волгоградской области) ......................................... 215
ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОЛОГИЯ
Аврамов В.В. (Волгоград).
Категории «символ» () и «образ» ()
в ареопагитском корпусе .............................................................. 232
Кутковой В.С. (Великий Новгород).
Проблемы языка и стиля в православной иконописи
(к дискуссии в православной иконологии) ................................. 272
Лепахин В.В. (Сегед, Венгрия).
Сказания о чудотворных иконах
в книге Агапия Ландоса Грешных спасение
(По переводам С. Бакачича
и иеродиакона Дамаскина Чудовского) ...................................... 291
595
Стр.598
596
СОДЕРЖАНИЕ
ПРАВОСЛАВНЫЙ ЕВХОЛОГИОН
Патрин В.Г. (Париж, Франция).
«Камень преткновения»: учение о молитве ко Христу
у Оригена в контексте генезиса практики
«молитвы Иисусовой» .................................................................. 330
Ларионов А.В. (Фессалоники, Греция).
Полемика о способе возглашения тайных молитв
божественной литургии в практике современной
Греческой Церкви (обзор публикаций по вопросу тайного
и гласного чтения молитв литургии) .......................................... 354
ПРАВОСЛАВИЕ И ЯЗЫК
Гадомский А.К. (Симферополь, Украина).
Краткий очерк истории теолингвистики .................................... 378
Петрикова А. (Прешов, Словакия).
Отражение религиозного сознания
в тексте проповеди ........................................................................ 397
Горбань О.А. (Волгоград).
Глаголы со значением «совершать богослужение»
в древнерусских памятниках письменности .............................. 415
Байич Р. (Белград, Сербия).
Нека запажања о карактеристикама
српског богослужбеног језика
на морфолошком нивоу ................................................................ 457
Хлебников Б.Е. (Волгоград).
Богословский аспект
понимания употребления причастных форм
новоцерковнославянского языка
(на материале Евангелия от Матфея) .......................................... 466
Уварова И.Ю. (Волгоград).
Глагольная лексика в Житии Феодосия Печерского
по Синодальному изданию .......................................................... 473
Стр.599
СОДЕРЖАНИЕ
ПРАВОСЛАВИЕ И ЛИТЕРАТУРА
Жаравина Л.В. (Волгоград).
Наука о литературе в религиозном измерении .......................... 478
Пятаева А.В. (Волгоград).
Жизнь как море житейское: об одном архетипическом образе
русской романтической поэзии ................................................... 486
Птицына Е.А. (Волгоград).
Мотив преодоления греховности
в повести А.С. Пушкина «Выстрел» ........................................... 493
Манаенкова Е.Ф. (Волгоград).
Религиозный дух лирического творчества
М.Ю. Лермонтова зрелой поры ................................................... 501
Гольденберг А.Х. (Волгоград).
Святитель Иннокентий Херсонский в духовной
и творческой биографии Н.В. Гоголя ......................................... 508
Солодкова С.В. (Волгоград).
К вопросу о теодицее и природе сатиры
в творчестве А.К. Толстого .......................................................... 521
Семикина Ю.Г. (Волгоград).
Религиозные мотивы в повести Л.Н. Толстого
«Детство. Отрочество. Юность»
и в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» ............................... 531
Компанеец В.В. (Волгоград).
Творчество И.С. Шмелева в контексте Православия ................ 542
Кириллова И.В. (Волгоград).
Творчество А. Платонова в контексте
русской религиозно-философской мысли ХХ века ................... 551
Леонов И.С. (Москва).
Поэтика малой прозы протоиерея Николая Агафонова ............ 558
***
Тинина З.П. (Волгоград).
In memoriam ................................................................................... 583
597
Стр.600