Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Культура и образование: принципы взаимодействия (250,00 руб.)

0   0
Первый авторТарасова М. В.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц362
ID245609
АннотацияВ монографии «Культура и образование: принципы взаимодействия» рассматривается специфика взаимовлияния двух систем – системы культуры и системы образования, выявлены образовательные принципы саморазвития системы идеалов культуры, раскрыт образовательный потенциал идеалов технической, научной, художественной культуры.
Кому рекомендованоДля культурологов, философов образования, искусствоведов, педагогов, а также всех, интересующихся теорией реализации образовательных возможностей идеалов культуры.
ISBN978-5-7638-2726-2
УДК303.446.23+378.147
ББК71.07+74.480
Тарасова, М. В. Культура и образование: принципы взаимодействия : монография / М. В. Тарасова .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012 .— 362 с. : ил. — Библиогр.: с. 329-360 (561 назв.) .— ISBN 978-5-7638-2726-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/245609 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-S-7638-2726-2 В монографии «Культура и образование: принципы взаимодействия» рассматривается специфика взаимовлияния двух систем – системы культуры и системы образования, выявлены образовательные принципы саморазвития системы идеалов культуры, раскрыт образовательный потенциал идеалов технической, научной, художественной культуры. <...> Традиционные концепции системы культуры: элементный и структурный анализ . <...> Традиционные концепции корреляции систем культуры и образования . <...> Образовательные возможности идеала гуманитарной научной культуры . <...> Традиционные концепции образовательной функции художественной культуры . <...> Специфика религиозной подсистемы культуры нашла отражение в работах Д.В. Пивоварова, Ю. Семенова <...> Космоцен9 Введение трический метод постижения культуры как посредника взаимосвязи конечного и бесконечного начал реализован в работах В.С. Соловьева, В.И. Вернадского, Н.К. Рериха, И. <...> 11 Введение С целью изучения образовательного качества идеалов системы культуры была сформулирована следующая гипотеза: культура, фундированная идеалами, с целью саморазвития инициирует появление системы образования, что сообщает идеалам культуры имманентное образовательное качество и приводит в действие закон образовательной рефлексии. <...> Крайне важно изучить традиционные концепции корреляции культуры и образования; раскрыть закономерности функционирования диалектической системы образования в идеалофундированной системе культуры. <...> Система культуры целого, что и дает возможность «множество различных культур и культурных традиций … рассматривать как единство – как культуру человека». <...> Но тот исходный тезис, что не человек создает культуру, но культура – человека, что система культуры – свободный и саморегулируемый «поток» прогрессивно развивающихся и взаимодействующих элементов, чрезвычайно ценен. <...> для обозначения элемента системы культуры использует понятие «культурный идеал». <...> Элементами <...>
Культура_и_образование_принципы_взаимодействия.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.362
Культура_и_образование_принципы_взаимодействия.pdf
м.в. тарасова Культура и образование: принципы взаимодействия Монография Гуманитарный институт
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет М.В. Тарасова Культура и образование: принципы взаимодействия Монография Красноярск СФУ 2012
Стр.2
УДК 303.446.23+378.147 ББК 71.07+74.480 Т-19 Рецензенты: Д.В. Пивоваров, доктор философских наук, профессор Уральского федерального университета; Н.С. Буртасова, кандидат философских наук, доцент СибГТУ Тарасова М.В. Т-19 Культура и образование: принципы взаимодействия: монография / М.В. Тарасова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 360 с. ISBN 978-S-7638-2726-2 В монографии «Культура и образование: принципы взаимодействия» рассматривается специфика взаимовлияния двух систем – системы культуры и системы образования, выявлены образовательные принципы саморазвития системы идеалов культуры, раскрыт образовательный потенциал идеалов технической, научной, художественной культуры. Для культурологов, философов образования, искусствоведов, педагогов, а также всех, интересующихся теорией реализации образовательных возможностей идеалов культуры. УДК 303.446.23 + 378.147 ББК 71.07 + 74.480 ISBN 978-S-7638-2726-2 © Сибирский федеральный университет, 2012
Стр.3
оглавление ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................ 5 ГЛАВА 1. СИСТЕМА КУЛЬТУРЫ ............................................................ 14 1.1. Традиционные концепции системы культуры: элементный и структурный анализ .................................................14 1.1.1. Определение системы культуры................................................14 1.1.2. Системообразующие элементы культуры .............................. 22 1.1.3. Структурный анализ системы культуры ................................ 29 1.2. Идеал как системообразующий элемент культуры ..................... 37 1.2.1. Культура как практика культивирования идеалов целостности бытия ..................................................... 37 1.2.2. Понятие «идеал» ........................................................................ 40 1.2.3. Культурные идеалы ................................................................... 43 1.3. Идеалофундированная система культуры .................................... 47 1.3.1. Функционирование идеалофундированной системы культуры ..................................................................... 47 1.3.2. Структура идеалофундированной системы культуры ......... 50 1.3.3. Методологические возможности оперирования понятием идеалофундированной системы культуры............................. 62 Выводы .............................................................................................................. 63 ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ........................................... 66 2.1. Традиционные концепции системы образования ........................ 66 2.1.1. Многоаспектность системы образования ............................... 67 2.1.2. Диктатные системы образования ............................................ 73 2.1.3. Энтузиазные системы образования ......................................... 80 2.1.4. Общие основания диктатных и энтузиазных систем образования ................................................................... 87 2.2. Идеал в системе образования ......................................................... 92 2.2.1. Многоаспектность элемента системы образования .............. 93 2.2.2. Идеальное качество базового элемента системы образования ................................................................ 98 2.2.3. Определение идеала в системе образования ........................ 108 2.3. Диалектическое качество системы образования.........................113 2.3.1. Синтетическая система образования .....................................113 2.3.2. Закон диалектики в системе образования .............................116 2.3.3. Специфика субъектов образовательногоотношения ...........119 2.3.4. Сущность образовательного диктата и образовательного энтузиазма в диалектической системе образования ............121 2.3.5. Структура диалектической системы образования .............. 125 Выводы ............................................................................................................ 134 3
Стр.4
ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ ИДЕАЛОФУНДИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ 137 3.1. Традиционные концепции корреляции систем культуры и образования .....................................................137 3.2. Функционирование системы образования в идеалофундированной системе культуре ..................................153 3.2.1. Открыто-закрытое состояние идеалофундированной системы культуры ....................................................................153 3.2.2. Образовательное качество идеалофундированной системы культуры ....................................................................163 3.2.3. Роль системы образования в идеалофундированной системе культуры .....................................................................165 3.3. Уровни образования в идеалофундированной системе культуры .............................................................................174 3.3.1. Аспекты функциональной определенности культуры .........175 3.3.2. Образовательные уровни идеалофундированной системы культуры ...................................................................179 Выводы ............................................................................................................ 196 ГЛАВА 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИДЕАЛОВ КУЛЬТУРЫ ........................................................... 199 4.1. Образовательные возможности идеала технической культуры .................................................................... 199 4.1.1. Специфика технического произведения Эйфелева башня ....................................................................... 200 4.1.2. Потенциал идеала технической культуры Эйфелева башня к образованию человека.............................210 4.1.3. Потенциал идеала технической культуры Эйфелева башня к образованию мироотношения................217 4.2. Образовательные возможности идеала гуманитарной научной культуры ..................................................221 4.2.1. Специфика структурной модели личности Зигмунда Фрейда .................................................................... 222 4.2.2. Потенциал идеала психологической культуры – структурной модели личности З. Фрейда – к образованию человека .......................................................... 235 4.2.3. Потенциал идеала психологической культуры – структурной модели личности З. Фрейда – к образованию мироотношения ..............................................241 Выводы ............................................................................................................ 244 ГЛАВА 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИДЕАЛОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ...................................... 247 5.1. Художественная культура в идеалофундированной системе культуры ............................................................................ 247 4
Стр.5
5.1.1. Традиционные основы корреляции художественной культуры и системы культуры ................. 248 5.1.2. Критика традиционных оснований корреляции художественной культуры и системы культуры ................. 258 5.1.3. Диспозиция художественной культуры в идеалофундированной системе культуры ..........................261 5.2. Образовательная функция идеалов художественной культуры ............................................................. 269 5.2.1. Традиционные концепции образовательной функции художественной культуры ..................................................... 270 5.2.2. Критика традиционных концепций образовательной функции художественной культуры ...... 278 5.2.3. Образовательная функция художественнойкультуры ....... 280 5.3. Раскрытие образовательного потенциала идеала художественной культуры ............................................................. 292 5.3.1. Специфика образования идеала «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Поля Гогена ......... 295 5.3.2. Потенциал идеала художественной культуры «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» к образованию человека ......................................................... 305 5.3.3. Потенциал идеала художественной культуры «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» к образованию мироотношения ..............................................311 5.3.4. Потенциал идеала художественной культуры «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» к образованию системы культуры ........................................313 Выводы .............................................................................................................316 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 319 CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................... 328 5
Стр.6
введение В современной теории и истории культуры постижение закономерностей системной организации культурного пространства является одной из наиболее актуальных проблем. Определение принципа взаимодействия различных культурных сфер и раскрытие структурно-функционального единства создаваемых в них культурных объектов – первостепенные задачи теории культуры начала XXI в. Для гуманитарной науки решение этих задач означает выявление культурологических основ целостности бытия. В то же время сохраняется тенденция научного разделения культуры на ряд областей – научную, техническую, религиозную, экономическую, правовую, художественную и т.д. Разделение сопровождается выработкой узкоспециальных методов исследования культурных объектов, спецификацией научного языка и введением категориального аппарата, актуального для изучения только отдельных культурных областей. Данная тенденция не способствует исследованию культурной целостности, ибо приводит к формированию научной картины дробности культурного пространства. Назрела необходимость создания концепции, в которой методологический фундамент и понятийный аппарат удовлетворяют цели системного постижения культуры и реализуют задачи научной интеграции структуры и функций всех элементов культурной системы. Несмотря на то, что применение системного подхода к изучению культуры доказало свою эффективность, на сегодня отсутствует исследовательское единство в определении системообразующего элемента культуры, в понимании принципа ее внутреннего устройства и в осмыслении закономерностей функционирования культуры как целостной системы. Перед теорией культуры стоит задача обобщения полученных результатов элементного, структурного и функционального анализа культурной системы для создания синтетической концепции, способной выступить методологическим основанием исследования места отдельных культурных объектов в развитии системы культуры. Всестороннее раскрытие культуры как самодвижущейся системы с внутренними энергетическими импульсами развития позволит определить ценность культуры в жизнеобеспечении человека и в организации отношения человека с миром. 6
Стр.7
Научное издание Тарасова Мария Владимировна Культура и образование: принципы взаимодействия Редактор Корректор Компьютерная верстка Е.В. Достоваловой Подписано в печать ??.??.1?. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать плоская. Усл. печ. л. 22,5. Тираж 100 экз. Заказ ? Издательский центр Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Тел/факс (391) 244-82-31, e-mail: rio@lan.krasu.ru http://rio.sfu-kras.ru Отпечатано полиграфическим центром Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а Тел/факс (391) 206-21-49, 206-26-49 E-mail: print_sfu@mail.ru; http://lib.sfu-kras.ru
Стр.362