Интегральным показателем технического состояния подвижного состава парка является коэффициент технической готовности, на величину которого влияют отказы различных агрегатов и узлов автомобилей. <...> Коэффициент технической готовности парка обусловлен техническим состоянием отдельных составных частей автомобиля. <...> Основную долю издержек на поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии составляют затраты на текущий ремонт [17]. <...> Распределение неисправностей по составным частям автомобиля зависит от транспортных условий, условий эксплуатации, качества выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту, выполняемых на линии, в зонах и участках производственно-технической базы предприятия. <...> При этом качество работ определяется состоянием ресурсов технической службы – подвижным составом, производственно-технической базой, кадровым обеспечением, материально-техническим обеспечением, организационным, информационным и финансовым обеспечением. <...> Знание основных дефектоносных составных частей автомобилей в парке и отслеживание динамики возникновения отказов во время эксплуатации могут позволить более целенаправленно производить различные, в т. ч. технические, воздействия, при обслуживании и ремонте автомобилей. <...> Цель использования инструментов контроля качества выявление проблем, подлежащих первоочередному решению на основе сбора, обработки и анализа статистического материала для последующего улучшения 3 качества процесса поддержания требуемого уровня технического состояния автомобилей автотранспортного предприятия. <...> Опыт эксплуатации автомобильного транспорта показывает, что автотранспортные предприятия могут нести значительные потери от убытков, связанных с некачественными и несвоевременными решениями при организации и управлении производством технического обслуживания и ремонта автомобилей. <...> Деловая игра – эффективный способ изучения вопросов <...>
Организация_и_управление_технологическим_процессом_текущего_ремонта_автомобиля.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сибирский федеральный университет
В. И. Гринцевич
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ
ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
Допущено УМО вузов РФ по образованию в области
транспортных машин и транспортно-технологических
комплексов в качестве учебного пособия для студентов
вузов, обучающихся по специальности «Автомобили и
автомобильное хозяйство» направления подготовки
«Эксплуатация наземного транспорта и транспортного
оборудования» и направления подготовки бакалавров
«Эксплуатация транспортных средств» 09 августа 2011 г.
Красноярск
СФУ
2012
1
Стр.2
УДК 629.113/.114.004.67(07)
ББК 30.83я73
Г856
Рецензенты:
С. Н. Лесников, директор МП «Красноярское пассажирское
автотранспортное предприятие № 5»
И. В. Голубев, кандидат технических наук,
заведующий кафедрой АТЛМ СибГТУ
Гринцевич, В. И.
Г856 Организация и управление технологическим процессом текущего
ремонта автомобилей : учеб. пособие / В. И. Гринцевич. –
Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012. – 182 с.
ISBN 978-5-7638-2643-2
Рассмотрены вопросы совершенствования организации и управления производством
ремонта транспортных средств в автотранспортных предприятиях с
использованием имитационной модели и вычислительной техники. Приведены
материалы для выполнения теоретических и практических занятий по технической
эксплуатации автомобилей в форме деловой игры.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 150200
(190601.65) «Автомобили и автомобильное хозяйство» направления подготовки
дипломированных специалистов 653300 (190600.65) «Эксплуатация наземного
транспорта и транспортного оборудования» и направления подготовки бакалавров
552100 (190500.62) «Эксплуатация транспортных средств», а также инженерно-технических
работников автотранспортных предприятий и станций технического
обслуживания автомобилей при совершенствовании производства технического
обслуживания и ремонта автомобилей, при аттестации, повышении квалификации
и приобретении практических навыков грамотного оперативного
управления технологическим процессом текущего ремонта автотранспортных
средств.
УДК 629.113/.114.004.67(07)
ББК 30.83я73
ISBN 978-5-7638-2643-2
2
© Сибирский федеральный университет, 2012
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 3
Глава 1. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ТЕКУЩЕГО
РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
............................................................................................................. 6
1.1. Инструменты управления качеством. Общие сведения ...................... 7
1.1.1. Контрольный листок .................................................................................. 8
1.1.2. Графики ....................................................................................................... 8
1.1.3. Гистограмма .............................................................................................. 15
1.1.4. Метод стратификации .............................................................................. 18
1.1.5. Диаграмма Парето .................................................................................... 19
1.1.6. Причинно-следственная диаграмма ....................................................... 22
1.1.7. Диаграммы разброса ................................................................................ 23
1.1.8. Контрольные карты .................................................................................. 27
1.2. Решение проблем с использованием инструментов контроля
качества .......................................................................................................... 31
1.3. Деловая игра «Анализ показателей
функционирования
технической службы АТП» .......................................................................... 32
1.3.1. План ........................................................................................................... 33
1.3.2. Общие указания ........................................................................................ 34
1.3.3. Условия проведения................................................................................. 35
1.3.4. Выбор неисправностей автомобилей ..................................................... 35
1.3.5. Выбор данных для определения показателей технического
состояния автомобилей ..................................................................................... 35
1.3.6. Распределение неисправностей
по составным частям
автомобиля .......................................................................................................... 36
1.3.7. Построение причинно-следственной диаграммы ................................. 37
1.3.8. Анализ показателей технического состояния автомобилей с
помощью диаграммы Парето ............................................................................ 40
1.3.9. Оценка состояния ресурсов предприятия .............................................. 43
1.3.10. Выбор статистик изменения показателей
технического
состояния автомобилей ..................................................................................... 44
1.3.11. Анализ показателей технической службы с помощью
Z-образной диаграммы ...................................................................................... 48
1.3.12. Анализ показателей технической службы с помощью
диаграмм разброса ............................................................................................. 51
1.3.13. Анализ показателей технической службы с помощью
контрольной карты x R− ................................................................................. 52
1.3.14. Содержание отчета ................................................................................. 55
Вопросы и задания для самоконтроля к главе 1 ............................................. 56
Глава 2. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ ТЕКУЩЕГО
РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ ..................................................... 58
2.1. Общие сведения ...................................................................................... 58
180
Стр.181
2.2. Основные понятия .................................................................................. 61
2.2.1. Организация и управление производством
технического
обслуживания и ремонта автомобилей ............................................................ 61
2.2.2. Понятие о моделировании ....................................................................... 64
2.2.3. Понятие об имитационном моделировании .......................................... 65
2.3. Методы организации технического обслуживания и ремонта
автомобилей ................................................................................................... 68
2.4. Системы организации и управления ремонтом автомобилей с
центром управления производством ........................................................... 78
2.5. Имитационная модель оперативного управления ............................. 90
2.5.1. Составление содержательного описания объекта моделирования
.................................................................................................................... 90
2.5.2. Концептуальная модель объекта моделирования ................................. 96
2.5.3. Формализация объекта моделирования ................................................. 98
2.5.4. Имитационная модель оперативного управления .............................. 101
2.6. Управление производством ремонта автомобилей с использованием
имитационной модели ................................................................... 103
2.7. Функции оператора центра управления текущим ремонтом
автомобилей ................................................................................................. 111
2.8. Характеристика системы организации и управления производством
ремонта автомобилей ............................................................. 112
2.9. Совершенствование информационного обеспечения ремонта
автомобилей ................................................................................................. 113
2.10. Деловая игра «Организация и управление технологическим
процессом текущего ремонта автомобилей» ........................................... 118
2.10.1. Материальное обеспечение ................................................................. 118
2.10.2. План ....................................................................................................... 118
2.10.3. Общие указания .................................................................................... 119
2.10.4. Условия проведения............................................................................. 120
2.10.5. Выбор неисправностей ........................................................................ 121
2.10.6. Распределение неисправностей по видам работ. Определение
специализированных каналов ......................................................................... 123
2.10.7. Составление сменно-суточного плана работ..................................... 128
1.10.8. Контроль выполнения задания ........................................................... 134
2.10.9. Оценка эффективности сменно-суточного плана работ ................. 137
2.10.10. Содержание отчета ............................................................................. 138
Вопросы и задания для самоконтроля к главе 2 ........................................... 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................... 142
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .......................................................... 143
ПРИЛОЖЕНИЕ ............................................................................................... 146
181
Стр.182