Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Педагогический журнал Башкортостана

Педагогический журнал Башкортостана №5 2014

0   0
Страниц148
ID245509
АннотацияИздается с 2005г. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА: освещение актуальных проблем развития общего и профессионального образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан; оказание информационной научной и практической помощи работниками образования; презентация передовой научной мысли и полезного практического опыта, учебно-методических материалов, отражающих опыт работы педагогов в области педагогики, психологии, методики обучения и воспитания. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛА: имеет научно-практический характер и взаимодействует с системой образования республики; включает рубрики федеральной и региональной значимости - Проблемы современной педагогики; Психолого-педагогические исследования; Образование и культура; Инновационные технологии образования; Информатизация образования; Приоритетный национальный проект «Образование»; Практика образования; Дебют в науке; Дизайн диссертационного исследования; Опыт зарубежных коллег; История образования; Педагогическая лента (новости, юбилеи, хроника); Рецензии.; представляет опыт участия образовательных учреждений в национальных проектах и работу органов управления образованием; работа журнала координируется с Министерством образования Республики Башкортостан и Советами директоров вузов, ссузов и учреждений НПО республики.
Педагогический журнал Башкортостана : Научно-практическое издание .— Уфа : Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы .— 2014 .— №5 .— 148 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/245509 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Двоспитанник ф 6+ ISSN 1817-3292 Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс» Издается с декабря 2005 года один раз в два месяца Главный редактор Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. <...> Rail Mirvaevich Asadullin – chief editor, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the rector of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). <...> Редакционная коллегия: *Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» (г. Уфа). <...> *Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук, профессор, декан социально-гуманитарного факультета, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. <...> Vladislav Lvovich Benin, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the dean of social-humanitarian faculty, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). <...> Guzel Insharovna Gaisina, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of social pedagogics, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). <...> Zulhiza Ismagilovna Islamova, the candidate of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of pedagogics and psychology of vocational training, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). <...> © Редакция «Педагогического журнала Башкортостана», 2014 4 РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Р.М. <...> Асадуллин, Л.И. Васильев МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НЕЛИНЕЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ . <...> 14 О.Я. Пономарева, Н.В. Сафьян, Е.А. Шишкова ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОТ ШКОЛЫ К ВУЗУ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . <...> Трифонова ФОРМИРОВАНИЕ РЕЦЕПТИВНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД . <...> 79 Н.Н. Сандалова ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ . <...> Ергин ДАМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОРЕНБУРГСКИМ УЧЕБНЫМ <...>
Педагогический_журнал_Башкортостана_№5_2014.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.139
Стр.140
Стр.141
Стр.142
Стр.143
Стр.144
Стр.145
Стр.146
Стр.147
Стр.148
Педагогический_журнал_Башкортостана_№5_2014.pdf
Двоспитанник ф 6+ ISSN 1817-3292 Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс» Издается с декабря 2005 года один раз в два месяца Главный редактор Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru. Rail Mirvaevich Asadullin – chief editor, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the rector of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – Email: office@bspu.ru. Редакционная коллегия: *Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» (г. Уфа). – E-mail: amirov.af@yandex.ru. Arthur Ferdsovich Amirov, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of pedagogics and psychology, SBEI HPE Bashkir State Medical University (Ufa). – E-mail: amirov.af@yandex.ru. *Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук, профессор, декан социально-гуманитарного факультета, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: vlbenin@mail.ru. Vladislav Lvovich Benin, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the dean of social-humanitarian faculty, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: vlbenin@mail.ru. *Гайсина Гузель Иншаровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: nicomni9@yandex.ru. Guzel Insharovna Gaisina, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of social pedagogics, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: nicomni9@yandex.ru. *Гаязов Альфис Суфиянович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, министр образования Республики Башкортостан (г. Уфа). – E-mail: morb@bashkortostan.ru.
Стр.1
Alfis Sufiyanovich Gayazov, Doctor of pedagogical sciences, Professor, Member correspondent of Russian Education Academy, Minister of Education of the Republic of Bashkortostan (Ufa). – E-mail: morb@bashkortostan.ru. *Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, заместитель председателя Совета УМО по психолого-педагогическому образованию, проректор по учебно-методической работе, ГБОУ ВПО «Московский городской психологопедагогический университет» (г. Москва). – E-mail: zabrodin_yuri@mail.ru. Yury Mihajlovich Zabrodin, Doctor of psychological sciences, Professor, the deputy chairman of EMA Council on psychology-pedagogical educational issues, the vice-rector on educational-methodical work, SBEI HPE Moscow city psychology-pedagogical University (Moscow). – E-mail: zabrodin_yuri@mail.ru. *Зборовский Гарольд Ефимович, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры социологии и социальных технологий управления, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (г. Екатеринбург). – E-mail: garoldzborovsky@gmail.com. Harold Efimovich Zborovsky, Doctor of Philosophy, Professor, Honoured worker of Science of the Russian Federation, the professor of chair of sociology and social technologies of management FSIEI HPE the Ural Federal University of a name of the first President of Russia B.N.Yeltsin (Ekaterinburg). – E-mail: garoldzborovsky@gmail.com. *Исламова Зульхиза Исмагиловна, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: izi99@mail.ru. Zulhiza Ismagilovna Islamova, the candidate of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of pedagogics and psychology of vocational training, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: izi99@mail.ru. *Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии, Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования, Институт развития дошкольного образования РАО (Ответственный редактор журнала «Вестник РГГУ. Серия “Психология”», издатель и главный редактор интернет-журнала «Развивающее образование») (г. Москва). – E-mail: vtkud@mail.ru. Vladimir Tovievich Kudryavtsev, Doctor of psychological sciences, Professor, the head of the Department of theory and history of psychology, Institute of psychology named after L.S. Vygotsky, the Russian State Humanitarian University; the laboratory chief of psychology -pedagogical bases of developing formation, Institute of development of preschool education of Russian Education Academy (chief editor of «RGGU Bulletin. Psychology series», publisher and chief editor of Internet magazine «Developing formation») (Moscow). – E-mail: vtkud@mail.ru. *Мустаев Алмаз Флюрович, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: almazbspu@mail.ru. Almaz Fljurovich Mustaev, the candidate of physical and mathematical sciences, the senior lecturer, vice-rector on scientific work of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: almazbspu@mail.ru. *Ромм Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»; главный редактор «Сибирского педагогического журнала» (г. Новосибирск). – E-mail: sp-journal@nspu.ru. 2
Стр.2
Tatyana Aleksandrovna Romm, The doctor of pedagogical sciences, the professor of chair of pedagogics and psychology of Institute of history of FBSEI HPE «Novosibirsk state pedagogical university»; the chief editor of the «Siberian pedagogical magazine» (Novosibirsk). – E-mail: sp-journal@nspu.ru. *Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, действительный член (академик) РАО, ректор, ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»; директор, Психологический институт РАО (г. Москва). – E-mail: rectorat@list.ru. Vitaly Vladimirovich Rubtzov, Doctor of psychological sciences, Professor, the full member (academician) of Russian Education Academy, the rector of SBEI HPE Moscow city psychology-pedagogical University; the head of Psychological Institute of Russian Education Academy (Moscow). - E-mail: rectorat@list.ru. *Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (г. Бирск). – E-mail: siniledu@gmail.com. Ilgiz Mirgalimovich Sinagatullin, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of pedagogics and methods of primary education, Birsky branch of FBSEI HPE Bashkir State University (Birsk). – E-mail: siniledu@gmail.com. *Сытина Надежда Степановна, заместитель заведующего кафедрой педагогики, профессор, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: nadin541@rambler.ru. Nadezhda Stepanovna Sytina, the deputy head of the Department of pedagogics, Professor, the candidate of pedagogical sciences, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: nadin541@rambler.ru. *Фатыхова Римма Мухаметовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: docbell0726@bk.ru. Rimma Muhametovna Fatihova, Doctor of pedagogical sciences, Professor of the Department of general and social psychology of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: docbell0726@bk.ru. *Штейнберг Валерий Эмануилович – научный редактор – зам. гл. ред., доктор педагогических наук, профессор, главный специалист управления научной работы и международных связей ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru. Valery Emanuilovich Steinberg – the scientific editor – the deputy chief editor, Doctor of pedagogical sciences, Professor, chief expert of scientific management and international contacts of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah (Ufa). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru. *Камал Канти Нанди, доктор философских наук по математике, профессор, приватпрофессор, Северо-Бенгальский университет (г. Дарджилинг, WB 734013, Индия). – Email: kamalnandi1952@yahoo.co.in. Kamal Kanti Nandi, the Doctor of Philosophy in Mathematics Professor, privat-professor, North Bengalese University, Darjeeling, WB 734013, India. – E-mail: kamalnandi1952@yahoo.co.in. *Линда Робертсон, директор Центра по международному и интеркультурному образованию им. Джеральда Рида, Кентский государственный университет, г. Кент, штат Огайо, США. – E-mail: lfrobert@kent.edu. Linda Robertson, PH.D., Director Gerald H. Read Center for International and Intercultural Education, Kent State University, 215 White Hall (150 Terrace Drive) Kent OH 44242 USA. – E-mail: lfrobert@kent.edu. *Чарльз Руссо, факультет образования и смежных профессий, Универсистет Дэйтона, г. Дэйтон, штат Огайо, США. – E-mail: charles_j_russo@hotmail.com. 3
Стр.3
Charles Russo, Ed.D., University of Dayton, School of Education and Allied Professions, 324 Chaminade Hall, Dayton, OH, 45469-0534 USA. – E-mail: charles_j_russo@hotmail.com. Общественный редакционный совет журнала: Николай Константинович Криони (Уфа, Россия) – председатель Совета Айрат Мингазович Шаммазов (Уфа, Россия) Сайфутдин Зайнетдинович Кунсбаев (Уфа, Россия) Анатолий Викторович Мудрик (Москва, Россия) Лев Владимирович Мардахаев (Москва, Россия) Ариен Хеерема (Дронтен, Нидерланды) Ральф Шеперт (Кейптаун, ЮАР) Кристиан Риттельмайер (Кассель, Германия) Уильям Спейди (Диллон, США) *** Стиль-редактор: Е.Н.Дементьева Оформление: К.Б.Владимиров Компьютерная верстка: И.В.Пономарев Менеджер: А.Г.Косов Тел.: (3472) 72-64-32 E-mail: agkosov@mail.ru Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Св. ПИ № ФС77–30335 от 15 ноября 2007 года (СМИ перерегистрировано в связи с переименованием учредителя) Учредитель ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» Адрес редакции: 450000, РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, к. 2, ком. 502. Тел.: (3472) 72-32-41 E-mail: pjb.bspu@mail.ru http://eLIBRARY.RU http://pjb.oprb.ru Редакция может не разделять мнение авторов Подписано в печать 30.10.2014. Формат 60Х90/16. Компьютерный набор. Гарнитура Arial. Усл. печ. л. – 12,4. Уч.-изд. л. – 12,2. Тираж 1500 экз. Заказ №842 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» 450000, РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, к. 3, тип. © Редакция «Педагогического журнала Башкортостана», 2014 4
Стр.4
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Р.М. Асадуллин МОДЕРНИЗАЦИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ .......................................... 7 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Р.М. Асадуллин, Л.И. Васильев МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НЕЛИНЕЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ......................................................................................................................................... 14 О.Я. Пономарева, Н.В. Сафьян, Е.А. Шишкова ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОТ ШКОЛЫ К ВУЗУ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................... 26 Н.Н. Давыдова, М.Г. Синякова, С.Л. Фоменко ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ КЛАСТЕРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ......................................................................... 36 Е.А. Адаева, Т.С. Чуйкова ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА КАК ФАКТОР ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ...................................................................................... 47 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ М.А. Лукацкий ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ ИНСТИТУТА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ........................................... 56 В.В. Павлова, Н.С. Сытина, Н.Н. Манько ТЕХНОЛОГИЯ КОГНИТИВНОЙ НАВИГАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ............................................................. 68 5
Стр.5
ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ Е.В. Трифонова ФОРМИРОВАНИЕ РЕЦЕПТИВНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ...................................................................................................... 79 Н.Н. Сандалова ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .................................................................................................................... 85 Г.С. Батршина ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ............................................................................................. 91 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Ю.В. Ергин ДАМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОРЕНБУРГСКИМ УЧЕБНЫМ ОКРУГОМ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ............................................................. 103 Б.А. Дейч ПОНЯТИЕ «МОДЕЛЬ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ» КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ................................................................................................................... 116 Э.С. Симакова ИСТОРИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ДЕТСКОГО ПРИЮТА им. ГРАФИНИ АДЛЕРБЕРГ В КРЫМУ (1854–1918 гг.) ......................................................................... 127 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ....................................................................................................................... 139 6
Стр.6
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Адаева Екатерина Александровна, аспирант факультета психологии, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: chuikova_tatyanv@mail.ru. Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru. Батршина Гузель Сайфулловна, старший преподаватель кафедры ИПСИТ ИПОиИТ, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – Email: guzel.com@mail.ru. Васильев Леонид Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики БГПУ имени М. Акмуллы; начальник отдела образования администрации Мелеузовского района РБ, г. Мелеуз (г. Мелеуз). – E-mail: vasiljev-li@narod.ru. Давыдова Наталия Николаевна, кандидат технических наук, доцент, кафедра высшего профессионального образования, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург). – Email: edscience@mail.ru. Дейч Борис Аркадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем, Новосибирский государственный педагогический университет (г.Новосибирск). – E-mail: deich67@mail.ru. Ергин Юрий Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики, Башкирский государственный университет; лауреат премии Правительства Республики Башкортостан имени Шагита Худайбердина за лучшее произведение в области журналистики в 2009 году (г. Уфа). – E-mail: erginyv@mail.ru. Лукацкий Михаил Абрамович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией теоретической педагогики Института теории и истории педагогики, Российская академия образования; член-корреспондент Российской академии образования (г. Москва). – E-mail: Lukatsky@itiprao.ru. Манько Наталия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: dtvmanko55@mail.ru. Павлова Виктория Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: vktpavlova@gmail.com. Пономарева Ольга Яковлевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом и психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; директор департамента гуманитарного образования студентов инженерно-технических направлений Института гуманитарных наук и искусств, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург). – E-mail: androsoya2011@mail.ru. 139
Стр.139
Сандалова Наталья Николаевна, ассистент кафедры теории и методик начального образования, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: sandalova-natalya@yandex.ru. Сафьян Надежда Владимировна, магистрант кафедры управления персоналом и психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург). – E-mail: 2133940@mail.ru. Симакова Эльмира Самвеловна, аспирант, Крымский государственный университет (г. Ялта). – E-mail: elichka_2010@mail.ru. Синякова Марина Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, кафедра высшего профессионального образования, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург). – Еmail: marinasinykova@mail.ru. Сытина Надежда Степановна, кандидат педагогических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой педагогики, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: nadin541@ rambler.ru. Трифонова Елена Валентиновна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных и естественнонаучных факультетов, Псковский государственный университет (г. Псков). – E-mail: lena@m-motors.net. Фоменко Светлана Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой высшего профессионального образования, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург). – Еmail: Svetlanafmenko@mail.ru. Чуйкова Татьяна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой прикладной психологии и девиантологии, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: chuikova_tatyanv@mail.ru. Шишкова Екатерина Александровна, магистрант кафедры управления персоналом и психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург). – k.shishkova@yandex.ru. 140
Стр.140
ISSN 1817-3292 CONTENTS СHIEF EDITOR’S COLUMN R.M. ASADULLIN. MODERNIZATION AND THE PEDAGOGICAL EDUCATION REALITY . 7 Keywords: pedagogical education, updating, a multiorientation, multichannel occurrence, tutor support, network interaction, science and practice integration. Abstract: The new methodology of acceptance of administrative decisions of problems of updating of system of pedagogical education Is considered. Principles are proved: asynchronous training and multichannel occurrence in system of professional pedagogical education; integration of high schools, comprehensive schools and the academic structures; exceptions of total control; cultivation of points of growth of the pedagogical initiative and a multiorientation of strategy of development. PROBLEMS OF MODERN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS R.M. Asadullin, L.I. Vasilev. MAINTENANCE MODELLING THE NONLINEAR ORGANIZATION OF HIGH SCHOOL FORMATION ................................. 14 Keywords: formation of the complete person, the information-educational environment, the maintenance of the nonlinear The organisations of high school formation, self-organising of students. Abstract: The approach to modelling of the maintenance of the nonlinear organisation of high school formation in the conditions of dynamically changing public and professional spheres Is considered; for a construction basis it is accepted it is system-dejatelnostnyj the approach, and also theories of substantial generalisation, refinement and professionalization and pedagogical synergetrics. O.Ya. Ponomaryova, N.V. Safian, E.A. Shishkova. SCHOOL TO HIGHER SCHOOL CONTINUITY IN FORMING GENERAL CULTURAL COMPETENCE AS A FACTOR OF OPTIMIZING PROFESSIONAL EDUCATION ............................................................................. 26 Keywords: general cultural competence, development continuity, education motivation, education satisfaction, the quality of professional training. Abstract: Subject of given article - individually-psychological factors of optimisation of vocational training. Influence of a level of development common cultural competencies on display of individually-psychological features and formation professional компетенций at students, namely experimental acknowledgement of distinctions in motives of educational activity, satisfaction by study and the formation of professional competencies depending on a level of development common cultural competencies the trained is considered. By means of methods of mathematical statistics distinctions in expressiveness of absolute indicators of individually-psychological features, professional компетенций and character of their interrelations in groups of students with different level common cultural competencies are confirmed. The received results testify to necessity of teamwork of school and high school on development common cultural (personal) competencies the trained. N.N. Davydova, M.G. Sinyakova, S.L. Fomenko. TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP IN NETWORKED CLUSTER INTEGRATION .......................... 36 Keywords: cluster integration, social partnership, continuing teacher education Abstract: The paper discusses possible ways of integrating educational organizations that provide extensive use of various forms of coordination participants interaction is established that the specific educational cluster as important forms of social partnership in education requires a new mechanism for the participation of regional government vocational education in these processes. It is shown that the cluster integration trends in education contribute to the creation of a unified educational space of the active dissemination of foci of innovation derived growth synergies resulting from the development of social partnership of individual educational institutions on the circuits of interactions. 141
Стр.141
E.A. Adaeva, T.S. Chuikovа. ATTITUDES TOWARD PEOPLE WITH DISABILITIES AUTISTIC SPECTRUM AS A FACTOR IN THEIR INTEGRATION INTO SOCIETY .............. 47 Keywords: persons with disabilities, autistic spectrum disorders, integration into society, employment. Abstract: The article considers the problem of integration of persons with autism spectrum to society through the creation of favourable conditions for their employment. Special attention is paid to the social aspect of integration identified categories of persons: to them by society. The results of research conducted by the authors in the group of respondents of different age and profession, aimed at identifying their attitudes towards people with mental disorders, including as potential colleagues. INNOVATION EDUCATION TECHNOLOGIES M.A. Lukatsky. ABOUT THE RESEARCH INITIATIVE OF THE INSTITUTE THEORY AND HISTORY OF PEDAGOGY OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION IN ......... 56 Keywords: pedagogics, cognitive linguistics, interdisciplinary research. Abstract: The article is devoted to the description of the theoretical bases of interdisciplinary research, conducted by the Institute of theory and history of pedagogy of the Russian Academy of education. The article reveals the idea of uniting pedagogy and cognitive linguistics in one research project. V.V. Pavlovа, N.S. Sytina, N.N. Manko. THE TECHNOLOGY OF COGNITIVE NAVIGATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF ACTIVITY THEORY N EDUCATION ................................................................................................................................. 68 Keywords: educational standards, studying results, activity approach, orienting basis of action, didactic-instrumental approach, cognitive navigation, logical notional model. Abstract: A peculiarity of new school educational standards is new criteria of teaching quality such as object and meta-object competences, general educational actions. Standard developers indicate the necessity to base the studying process on the methodology of psychological activity theory. This is for a reason. Many years of research by national psychological science have showed that a broad competence and pansophy appearing in a form of generalized orientation of a student in objective or social reality are the effects of realization of the activity approach in the education. However the activity theory is one of complicated psychological theories and its application in studying practice requires that a subject teacher is to be competent at the level of a professional psychologist. An urgent problem is development of such technologies which will make it possible to ensure possibility of obtainment of “psychologically loaded” studying results by specialists which are not psychologists. Decision of the problem lies in creation of technological tools, which support teacher’s activities and ensure simultaneous measurement of both object and psychological elements in designing of particular learning situations. It is obvious that such a multiple-aspect task cannot be solved outside the systematic interaction of all the participants of the studying process. The interaction itself also requires technical support tools ensuring coordination of activities which aim at achievement of a single goal but which are extremely different in their subject content. During implementation of goal of an individual, particular learning situation fundamental ideas of general psychological activity theory, theory of logical-notional modeling, pedagogical principles of studying process organization and technological requirements of cognitive navigation of various activity levels. All these shall be presented in a simple form suitable for use by a teacher. The article gives a didactic instrumental approach to the organization of learning situations based on logical notional modeling of orienting basis of teacher’s actions and their cognitive visual presentation, theoretical and technological principles of cognitive navigation. The first part of the article defines peculiarities of new standards of general school education, specifies the urgency of creation of technological support tools. Further the article gives a brief theoretical justification of cognitive navigation technology and method of logical notional modeling. The conclusion part is devoted to disclosure of practical opportunities of applying the cognitive navigation technology. A simple example of learning a particular competence of the basic mathematic course shows possibility of supporting activity approach principles in designing of learning situations and, thus, ensuring psychological conditions to obtain the desired learning results in a broad sense: intellectual and personal mental new formations of students. PRACTICE OF EDUCATION E.V. Trifonovа. THE FORMATION OF RECEPTIVE FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE: A DIFFERENTIATED APPROACH ................................................................. 79 Keywords: differentiated training, non-linguistic faculty, foreign language communicative competence, receptive foreignlanguage competence. 142
Стр.142
Abstract: The article discusses the principle of differentiation as an effective approach for the formation of receptive foreign language competence in the training of non-linguistic faculties in the field of foreign languages. N.N. Sandalova. TECHNOLOGY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS’ RESEARCH ABILITIES FORMATION ................................................................................................................. 85 Keywords: research abilities, research activity, research relation, research situation. Abstract: The article presents materials on the formation of research skills in primary school students possess the skills to understand the surrounding world by means of analysis, synthesis, comparison, generalization, classification on a given topic, which promotes the formation of research skills. G.S. Batrshina. THE LOGICAL ABILITIES AT YOUNGER SCHOOLBOYS BASED ON INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION ........................................................................... 91 Keywords: computer science, universal learning activities, interdisciplinary communication, logical skills. Abstract: The paper is about the author's vision of the content of the logical component of computer science courses and math in elementary school. Principles of developing of content of tasks based on realization of interdisciplinary communication of computer science and math are formulated. The structure of teaching materials based on the formation of logical skills in primary school children, as well as the results of pedagogical experiment are shown. HISTORY OF EDUCATION Yu.V. Yergin. LADIES PEDAGOGICAL CIRCLE IN THE MANAGEMENT OF ORENBURG SCHOOL DISTRICT DURING THE FIRST WORLD WAR ........................ 103 Keywords: First world war, charity, Ladies of the pedagogical circle in the Management of Orenburg school district. Abstract: Little-Known documents about the activities of charitable Ladies pedagogical mug, created in September 1914 when Managing Orenburg school district to care for the sick and wounded of the wars. B.A. Deitch. THE CONCEPT OF "MODEL SCHOOLS" AS A METHODOLOGICAL BASIS OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN RUSSIA .............................................................................................................. 116 Keywords: model, pedagogical model, the model of extracurricular activities, additional education. Abstract: The article is based on an analysis of theoretical approaches to the definition of the essence of such concepts as "model", "pedagogical model" has several levels of meaning of the concept "model extracurricular activities": at the level of the institutions within the region and in the broadest meaning of this term. Furthermore, the possibility of using the concept of "model schools" in research activities. There are models of extracurricular activities, specific to the various periods in the development of additional education in Russia. E.S. Simakovа. HISTORY SIMFEROPOL ORPHANAGE THEM. COUNTESS OF ADLERBERG IN THE CRIMEA (1854–1918) ...................................................................... 127 Keywords: orphanage for girls, the first social institution in the Crimea, the orphans, the Countess A.M. Adlerberg. Abstract: The Article is devoted to the history of creation and activity of the first in the Crimea shelter for minor children named in honor of the founder of the Countess A. M. Adlerberg. This institution was intended to shelter, to educate the poorest children and orphans Taurian province. The author has studied the stages of formation of social institutions, defined the role of individual prominent figures in its development (A. M. Adlerberg, E. I. Zhukovsky, A. I. Markevich and others) described the pedagogical system of education and social upbringing orphanage, highlighted the main challenges faced by the institution throughout its existence (about 64 years). Special attention is paid to the methods and forms of organization of educational process of their children, methods of prevention and treatment of diseases. The facts on which the article is presented, derived including the archives of the Crimea, the pre-revolutionary writings, modern scientific publications and electronic resources. As a result, the author concludes that the orphanage behalf of the Countess of Adlerberg can rightly be considered one of the best social institutions for minors in Tavria province in the nineteenth century. INFORMATION ABOUT THE CONTRIBUTORS ...................................................................... 139 143
Стр.143
ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА» 1. Научное рецензируемое издание «Педагогический журнал Башкортостана» (далее – Журнал) гарантирует широкое распространение результатов научных поисковых, в т. ч. диссертационных исследований, путем размещения статей в свободном доступе на своем сайте одновременно с публикацией печатного варианта журнала (http://elibrary.ru). 2. Требования к статьям, представляемым в Журнал и далее – в базу данных «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) Научной Электронной Библиотеки (сайт «Российский индекс научного цитирования») соответствуют порядку формирования Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук (от 14.10.08, № 45.1-132). 3. Представляемая в Журнал статья должна быть оригинальной (не публиковавшейся ранее в других печатных изданиях) и освещать актуальные проблемы психологии и педагогики. 4. Статья должна быть написана языком, понятным не только специалистам данной области, но и широкому кругу читателей, заинтересованных в обсуждении темы; необходимо дополнительное обоснование специализированных научных терминов. Аббревиатура и сокращения в названии статьи, ключевых словах и аннотации недопустимы! 4. Объем текста, при условии 2500 знаков с пробелами на странице, – 0,5–1,0 п.л. (20–40 тыс. знаков; при выполнении требований редакции к форматированию текста 1 п.л. составляет 10 страниц при числе знаков с пробелами на странице 4000.) 5. Статья должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит автор в рассмотрение проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью формулировок. Необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования, тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы (последовательность изложения может быть изменена). 6. Аннотация должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит автор в рассмотрение проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью формулировок. В аннотации необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования, тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы. Объем аннотации – минимум 50–100 слов. 8. Список литературы (не более 10–12 п.) оформляется в соответствии со стандартом ГОСТ Р 7.0.5-2008, который разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 690:1987 «Документация. Библиографические ссылки. Содержание, форма и структура» (ISO 690:1987 «Information and documentation - Bibliographic references - Content, form and structure») и международного стандарта ИСО 690-2:1997 «Информация и документация. Библиографические ссылки. Часть 2. Электронные документы и их части» (ISO 690-2:1997«Information and documentation - Bibliographic references - Part 2: Electronic documents or parts thereof»). В библиографическое описание документов введены указание на качественное состояние (например, [Текст]), перечисление соавторов за косой чертой, 144
Стр.144
некоторые изменения в пунктуации, индекс ISBN (ГОСТ Р 7.0.5-2008 помещен на сайте журнала http:// www. pjb.oprb.ru). 9. Ссылки на литературу в тексте указываются соответствующей цифрой в квадратных скобках, оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообразным, нумерация должна соответствовать текущей странице. 10. Рукопись статьи, внешняя рецензия, Заключение научного руководителя (для аспирантов и соискателей) и сопроводительные материалы принимаются на электронных носителях с приложением распечатки на бумаге формата А4 (с одной стороны). 11. Рисунки должны выполняться в редакторе Corel Draw или в формате JPG/JPEG; рисунки, выполненные в других редакторах, не принимаются. 12. Фотографии автора должны иметь белый фон, быть контрастными и четкими, объем файла – не менее 500 кбт при разрешении 150 dpi (или не менее 175х205 пикселей/3х3,5 см) в формате JPEG (бытовые снимки не принимаются). 13. Форматирование статьи: гарнитура шрифта Arial; поля: верхнее – 6,4, нижнее – 3,4, правое/левое – 3,6 см; размер основного шрифта – 9 пт, вспомогательного (сноски, таблицы, литература, ключевые слова, аннотация) – 7 пт, межстрочный интервал – 1; первая строка: отступ – 0,75; между словами не более одного пробела при включенной опции «непечатаемые знаки». 14. Наименование файлов статьи и сопроводительных документов должно включать ФИО автора, тип материала (статья, рисунок, справка и т.п.), дату отправки. 15. Статьи представляются в Журнал в полном комплекте вне зависимости от того, публиковался автор ранее в Журнале или нет. Тематика статей отражена в списке «Рубрики журнала». 16. Материалы, не отвечающие перечисленным требованиям Журнала, не принимаются редакцией и не регистрируются. 17. При выполнении требований Журнала материалы принимаются, регистрируются и направляются на рецензирование, о результатах которого автор уведомляется по электронной почте. 18. В случае изменений и доработок материалов статьи по результатам рецензирования или иным обстоятельствам, автор обязан указать перечень выполненных им изменений. 19. При несоблюдении перечисленных выше требований материалы редакцией Журнала отклоняются и не публикуются. 20. Плата за опубликование рукописей с аспирантов, проходящих обучение в аспирантуре и докторантуре, не взимается. 21. Рубрики Журнала: Проблемы современной педагогики; Психолого-педагогические исследования; Образование и культура; Инновационные технологии образования; Информатизация образования; Приоритетный национальный проект «Образование»; Практика образования; Дебют в науке; Опыт зарубежных коллег; История образования; Педагогическая лента (новости, юбилеи, хроника, рецензии). 22. Вниманию аспирантов и соискателей: с целью повышения качества, научные статьи, направляемые в Журнал, должны комплектоваться заключением научного руководителя, свидетельствующего об их соответствии требованиям ВАК и Журнала: 145
Стр.145
- в статье содержатся: четкая постановка научной задачи (проблемы), конкретное указание на метод выполняемого исследования, характеристики результатов исследований и эксперимента (научная новизна, теоретическая и практическая значимость); - в статье отсутствуют фрагменты, содержащие значительный объем материала справочного, описательного, констатирующего и декларативного характера без соответствующих аналитических выводов; отсутствуют также словосочетания, фразы и фрагменты, не соответствующие научному характеру текста. Вниманию авторов: 1. Порядок рецензирования статей и форма Заявления автора о приеме статьи размещены на сайте журнала http://gym1.oprb.ru/template/guest/partner/index.php?id=8. 2. Редакция Журнала напоминает, что почтой доставляются материалы, отправленные обычным или заказным письмом. Материалы с объявленной ценностью в редакцию не доставляются. По вопросам размещения статей следует обращаться к менеджеру журнала А.Г. Косову: 8(347) 2-72-64-32, e-mail: agkosov@mail.ru. 146
Стр.146
147
Стр.147
148
Стр.148