Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Педагогический журнал Башкортостана

Педагогический журнал Башкортостана №4 2014

0   0
Страниц156
ID245508
АннотацияИздается с 2005г. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА: освещение актуальных проблем развития общего и профессионального образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан; оказание информационной научной и практической помощи работниками образования; презентация передовой научной мысли и полезного практического опыта, учебно-методических материалов, отражающих опыт работы педагогов в области педагогики, психологии, методики обучения и воспитания. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛА: имеет научно-практический характер и взаимодействует с системой образования республики; включает рубрики федеральной и региональной значимости - Проблемы современной педагогики; Психолого-педагогические исследования; Образование и культура; Инновационные технологии образования; Информатизация образования; Приоритетный национальный проект «Образование»; Практика образования; Дебют в науке; Дизайн диссертационного исследования; Опыт зарубежных коллег; История образования; Педагогическая лента (новости, юбилеи, хроника); Рецензии.; представляет опыт участия образовательных учреждений в национальных проектах и работу органов управления образованием; работа журнала координируется с Министерством образования Республики Башкортостан и Советами директоров вузов, ссузов и учреждений НПО республики.
Педагогический журнал Башкортостана : Научно-практическое издание .— Уфа : Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы .— 2014 .— №4 .— 156 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/245508 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

6+ ф ISSN 1817-3292 Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс» Издается с декабря 2005 года один раз в два месяца Главный редактор Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. <...> Rail Mirvaevich Asadullin – chief editor, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the rector of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). <...> Редакционная коллегия: *Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» (г. Уфа). <...> *Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук, профессор, декан социально-гуманитарного факультета, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. <...> Vladislav Lvovich Benin, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the dean of social-humanitarian faculty, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). <...> Guzel Insharovna Gaisina, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of social pedagogics, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). <...> Zulhiza Ismagilovna Islamova, the candidate of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of pedagogics and psychology of vocational training, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). <...> © Редакция «Педагогического журнала Башкортостана», 2014 4 РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Р.М. <...> 32 В.Л. Бенин, А.Г. Замараев ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ . <...> 38 Т.И. Султанбеков, В.А. Беловолов СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА . <...> 48 Т.Б. Загоруля ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА КАК НОСИТЕЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ . <...> 62 Ф.В. Шарипов ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА . <...> 104 Е.В. Богданова ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ <...>
Педагогический_журнал_Башкортостана_№4_2014.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.147
Стр.148
Стр.149
Стр.150
Стр.151
Стр.152
Стр.153
Стр.154
Стр.155
Стр.156
Педагогический_журнал_Башкортостана_№4_2014.pdf
6+ ф ISSN 1817-3292 Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс» Издается с декабря 2005 года один раз в два месяца Главный редактор Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru. Rail Mirvaevich Asadullin – chief editor, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the rector of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – Email: office@bspu.ru. Редакционная коллегия: *Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» (г. Уфа). – E-mail: amirov.af@yandex.ru. Arthur Ferdsovich Amirov, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of pedagogics and psychology, SBEI HPE Bashkir State Medical University (Ufa). – E-mail: amirov.af@yandex.ru. *Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук, профессор, декан социально-гуманитарного факультета, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: vlbenin@mail.ru. Vladislav Lvovich Benin, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the dean of social-humanitarian faculty, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: vlbenin@mail.ru. *Гайсина Гузель Иншаровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: nicomni9@yandex.ru. Guzel Insharovna Gaisina, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of social pedagogics, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: nicomni9@yandex.ru. *Гаязов Альфис Суфиянович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, министр образования Республики Башкортостан (г. Уфа). – E-mail: morb@bashkortostan.ru.
Стр.1
Alfis Sufiyanovich Gayazov, Doctor of pedagogical sciences, Professor, Member correspondent of Russian Education Academy, Minister of Education of the Republic of Bashkortostan (Ufa). – E-mail: morb@bashkortostan.ru. *Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, заместитель председателя Совета УМО по психолого-педагогическому образованию, проректор по учебно-методической работе, ГБОУ ВПО «Московский городской психологопедагогический университет» (г. Москва). – E-mail: zabrodin_yuri@mail.ru. Yury Mihajlovich Zabrodin, Doctor of psychological sciences, Professor, the deputy chairman of EMA Council on psychology-pedagogical educational issues, the vice-rector on educational-methodical work, SBEI HPE Moscow city psychology-pedagogical University (Moscow). – E-mail: zabrodin_yuri@mail.ru. *Зборовский Гарольд Ефимович, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры социологии и социальных технологий управления, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (г. Екатеринбург). – E-mail: garoldzborovsky@gmail.com. Harold Efimovich Zborovsky, Doctor of Philosophy, Professor, Honoured worker of Science of the Russian Federation, the professor of chair of sociology and social technologies of management FSIEI HPE the Ural Federal University of a name of the first President of Russia B.N.Yeltsin (Ekaterinburg). – E-mail: garoldzborovsky@gmail.com. *Исламова Зульхиза Исмагиловна, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: izi99@mail.ru. Zulhiza Ismagilovna Islamova, the candidate of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of pedagogics and psychology of vocational training, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: izi99@mail.ru. *Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии, Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования, Институт развития дошкольного образования РАО (Ответственный редактор журнала «Вестник РГГУ. Серия “Психология”», издатель и главный редактор интернет-журнала «Развивающее образование») (г. Москва). – E-mail: vtkud@mail.ru. Vladimir Tovievich Kudryavtsev, Doctor of psychological sciences, Professor, the head of the Department of theory and history of psychology, Institute of psychology named after L.S. Vygotsky, the Russian State Humanitarian University; the laboratory chief of psychology -pedagogical bases of developing formation, Institute of development of preschool education of Russian Education Academy (chief editor of «RGGU Bulletin. Psychology series», publisher and chief editor of Internet magazine «Developing formation») (Moscow). – E-mail: vtkud@mail.ru. *Мустаев Алмаз Флюрович, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: almazbspu@mail.ru. Almaz Fljurovich Mustaev, the candidate of physical and mathematical sciences, the senior lecturer, vice-rector on scientific work of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: almazbspu@mail.ru. *Ромм Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»; главный редактор «Сибирского педагогического журнала» (г. Новосибирск). – E-mail: sp-journal@nspu.ru. 2
Стр.2
Tatyana Aleksandrovna Romm, The doctor of pedagogical sciences, the professor of chair of pedagogics and psychology of Institute of history of FBSEI HPE «Novosibirsk state pedagogical university»; the chief editor of the «Siberian pedagogical magazine» (Novosibirsk). – E-mail: sp-journal@nspu.ru. *Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, действительный член (академик) РАО, ректор, ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»; директор, Психологический институт РАО (г. Москва). – E-mail: rectorat@list.ru. Vitaly Vladimirovich Rubtzov, Doctor of psychological sciences, Professor, the full member (academician) of Russian Education Academy, the rector of SBEI HPE Moscow city psychology-pedagogical University; the head of Psychological Institute of Russian Education Academy (Moscow). - E-mail: rectorat@list.ru. *Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (г. Бирск). – E-mail: siniledu@gmail.com. Ilgiz Mirgalimovich Sinagatullin, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of pedagogics and methods of primary education, Birsky branch of FBSEI HPE Bashkir State University (Birsk). – E-mail: siniledu@gmail.com. *Сытина Надежда Степановна, заместитель заведующего кафедрой педагогики, профессор, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: nadin541@rambler.ru. Nadezhda Stepanovna Sytina, the deputy head of the Department of pedagogics, Professor, the candidate of pedagogical sciences, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: nadin541@rambler.ru. *Фатыхова Римма Мухаметовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: docbell0726@bk.ru. Rimma Muhametovna Fatihova, Doctor of pedagogical sciences, Professor of the Department of general and social psychology of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: docbell0726@bk.ru. *Штейнберг Валерий Эмануилович – научный редактор – зам. гл. ред., доктор педагогических наук, профессор, главный специалист управления научной работы и международных связей ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru. Valery Emanuilovich Steinberg – the scientific editor – the deputy chief editor, Doctor of pedagogical sciences, Professor, chief expert of scientific management and international contacts of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah (Ufa). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru. *Камал Канти Нанди, доктор философских наук по математике, профессор, приватпрофессор, Северо-Бенгальский университет (г. Дарджилинг, WB 734013, Индия). – Email: kamalnandi1952@yahoo.co.in. Kamal Kanti Nandi, the Doctor of Philosophy in Mathematics Professor, privat-professor, North Bengalese University, Darjeeling, WB 734013, India. – E-mail: kamalnandi1952@yahoo.co.in. *Линда Робертсон, директор Центра по международному и интеркультурному образованию им. Джеральда Рида, Кентский государственный университет, г. Кент, штат Огайо, США. – E-mail: lfrobert@kent.edu. Linda Robertson, PH.D., Director Gerald H. Read Center for International and Intercultural Education, Kent State University, 215 White Hall (150 Terrace Drive) Kent OH 44242 USA. – E-mail: lfrobert@kent.edu. *Чарльз Руссо, факультет образования и смежных профессий, Универсистет Дэйтона, г. Дэйтон, штат Огайо, США. – E-mail: charles_j_russo@hotmail.com. 3
Стр.3
Charles Russo, Ed.D., University of Dayton, School of Education and Allied Professions, 324 Chaminade Hall, Dayton, OH, 45469-0534 USA. – E-mail: charles_j_russo@hotmail.com. Общественный редакционный совет журнала: Николай Константинович Криони (Уфа, Россия) – председатель Совета Айрат Мингазович Шаммазов (Уфа, Россия) Сайфутдин Зайнетдинович Кунсбаев (Уфа, Россия) Анатолий Викторович Мудрик (Москва, Россия) Лев Владимирович Мардахаев (Москва, Россия) Ариен Хеерема (Дронтен, Нидерланды) Ральф Шеперт (Кейптаун, ЮАР) Кристиан Риттельмайер (Кассель, Германия) Уильям Спейди (Диллон, США) *** Стиль-редактор: Е.Н.Дементьева Оформление: К.Б.Владимиров Компьютерная верстка: И.В.Пономарев Менеджер: А.Г.Косов Тел.: (3472) 72-64-32 E-mail: agkosov@mail.ru Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Св. ПИ № ФС77–30335 от 15 ноября 2007 года (СМИ перерегистрировано в связи с переименованием учредителя) Учредитель ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» Адрес редакции: 450000, РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, к. 2, ком. 502. Тел.: (3472) 72-32-41 E-mail: pjb.bspu@mail.ru http://eLIBRARY.RU http://pjb.oprb.ru Редакция может не разделять мнение авторов Подписано в печать 25.08.2014. Формат 60Х90/16. Компьютерный набор. Гарнитура Arial. Усл. печ. л. – 12,4. Уч.-изд. л. – 12,2. Тираж 1500 экз. Заказ №619 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» 450000, РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, к. 3, тип. © Редакция «Педагогического журнала Башкортостана», 2014 4
Стр.4
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Р.М. Асадуллин ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (август: мысли на марше) .......................... 7 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Е.В. Ткаченко МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ .......................................................................................................................................... 14 Д.С. Ткач, А.А. Остапенко, Т.А. Хагуров КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ ТРАДИЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ В НОВЫХ ФОРМАХ? ........................................................................................................ 18 О.М. Железнякова ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..................................................................................................... 32 В.Л. Бенин, А.Г. Замараев ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ ..................................................................................................................................... 38 Т.И. Султанбеков, В.А. Беловолов СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА ............................................................... 48 Т.Б. Загоруля ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА КАК НОСИТЕЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ .................................................................................... 51 З.А. Хуснутдинова, Э.Н. Гайнуллина СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ПРОБЛЕМАХ НАРКОМАНИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ................................................................................................................ 56 ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА В.Т. Кудрявцев О ЗОЛОТОМ ВЕКЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ВСЕМИРНОМ ДОМЕ И ДОБРОМ ГЕНИИ (посвящение Клоду Леви-Строссу) ............................................................................................................ 62 Ф.В. Шарипов ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА .................................. 66 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ П.В. Чурсина ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА .............................................................................................. 75 Г.С. Чеснокова, О.П. Морозова ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...................................................................................................... 92 А.Ф. Сагитова ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ ............................................................................................................ 97 5
Стр.5
ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ Т.Н. Добрынина ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ................ 104 Е.В. Богданова ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ .............................................................................. 108 С.Ю. Дробышева О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .. 116 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Ю.В. Ергин, Я.С. Свице УФИМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1862–1919) ....................................................... 122 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА .................................................................................................................... 144 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ....................................................................................................................... 147 6
Стр.6
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru. Беловолов Валерий Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры военной педагогики и психологии, Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России имени И.К. Яковлева (г. Новосибирск). – E-mail: vabelovolov@mail.ru. Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: vlbenin@mail.ru. Богданова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск). – E-mail: elbogd@mail.ru. Гайнуллина Элина Нуровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, Башкирский государственный университет (г. Уфа). – E-mail: hunter-kalipsa@mail.ru. Добрынина Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, заместитель директора по воспитательной работе Института физико-математического и информационно-экономического образования, Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск). – E-mail: tn_dobrynina@rambler.ru. Дробышева Светлана Юрьевна, аспирант, Калужский государственный педагогический университет имени К. Циолковского (г. Калуга). – E-mail: drobyshev.yury2011@yandex.ru Ергин Юрий Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики, Башкирский государственный университет; лауреат премии Правительства Республики Башкортостан имени Шагита Худайбердина за лучшее произведение в области журналистики в 2009 году (г. Уфа). – E-mail: erginyv@mail.ru. Железнякова Ольга Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет (г. Ульяновск). – E-mail: jelezolga@bk.ru. Загоруля Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург). – E-mail: tatbor.07@mail.ru. Замараев Алексей Геннадиевич, кандидат педагогических наук, подполковник, преподаватель, Саратовский военный институт внутренних войск МВД России (г. Саратов). – Е-mail: alekszamaraev@yandex.ru. Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии, Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; советник директора, Федеральный институт развития образования (г. Москва). – E-mail: vtkud@mail.ru. Морозова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Алтайская государственная педагогическая академия (г. Барнаул). – E-mail: kaf-ped@mail.ru. Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет (г. Краснодар). – Е-mail: ost101@mail.ru. Сагитова Альфира Фоатовна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – Е-mail: raf-82@mail.ru. Свице Янина Сигизмундовна, специалист Центра дополнительного профессионального образования, Уфимский государственный нефтяной технический университет (г. Уфа). – E-mail: janinasw@mail.ru. Султанбеков Тимур Ильфатович, адъюнкт очной формы обучения, Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России имени И.К. Яковлева (г. Новосибирск). – E-mail: sultanbekovti@bk.ru. Ткач Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет (г. Краснодар). – Е-mail: evdar_5@mail.ru. Ткаченко Евгений Викторович, доктор химических наук, профессор, академик Российской академии образования; президент, Академия профессионального образования (г.Москва). – E-mail: tka_ev@mail.ru. 147
Стр.147
Хагуров Темыр Айтечевич, доктор социологических наук, профессор, Кубанский государственный университет (г. Краснодар). – E-mail: khagurov@mail.ru. Хуснутдинова Золя Аслямовна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: zoly50@mail.ru. Чеснокова Галина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск). – E-mail: gala18@ngs.ru. Чурсина Полина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, ректор, Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина (г. Ставрополь). – E-mail: karimovfanis@mail.ru. Шарипов Фанис Вагизович, доктор педагогических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет (г.Уфа). – E-mail: sharipovfv@jandex.ru. 148
Стр.148
ISSN 1817-3292 CONTENTS СHIEF EDITOR’S COLUMN R.M. Asadullin. VECTOR OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION (AUGUST: THOUGHTS ON A MARCH) ........................................................................................ 7 Keywords: vocational training, modern pedagogical high school, transformation of educational process. Abstract: In article difficult and ambiguous developments of pedagogical high school - transformations of educational process, the faculty, administration are considered. PROBLEMS OF MODERN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS E.V. Tkachenko. METHODOLOGY OF PEDAGOGICS AND IS STANDARD-LEGAL REGULATION IN AN EDUCATION SPHERE ............................................................................. 14 Keywords: vocational training, is standard-legal conditions, management of educational activity. Abstract: Problems of reconstruction of the vocational training, connected with new is standard-legal parametres, in the conditions of developing economy, including methodology of pedagogics and the concept of management of educational activity in the country Are considered. Д.С. Tkach, A.A. Ostapenko, T.A. Hagurov. CLASSICAL UNIVERSITY AND BOLONSKY PROCESS: HOW NOT TO LOSE THE TRADITIONAL MAINTENANCE IN NEW FORMS? ............................................................................................................................ 18 Keywords: classic University, the Bolonsky process, the interfaced educational system, pedagogical educational process, elite formation. Abstract: In article the model of revival of classical university as is presented the elite educational organisation. The model considers modern realities of three-stage system of higher education and assumes mutual interface of these steps in a complete organism of classical university. Authors offer ways of indemnification of costs which were incurred by system of classical university education because of its occurrence in Bolonsky process. O.M. Zheleznyakova. THE PROBLEM OF VZAIMODOPOLNITYELNOSTI THE CONTENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION ................................................................... 32 Keywords: Fopolnitelnost phenomenon, completeness, integrity, principle of a complementarity, complementarity, system complementarity, contents, professional pedagogical education, versatile person, universalization, specialization. Abstract: The essence of concept "a complementarity phenomenon reveals”, its classification is given, within trinitarny approach the system complementarity as the final synthesis defining integrity is allocated; from these positions the maintenance of professional pedagogical education focused on training of specialists versatile persons on the one hand and narrow experts with another is considered. V.L. Benin, A.G. Zamaraev. THEORETICAL ASPECTS OF TECHNOLOGY MODULAR COMPETENCY-BASED TRAINING IN THE MILITARY COLLEGE ........................................ 38 Keywords: professional education, military training, technology modular training. Abstract: The article discusses the concept of military-professional competence, determined by its components and the possibility of their formation in the educational process of the military institution. Offered is based on the idea of a modular approach and proven in practice teaching effective methods of training of modern military specialist. T.I. Sultanbekov, V.A. Belovolov. THE STRUCTURE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION ................................................................... 48 Keywords: educational environment, components of environment, professional training of cadets, military institute. Abstract: Purpose of the article serves refinement of the concept «educational environment of the military institution», structure components of the educational environment in military institution, its features and specificity by analysis of scientific literature, summarizing teaching experience, constructing hypotheses. Article may be interesting for research methodology connected with formation and the development of personal qualities subjects of educational process in the educational environment a military institution. 149
Стр.149
T. Zagorulya. PEDAGOGICAL PROBLEMS OF A STUDY OF THE PERSONALITY OF CONTEMPORARY STUDENT AS THE CARRIER OF THE INNOVATION CULTURE .. 51 Keywords: the innovation culture of personality, fasilitatsiya, andragogika, pedagogical culture, the self-actualization. Abstract: In the article the problem of molding of the innovation culture of personality in the context of the development of innovation society is examined. The author accentuates attention at the analysis of the pedagogical questions, which require a special study. To their number can be attributed following: the innovation receptivity of student; the development of a feeling and the realization of human dignity; the development of the special features of the student (crisis) life cycle and studies in the Institute of Higher Education dependent on age, that influences the development of the personality of the carrier of innovation culture, including gendernuyu component. The author considers that to the theoretical and practical questions appearing in this setting it is possible to find the answers in the ideas of fasilitiruyushchey psychology and pedagogy, in the methodological ideas of existentialism. Z.A. Khusnutdinova, E.N. Gainullina. SUBJECTIVE PERCEPTIONS OF HIGH SCHOOL STUDENTS ABOUT DRUG ISSUES: THE EFFECTIVENESS OF INFORMATIONPREVENTIVE ANTI-DRUG WORK IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT ...................... 56 Keywords: prevention, restrictive practices, learning environment, drug abuse, information and preventive work. Abstract: The article presents the results of the sociological research on the identification of the main trends characterizing the changing attitudes of the younger generation to the problem of drug addiction and evaluate the effectiveness, from the perspective of young people, implemented in the educational environment preventive anti-drug programs. The obtained results allowed to determine the main restrictive mechanisms of drug and target preventive interventions. EDUCATION AND CULTURE V.T. Kudryavtsev. ABOUT THE GOLDEN AGE OF CULTURE, ITS UNIVERSAL HOUSE OF GOOD AND BAD GENII (homage to Claude Levi-Strauss) ............................................. 62 Keywords: Claude lévi-Strauss, culture, consciousness, mythology, barbarism. Abstract: In the work of outstanding thinker, anthropologist and ethnologist Claude lévi-Strauss provides a powerful ideological promise for understanding what is happening in contemporary culture, consciousness and identity. The article presents an attempt to reconstruct this signal and in accordance therewith to make some steps towards such an understanding. F.W. Sharipov. THE FORMATION OF THE TECHNICAL CULTURE OF STUDENTS OF THE MILITARY UNIVERSITY ................................................................................................. 66 Keywords: technical culture, military, professional competence, creativity, professional military quality, educational-methodical complex, educational technology, educational environment. Abstract: This article defines the concept of "technical culture", reveals the structure and function of technical culture, the essence of creativity, the requirements for military engineer as to the subject of the technical culture; discusses the aims and objectives of teaching students at the military College, the value of psycho-pedagogical training of future officers, the features of the educational process in the military College, the methods and technologies of learning, the structure and characteristics of the educational environment. INNOVATION EDUCATION TECHNOLOGIES P.V. Chursina. THE EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF OPEN CONTINUOUS EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF STUDENT'S PERSONALITY . 75 Keywords: experimental program activity components socialized personality of the student, indicators and methodology of the study. Abstract: This article, based on extensive experimental data proves the effectiveness of creating a system of continuous education in the context of the formation of modern identity of the student, shows the stages of the experimental work, as well as the indicators and components of the evidence base of the conducted work. G.S. Chesnokova, O.P. Morozova. PREVENTION OF CRISES PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ACTIVITY ........ 92 Keywords: innovative pedagogical activity, the difficulties of professional development, prevention of crises professional development. Abstract: The article discusses innovative pedagogical activity as a factor stimulating teacher professional development and as a factor causing in some cases its crisis. The proposed system of preventive measures at the stage of primary, secondary and tertiary prevention of crisis States teachers who caused the introduced innovations. 150
Стр.150
A.F. Sagitova. PECULIARITIES OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT: EDUCATIONAL INCLUSION ........................................ 97 Keywords: inclusion, inclusive education, methods of teaching Russian language, Russian as a second language and Russian as a foreign language. Abstract: The Article is devoted to the problem of inclusive education; provides an analysis of teachers began teaching the Russian language in multicultural environment" on the basis of generalization of experience of teachers-philologists schools on the teaching of Russian language in multinational classes (according to the materials of the seminar for teachers of Russian language program "Russian language as a foreign language in the introduction of new GEF held at the Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla February 28 – March 10, 2014). PRACTICE OF EDUCATION T.N. Dobryninа. EDUCATION STUDENTS IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT PEDAGOGICAL UNIVERSITET .................................................................................................. 104 Keywords: socio-cultural environment, education process, ways (rules) of education process. Abstract: In this article substantiates topicality of education student’s pedagogical university, considered students education conditions of socio-cultural environment university. Also, different interpretations of this concept. Presented basic rules education activities NSPU, analyzed of the point chair pedagogy and psychology at education process. Importance of the sociocultural environment university for students education. E. Bogdanova. FORMING THE AVAILABILITY OF SOCIAL PEDAGOGUES TO BE TO ORGANIZE HIGH-SCHOOL CHILDREN’S VOLUNTEERING ............................ 108 Keywords: volunteering, professional availability, socio-pedagogical activities. Abstract: the article is concerned with the pedagogical aspects of volunteering within a social pedagogue’s professional activities. Pedagogical conditions allowing to form the availability of students social pedagogues to be to organize high-school children’s volunteering are homed in and grounded. H.E. Drobysheva. ON THE PREPARATION OF FUTURE BACHELORS OF ECONOMICS TO TEACHING ............................................................................................... 116 Keywords: pedagogical activities pedagogical competence, the basic educational program, the condition of the subject distribution, feasibility. Abstract: The article on the basis of the analysis developed by the universities of the basic educational programs of bachelor of Economics concluded that the combination of the disciplines included universities in the base and the variable part of the curriculum, as well as their contents do not provide training of students to teaching. In accordance with the substance of the competence approach, the learning process is highlighted and disclosed pedagogical conditions necessary for training future economists to teaching. HISTORY OF EDUCATION J.V. Yergin, A.S. Swice. UFA DIOCESAN SCHOOL FOR GIRLS (1862–1919) .................. 122 Keywords: women's spiritual education, Diocesan women's College in pre-revolutionary Russia, Ufa Diocesan school for girls. Abstract: The Article presents a brief historical sketch of the almost 60-year old Ufa Diocesan women's College (1862–1919). PEDAGOGICAL TAPE ................................................................................................................. 144 INFORMATION ABOUT THE CONTRIBUTORS ...................................................................... 147 151
Стр.151
ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА» 1. Научное рецензируемое издание «Педагогический журнал Башкортостана» (далее – Журнал) гарантирует широкое распространение результатов научных поисковых, в т. ч. диссертационных исследований, путем размещения статей в свободном доступе на своем сайте одновременно с публикацией печатного варианта журнала (http://elibrary.ru). 2. Требования к статьям, представляемым в Журнал и далее – в базу данных «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) Научной Электронной Библиотеки (сайт «Российский индекс научного цитирования») соответствуют порядку формирования Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук (от 14.10.08, № 45.1-132). 3. Представляемая в Журнал статья должна быть оригинальной (не публиковавшейся ранее в других печатных изданиях) и освещать актуальные проблемы психологии и педагогики. 4. Статья должна быть написана языком, понятным не только специалистам данной области, но и широкому кругу читателей, заинтересованных в обсуждении темы; необходимо дополнительное обоснование специализированных научных терминов. Аббревиатура и сокращения в названии статьи, ключевых словах и аннотации недопустимы! 4. Объем текста, при условии 2500 знаков с пробелами на странице, – 0,5–1,0 п.л. (20–40 тыс. знаков; при выполнении требований редакции к форматированию текста 1 п.л. составляет 10 страниц при числе знаков с пробелами на странице 4000.) 5. Статья должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит автор в рассмотрение проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью формулировок. Необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования, тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы (последовательность изложения может быть изменена). 6. Аннотация должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит автор в рассмотрение проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью формулировок. В аннотации необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования, тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы. Объем аннотации – минимум 50–100 слов. 8. Список литературы (не более 10–12 п.) оформляется в соответствии со стандартом ГОСТ Р 7.0.5-2008, который разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 690:1987 «Документация. Библиографические ссылки. Содержание, форма и структура» (ISO 690:1987 «Information and documentation - Bibliographic references - Content, form and structure») и международного стандарта ИСО 690-2:1997 «Информация и документация. Библиографические ссылки. Часть 2. Электронные документы и их части» (ISO 690-2:1997«Information and documentation - Bibliographic references - Part 2: Electronic documents or parts thereof»). В библиографическое описание документов введены указание на качественное состояние (например, [Текст]), перечисление соавторов за косой чертой, 152
Стр.152
некоторые изменения в пунктуации, индекс ISBN (ГОСТ Р 7.0.5-2008 помещен на сайте журнала http:// www. pjb.oprb.ru). 9. Ссылки на литературу в тексте указываются соответствующей цифрой в квадратных скобках, оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообразным, нумерация должна соответствовать текущей странице. 10. Рукопись статьи, внешняя рецензия, Заключение научного руководителя (для аспирантов и соискателей) и сопроводительные материалы принимаются на электронных носителях с приложением распечатки на бумаге формата А4 (с одной стороны). 11. Рисунки должны выполняться в редакторе Corel Draw или в формате JPG/JPEG; рисунки, выполненные в других редакторах, не принимаются. 12. Фотографии автора должны иметь белый фон, быть контрастными и четкими, объем файла – не менее 500 кбт при разрешении 150 dpi (или не менее 175х205 пикселей/3х3,5 см) в формате JPEG (бытовые снимки не принимаются). 13. Форматирование статьи: гарнитура шрифта Arial; поля: верхнее – 6,4, нижнее – 3,4, правое/левое – 3,6 см; размер основного шрифта – 9 пт, вспомогательного (сноски, таблицы, литература, ключевые слова, аннотация) – 7 пт, межстрочный интервал – 1; первая строка: отступ – 0,75; между словами не более одного пробела при включенной опции «непечатаемые знаки». 14. Наименование файлов статьи и сопроводительных документов должно включать ФИО автора, тип материала (статья, рисунок, справка и т.п.), дату отправки. 15. Статьи представляются в Журнал в полном комплекте вне зависимости от того, публиковался автор ранее в Журнале или нет. Тематика статей отражена в списке «Рубрики журнала». 16. Материалы, не отвечающие перечисленным требованиям Журнала, не принимаются редакцией и не регистрируются. 17. При выполнении требований Журнала материалы принимаются, регистрируются и направляются на рецензирование, о результатах которого автор уведомляется по электронной почте. 18. В случае изменений и доработок материалов статьи по результатам рецензирования или иным обстоятельствам, автор обязан указать перечень выполненных им изменений. 19. При несоблюдении перечисленных выше требований материалы редакцией Журнала отклоняются и не публикуются. 20. Плата за опубликование рукописей с аспирантов, проходящих обучение в аспирантуре и докторантуре, не взимается. 21. Рубрики Журнала: Проблемы современной педагогики; Психолого-педагогические исследования; Образование и культура; Инновационные технологии образования; Информатизация образования; Приоритетный национальный проект «Образование»; Практика образования; Дебют в науке; Опыт зарубежных коллег; История образования; Педагогическая лента (новости, юбилеи, хроника, рецензии). 22. Вниманию аспирантов и соискателей: с целью повышения качества, научные статьи, направляемые в Журнал, должны комплектоваться заключением научного руководителя, свидетельствующего об их соответствии требованиям ВАК и Журнала: 153
Стр.153
- в статье содержатся: четкая постановка научной задачи (проблемы), конкретное указание на метод выполняемого исследования, характеристики результатов исследований и эксперимента (научная новизна, теоретическая и практическая значимость); - в статье отсутствуют фрагменты, содержащие значительный объем материала справочного, описательного, констатирующего и декларативного характера без соответствующих аналитических выводов; отсутствуют также словосочетания, фразы и фрагменты, не соответствующие научному характеру текста. Вниманию авторов: 1. Порядок рецензирования статей и форма Заявления автора о приеме статьи размещены на сайте журнала http://gym1.oprb.ru/template/guest/partner/index.php?id=8. 2. Редакция Журнала напоминает, что почтой доставляются материалы, отправленные обычным или заказным письмом. Материалы с объявленной ценностью в редакцию не доставляются. По вопросам размещения статей следует обращаться к менеджеру журнала А.Г. Косову: 8(347) 2-72-64-32, e-mail: agkosov@mail.ru. 154
Стр.154
155
Стр.155
156
Стр.156

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.