ф
ISSN 1817-3292
Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский
педагогический государственный университетский комплекс»
Издается с декабря 2005 года
один раз в два месяца
Главный редактор
Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических
наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Башкирский
государственный педагогический университет имени
М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru.
Rail Mirvaevich Asadullin – chief editor, Doctor of pedagogical
sciences, Professor, the rector of FBSEI HPE Bashkir State
Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – Email:
office@bspu.ru.
Редакционная коллегия:
*Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических наук,
профессор, заведующий кафедрой педагогики и
психологии, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный
медицинский
университет» (г. Уфа). – E-mail:
amirov.af@yandex.ru.
Arthur Ferdsovich Amirov, Doctor of pedagogical sciences,
Professor, the head of the Department of pedagogics and
psychology, SBEI HPE Bashkir State Medical University
(Ufa). – E-mail: amirov.af@yandex.ru.
*Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук,
профессор, декан социально-гуманитарного факультета,
ФГБОУ
ВПО «Башкирский
государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа).
– E-mail: vlbenin@mail.ru.
Vladislav Lvovich Benin, Doctor of pedagogical sciences,
Professor, the dean of social-humanitarian faculty, FBSEI
HPE Bashkir State Pedagogical University named after
M.Akmullah (Ufa). – E-mail: vlbenin@mail.ru.
*Гайсина Гузель Иншаровна, доктор педагогических наук,
профессор,
заведующая кафедрой
социальной
педагогики, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа).
– E-mail: nicomni9@yandex.ru.
Guzel Insharovna Gaisina, Doctor of pedagogical sciences,
Professor, the head of the Department of social pedagogics,
FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named
after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: nicomni9@yandex.ru.
*Гаязов Альфис Суфиянович, доктор педагогических
наук, профессор, член-корреспондент РАО, министр
образования Республики Башкортостан (г. Уфа). – E-mail:
morb@bashkortostan.ru.
Стр.1
Alfis Sufiyanovich Gayazov, Doctor of pedagogical sciences, Professor, Member
correspondent of Russian Education Academy, Minister of Education of the Republic of
Bashkortostan (Ufa). – E-mail: morb@bashkortostan.ru.
*Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, заместитель
председателя Совета УМО по психолого-педагогическому образованию, проректор по
учебно-методической работе, ГБОУ ВПО «Московский городской психологопедагогический
университет» (г. Москва). – E-mail: zabrodin_yuri@mail.ru.
Yury Mihajlovich Zabrodin, Doctor of psychological sciences, Professor, the deputy chairman
of EMA Council on psychology-pedagogical educational
issues, the vice-rector on
educational-methodical work, SBEI HPE Moscow city psychology-pedagogical University
(Moscow). – E-mail: zabrodin_yuri@mail.ru.
*Зборовский Гарольд Ефимович, доктор философских наук, профессор, заслуженный
деятель науки РФ, профессор кафедры социологии и социальных технологий
управления, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого
Президента
России
Б.Н. Ельцина» (г. Екатеринбург). – E-mail:
garoldzborovsky@gmail.com.
Harold Efimovich Zborovsky, Doctor of Philosophy, Professor, Honoured worker of Science
of the Russian Federation, the professor of chair of sociology and social technologies of
management FSIEI HPE the Ural Federal University of a name of the first President of
Russia B.N.Yeltsin (Ekaterinburg). – E-mail: garoldzborovsky@gmail.com.
*Исламова Зульхиза Исмагиловна, кандидат педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования,
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени
М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: izi99@mail.ru.
Zulhiza Ismagilovna Islamova, the candidate of pedagogical sciences, Professor, the head of
the Department of pedagogics and psychology of vocational training, FBSEI HPE Bashkir
State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: izi99@mail.ru.
*Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой теории и истории психологии, Институт психологии имени
Л.С. Выготского, Российский
государственный гуманитарный университет;
заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего
образования, Институт развития дошкольного образования РАО (Ответственный
редактор журнала «Вестник РГГУ. Серия “Психология”», издатель и главный редактор
интернет-журнала «Развивающее образование») (г. Москва). – E-mail: vtkud@mail.ru.
Vladimir Tovievich Kudryavtsev, Doctor of psychological sciences, Professor, the head of the
Department of theory and history of psychology, Institute of psychology named after
L.S. Vygotsky, the Russian State Humanitarian University; the laboratory chief of psychology
-pedagogical bases of developing formation, Institute of development of preschool education
of Russian Education Academy (chief editor of «RGGU Bulletin. Psychology series»,
publisher and chief editor of Internet magazine «Developing formation») (Moscow). – E-mail:
vtkud@mail.ru.
*Мустаев Алмаз Флюрович, кандидат физико-математических наук, доцент,
проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: almazbspu@mail.ru.
Almaz Fljurovich Mustaev, the candidate of physical and mathematical sciences, the senior
lecturer, vice-rector on scientific work of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University
named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: almazbspu@mail.ru.
*Ромм Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального
образования ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический
университет»; главный редактор «Сибирского педагогического журнала»
(г. Новосибирск). – E-mail: sp-journal@nspu.ru.
2
Стр.2
Tatyana Aleksandrovna Romm, The doctor of pedagogical sciences, the professor of chair
of pedagogics and psychology of Institute of history of FBSEI HPE «Novosibirsk state
pedagogical
university»;
the chief editor of
(Novosibirsk). – E-mail: sp-journal@nspu.ru.
*Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор,
действительный член (академик) РАО, ректор, ГБОУ ВПО «Московский городской
психолого-педагогический университет»; директор, Психологический институт РАО
(г. Москва). – E-mail: rectorat@list.ru.
Vitaly Vladimirovich Rubtzov, Doctor of psychological sciences, Professor, the full member
(academician) of
Russian Education Academy, the rector of SBEI HPE Moscow city
psychology-pedagogical University; the head of Psychological Institute of Russian Education
Academy (Moscow). - E-mail: rectorat@list.ru.
*Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, Бирский
филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (г. Бирск). – E-mail:
siniledu@gmail.com.
Ilgiz Mirgalimovich Sinagatullin, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the
Department of pedagogics and methods of primary education, Birsky branch of FBSEI HPE
Bashkir State University (Birsk). – E-mail: siniledu@gmail.com.
*Сытина Надежда Степановна, заместитель заведующего кафедрой педагогики,
профессор, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Башкирский
государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail:
nadin541@rambler.ru.
Nadezhda Stepanovna Sytina, the deputy head of the Department of pedagogics, Professor,
the candidate of pedagogical sciences, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University
named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: nadin541@rambler.ru.
*Фатыхова Римма Мухаметовна, доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой психологии, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: docbell0726@bk.ru.
Rimma Muhametovna Fatihova, Doctor of pedagogical
sciences, Professor of
Department of general and social psychology of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical
University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: docbell0726@bk.ru.
*Штейнберг Валерий Эмануилович – научный редактор – зам. гл. ред., доктор
педагогических наук, профессор, главный специалист управления научной работы и
международных связей ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический
университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Valery Emanuilovich Steinberg – the scientific editor – the deputy chief editor, Doctor of
pedagogical sciences, Professor, chief expert of scientific management and international
contacts of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah
(Ufa). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
*Камал Канти Нанди, доктор философских наук по математике, профессор, приватпрофессор,
Северо-Бенгальский университет (г. Дарджилинг, WB 734013, Индия). – Email:
kamalnandi1952@yahoo.co.in.
Kamal Kanti Nandi, the Doctor of Philosophy in Mathematics Professor, privat-professor,
North Bengalese University, Darjeeling, WB 734013, India. – E-mail:
kamalnandi1952@yahoo.co.in.
*Линда Робертсон, директор Центра по международному и интеркультурному
образованию им. Джеральда Рида, Кентский государственный университет, штат
Огайо, США. – E-mail: lfrobert@kent.edu.
Linda Robertson, PH.D., Director Gerald H. Read Center for International and Intercultural
Education, Kent State University, 215 White Hall (150 Terrace Drive) Kent OH 44242 USA. –
E-mail: lfrobert@kent.edu.
*Чарльз Руссо, факультет образования и смежных профессий, Универсистет
Дэйтона, штат Огайо, США. – E-mail: charles_j_russo@hotmail.com.
3
the
the «Siberian pedagogical magazine»
Стр.3
Charles Russo, Ed.D., University of Dayton, School of Education and Allied Professions,
324 Chaminade Hall, Dayton, OH, 45469-0534 USA. – E-mail:
charles_j_russo@hotmail.com.
Общественный редакционный совет журнала:
Николай Константинович Криони
(Уфа, Россия) – председатель Совета
Айрат Мингазович Шаммазов
(Уфа, Россия)
Сайфутдин Зайнетдинович Кунсбаев
(Уфа, Россия)
Анатолий Викторович Мудрик
(Москва, Россия)
Лев Владимирович Мардахаев
(Москва, Россия)
Ариен Хеерема (Дронтен, Нидерланды)
Ральф Шеперт (Кейптаун, ЮАР)
Кристиан Риттельмайер (Кассель, Германия)
Уильям Спейди (Диллон, США)
***
Стиль-редактор: Е.Н.Дементьева
Оформление: К.Б.Владимиров
Компьютерная верстка: И.В.Пономарев
Менеджер: А.Г.Косов
Тел.: (3472) 72-64-32
E-mail: agkosov@mail.ru
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Св. ПИ № ФС77–30335 от 15 ноября 2007 года
(СМИ перерегистрировано в связи
с переименованием учредителя)
Учредитель
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы»
Адрес редакции: 450000, РБ, г. Уфа,
ул. Октябрьской революции, 3а, к. 2, ком. 502.
Тел.: (3472) 72-32-41
E-mail: pjb.bspu@mail.ru
http://eLIBRARY.RU
http://pjb.oprb.ru
Редакция может не разделять мнение авторов
Подписано в печать 25.06.2014.
Формат 60Х90/16. Компьютерный набор. Гарнитура Arial.
Усл. печ. л. – 12,4. Уч.-изд. л. – 12,2. Тираж 1500 экз. Заказ №469.
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы»
450000, РБ, г. Уфа,
ул. Октябрьской революции, 3а, к. 3, тип.
© Редакция «Педагогического журнала Башкортостана», 2014
4
Стр.4
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Р.М. Асадуллин
РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИКА»:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ......................................................................................................................7
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Л.А. Шипилина
АВТОРСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ – ЗАЛОГ КАЧЕСТВЕННОЙ
ДИССЕРТАЦИИ ПО ПЕДАГОГИКЕ...............................................................................................................13
Е.А. Вахтина, В.Г. Иванов, Ю.А. Лобейко, А.В. Вострухин
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ.............23
Н.В. Ронжина
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ..........................................................................................................................35
Г.Н. Жуков
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ....................................................................................................................39
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
Л.Г. Медведев
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ................................46
И.Ф. ИСАЕВ, А.П. ГУЛОВ
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
СОДЕРЖАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ США ....................................................................................................53
И.Н. Семенова
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕТОДА ЯЗЫКОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ
ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ .............................................................................................63
А.С. Отраднова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ В ФОРМИРОВАНИИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВУЗОВ МВД РОССИИ....................................................................................................................................73
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Е.В. Андриенко
КОМПЛЕКСНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ...............................................................................79
5
Стр.5
ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Р.Р. Рамазанов, Н.Н. Моисеева
«ШКОЛА – ВУЗ» КАК ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА....................................................................................87
Г.А. Валитова, Л.Ю. Маштакова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ................................................................................91
З.С. Ногомерзаева
КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И РАЗВИТИЕ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ................................................................................................94
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Т.М. Аминов
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БАШКИРИИ.........................................................................................................99
Ю.В. Ергин
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ УФИМСКОЙ ЕПАРХИИ (1861–1918).............................................112
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА .......................................................................................................................141
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПОЛЕМИКЕ
В.Л. Бенин, В.А. Иванов
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ, ИЛИ КАК ИГРАТЬ В ФУТБОЛ:
о книге М.Ф. Обыденнова «Педагогическая археология»…………………………………………………….146
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ..........................................................................................................................153
6
Стр.6
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Аминов Тахир Мажитович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики,
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа).
– E-mail: tahir-aminov@yandex.ru.
Андриенко Елена Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
и психологии Института физико-математического и информационноэкономического
образования, Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск). – E-mail: eva_andrienko@rambler.ru.
Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Башкирский
государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail:
office@bspu.ru.
Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин, Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: vlbenin@mail.ru.
Валитова Гюзяль Азильевна, кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный
университет, Бирский филиал (г. Бирск). – E-mail: valitova44@yandex.ru.
Вахтина Елена Артуровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры автоматики,
электроники и метрологии, Ставропольский государственный аграрный университет
(г. Ставрополь). – E-mail: eavakhtina@yandex.ru.
Вострухин Александр Витальевич, кандидат технических наук, доцент кафедры информационных
технологий и электроники, технологического института сервиса (филиал)
Донской государственный технический университет (г. Ставрополь). – E-mail:
avostrukhin@yandex.ru.
Иванов Владимир Александрович, доктор исторических наук, проф., зав. кафедрой
всеобщей истории и культурного наследия, Башкирский государственный педагогический
университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail:ivanov-sanych@rambler.ru.
Исаев Илья Федорович, доктор педагогических наук, Белгородский государственный
национальный исследовательский университет (г. Белгород). – E-mail: gulov@tea4er.org.
Гулов Артем Петрович, аспирант кафедры педагогики, Белгородский государственный
национальный исследовательский университет
(г. Белгород). – E-mail:
gulov@tea4er.org.
Ергин Юрий Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры
общей физики, Башкирский государственный университет; лауреат премии Правительства
Республики Башкортостан имени Шагита Худайбердина за лучшее произведение в области
журналистики в 2009 году (г. Уфа). – E-mail: erginyv@mail.ru.
Жуков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, директор филиала
в г. Кемерово, Российский государственный профессионально-педагогический университет
(г. Кемерово). – E-mail: mail@rsvpu.ru.
Иванов Василий Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, членкорреспондент
Академии педагогических и социальных наук РФ, первый проректор по учебной
работе, директор института дополнительного профессионального образования, заведующий
кафедрой инженерной педагогики и психологии высшего профессионального образования,
Казанский национальный исследовательский технологический университет
(г. Казань). – E-mail: idpokgtu@kstu.ru.
Лобейко Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
и образовательных технологий, заместитель директора института образования и
153
Стр.153
социальных наук по программам дополнительного образования, Северо-Кавказский федеральный
университет (г. Ставрополь). – E-mail: lobeiko@inbox.ru.
Маштакова Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный
университет, Бирский филиал (г. Бирск). – E-mail: mashtakova-l@mail.ru.
Медведев Леонид Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор, членкорреспондент
РАО, директор Института искусств, Омский государственный университет
(г. Омск). – Е-mail: lgmedvedev_omgpu@mail.ru.
Моисеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
психологии образования и развития, Башкирский государственный педагогический
университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: natalia64@ufamts.ru.
Ногомерзаева Зарван Сетиевна, аспирант кафедры теории и практики управленческой
деятельности в образовании, Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования (г. Москва). – E-mail: mbc_@mail.ru.
Отраднова Александра Сергеевна, начальник кабинета специальных дисциплин кафедры
криминалистики, Уральский юридический институт МВД России (г. Екатеринбург). –
E-mail: alya.otradnova@inbox.ru.
Рамазанов Раиль Рифгатович, директор, Средняя общеобразовательная школа №45
с углубленным изучением отдельных предметов (г. Уфа). – E-mail: natalia64@ufamts.ru.
Ронжина Наталья Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры
права, Российский государственный профессионально-педагогический университет
(г. Екатеринбург). – E-mail: obrpravo@yandex.ru.
Семенова Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры
теории и методики обучения математике, Уральский государственный педагогический
университет (г. Екатеринбург). – Е-mail: semenova_i_n@mail.ru.
Шипилина Людмила Андреевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая
кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления, Омский государственный
педагогический университет (г. Омск). – E-mail: shipilina-l@yandex.ru.
154
Стр.154
ISSN 1817-3292
CONTENTS
СHIEF EDITOR’S COLUMN
R.M. Asadullin. DEVELOPMENT OF NETWORK COOPERATION IN THE DIRECTION
«PEDAGOGICS»: PROBLEMS AND PROSPECTS......................................................................7
Keywords: the Shanghai organisation of cooperation, cooperation, leading universities, pedagogical education.
Abstract: The Report of rector BSTU of a name of M. Akmully, professor R.M. Asadullin on «VII week of formation
of member states of the Shanghai organisation of cooperation“ Formation without borders”».
PROBLEMS OF MODERN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS
L.A.Shipilina. THE AUTHOR'S RESEARCH CONCEPT –
PLEDGE OF THE QUALITATIVE DISSERTATION ON PEDAGOGICS..................................13
Keywords: the research concept, quality of research, methodological knowledge, methodological culture, a
methodological reflexion, technology of formation of the research concept.
Abstract: In article the author's sight at a role of the research concept in improvement of quality of dissertational
researches on pedagogics is presented; the substantiation of necessity of a choice and a role of the
methodological approach in occurrence research the conceptis given, to technology of its formation; experience
of formation of the research concept is described.
E.A. Vakhtina, V.G. Ivanov, Ju.A. Lobeyko, A.V. Vostrukhin. DIDACTIC DESIGNING
OF RESOURCES SUPPORT FOR TRAINING ENVIRONMENT .............................................23
Keywords: the professionalization of engineering education, informational-educational environment, means of training, resource
approach, educational resource, electronics, microcontroller, training manual, stand microcontroller.
Abstract: The problem of synchronization methods and means of students educational activity with new
knowledge and technologies in professional engineering activity is considers in the article. Is an example of
the didactic designing educational resource for microcontroller programming as complex of training-methodical
and hardware-software means of training designed for the development of relevant content in electronics, as
well as the results of its application in the educational process. The proposed solution develops technological
and resource approaches in vocational education.
N.V. Rongina. THE PRINCIPLE OF CONSISTENCY IN THE ORGANIZATION
OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA............................................35
Keywords: professional-pedagogical education, professionally-developed personality, system.
Abstract: In the organisation it is professional-pedagogical education in modern Russia the principle системности owing to
ambiguous treatment of the given concept and definition of its importance for economy and society development is not observed.
The dichotomizing principle of division of system of pedagogical education on an ultimate goal and the addressee of
preparation on the general educational and is professional-educational organisations is considered. Pedagogical education,
accordingly, is expedient for carrying out in frameworks общепедагогической preparations in pedagogical high schools (for
schools) and is professional-pedagogical preparation for all levels and kinds of system of vocational training (colleges, technical
schools, high schools and etc.).
G.N. Gukov. CONTINUOUS IT IS PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION:
PROBLEMS AND PROSPECTS.....................................................................................................39
Keywords: continuous it is professional-pedagogical education, masters of inservice training, teachers of vocational
training, network interaction.
Abstract: The new model of system of the continuous professionally-pedagogical education Kemerovo region
on the basis of network interaction of branch RGPPU and establishments SPO on realisation of educational
155
Стр.155
programs of the higher vocational training in a preparation direction «Vocational training (on branches)» Is
considered. The spent work has allowed to change quality of system of vocational training of the Kemerovo
region, as a whole having provided with its masters of inservice training and teachers of vocational training of
average and the top skills.
EDUCATION AND CULTURE
L.G. Medvedev. ART EDUCATION In SOCIALLY CULTURAL SPACE.................................46
Keywords: art education, aesthetic education, art, creative process, socio-cultural space, representational
activities .
Abstract: The article analyzes the current state of arts education in social and cultural space. Emphasizes the tendency to
devalue the aesthetic education of children in schools as well as vocational education in special schools. The necessity of
developing the concept of development of the state system of aesthetic education from kindergarten to professional growth.
Describes the most important, complex and very controversial issue – the formation of a harmonious personality as a meaningful
aspect of fine arts in the social and cultural space.
I.F. Isaev, A.P. Gulov. THE CULTURAL-HISTORICAL AND SOCIAL-PEDAGOGICAL
DETERMINING FACTORS OF THE MORAL EDUCATION’S CONTENT IN PUBLIC
SCHOOLS IN THE USA....................................................................................................................53
Keywords: moral education, character education, American education system, national values, ideology, partnership.
Abstract:
The article deals with the determining factors of the moral education’s content in educational and
pedagogical tradition in the USA. The major factors of the content of moral education are defined in the context
of the goals of comparative educational research: features of the pedagogical science in the USA, features
of the American education system and function of national policy and the U.S. government by setting the
goals of moral education.
I.N.Semenova. ESSENCE AND THE ROLE OF THE METHOD OF LANGUAGE
MANAGEMENT IN DEVELOPMENT OF SYSTEM OF ELECTRONIC TRAINING TO THE
MATHEMATICIAN..............................................................................................................................63
Keywords: a modern educational paradigm, electronic training, a method of training, language management.
Abstract: Functioning of methodical system of a modern educational paradigm demands working out of new
methods of the doctrine and knowledge which are under construction taking into account work in the didactic
environment of information-communication space (ISP). In article are resulted structure of a method of language
management: receptions of coding and information decoding, a degree estimation информативности a
language code, and its choice at concrete addressing of the information, and also updating of this method at
change of the purposes of training. Formation of the resulted methods is illustrated on a material of subject
domain of «Mathematician». An offered method, carrying out a metasubject role in the course of realisation of
pedagogical communications in ИКП, can it is used for training and its versions in system of electronic formation
at personal and subject levels.
A.S.Otradnova. PROFESSIONAL CRISES IN FORMATION
OF SELF-DETERMINATION OF TRAINED HIGH SCHOOLS OF THE MINISTRY
OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA............................................................................................73
Keywords: crises, professional crises, self-determination, departmental high school.
Abstract: At theoretical level the concept, the maintenance and kinds of crises are considered. Influence of
crises, including professional on formation of self-determination of the person in the course of training is analysed.
In the course of the analysis of specificity of the departmental educational organisation law of its influence
on formation of lichnostno-professional crises trained is revealed.
INNOVATION EDUCATION TECHNOLOGIES
E.V. Andriyenko. COMPREHENSIVE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS........................................79
Keywords: higher pedagogical education, training of teachers, complexity, practice as a form of educational
activities, educational technology, cognitive technologies, active-active technologies, humanistic technologies.
Abstract: In article some scientific approaches to a solution of a problem of integrated approach of realisation
of educational technologies in system of the higher pedagogical education are opened. Three groups of tech156
Стр.156
nologies which are important in vocational training of the teacher are allocated: cognitive the technologies
focused on development intellectual the competence, connected with information aspects of modern higher
pedagogical education; the humanistic technologies focused on acquisition of experience of the emotionallyvaluable
relation and the competence, formations defining communicative aspect; actively-dejatelnostnye
technologies directed on formation practical компетенций to professional pedagogical activity.
PRACTICE OF EDUCATION
R.R.Ramazanov, N.N.Moiseyevа. «SCHOOL – HIGH SCHOOL» AS INNOVATIVE SPACE
FOR REALIZATION THE COMPETENCE OF MODEL OF THE EXPERT..............................87
Keywords: innovation activities, educational institutions, schools and university interaction.
Abstract: This publication examines innovation as a priority the development of the university. The experience
of school and university interaction in the framework of a branch of the department, established on the basis of
an educational institution.
G.A. Valitova, L.Yu. Mashtakova. USING TESTS IN THE ELEMENTARY SCHOOL...........91
Keywords: tests in elementary classes, the advantages of tests, the variety of tests, using tests while learning
spelling.
Abstract: The article examines the theoretical aspects of the method at the lessons of the Russian language in
the elementary school and the effectiveness of using tests at the primary level. Test control is a tool accounting
and forecasting the quality of education. Attention is drawn to the necessity of forming pupils ' ability to
work with tests it from elementary school.
Z.S.Nogomerzaeva. COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILL
AND DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF THE TEACHER ...............................94
Keywords: competition, preparation, carrying out, professional skill, creative potential of the teacher, the motivational
environment.
Abstract: In article development of creative potential of the teacher is considered during competitions of professional
skill: adaptation of used heuristic methods, integration of structural components of model of development
and methodical receptions of the organisation of creative activity.
HISTORY OF EDUCATION
T.M. Aminov. FORMATION OF THE SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION
IN PRE-REVOLUTIONARY BASHKIRIA ......................................................................................99
Keywords: First school reform, Cifirny school, General education, professional education, historical and pedagogical
research.
Abstract: The work is devoted to the 300 anniversary of the establishment of the state system of education in
Russia and Bashkortostan. The article shows all levels of the education system pre-revolutionary Bashkiria:
General, vocational, and school. Reveal common trends and features inherent in the country, and special
events that happened only in the regional system. Briefly characterized separate areas of General and professional
education: pedagogical, spiritual, medical, commercial, legal, agricultural, technical, crafts and more.
Positive and negative sides of the accumulated experience and justified due to the pre-revolutionary education
with the modern.
J.V.Ergin. TSERKOVNO-PARISH SCHOOLS OF THE UFA DIOCESE (1861–1918).........112
Keywords: church schools, tserkovno-parish schools, the Ufa diocese.
Abstract: Little-known pages of history of occurrence and activity of church schools of the Ufa diocese about
the beginnings 1860, the first years of their opening, before liquidation in 1918.
PEDAGOGICAL TAPE....................................................................................................................141
INVITATION TO DEBATE
V.L. Benin, V.A. Ivanov. PEDAGOGICAL DENTISTRY, OR HOW TO PLAY FOOTBALL:
about the book F. Obydennova «Pedagogical archeology» .……………………………..146
INFORMATION ABOUT THE CONTRIBUTORS........................................................................153
157
Стр.157
ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА»
1. Научное рецензируемое издание «Педагогический журнал Башкортостана» (далее –
Журнал) гарантирует широкое распространение результатов научных поисковых, в т. ч.
диссертационных исследований, путем размещения статей в свободном доступе на своем
сайте одновременно с публикацией печатного варианта журнала (http://elibrary.ru).
2. Требования к статьям, представляемым в Журнал и далее – в базу данных «Российский
индекс научного цитирования» (РИНЦ) Научной Электронной Библиотеки (сайт
«Российский индекс научного цитирования») соответствуют порядку формирования Перечня
ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени
доктора и кандидата наук (от 14.10.08, № 45.1-132).
3. Представляемая в Журнал статья должна быть оригинальной (не публиковавшейся ранее в
других печатных изданиях) и освещать актуальные проблемы психологии и педагогики.
4. Статья должна быть написана языком, понятным не только специалистам данной области,
но и широкому кругу читателей, заинтересованных в обсуждении темы; необходимо дополнительное
обоснование специализированных научных терминов. Аббревиатура и сокращения
в названии статьи, ключевых словах и аннотации недопустимы!
4. Объем текста, при условии 2500 знаков с пробелами на странице, – 0,5–1,0 п.л. (20–40
тыс. знаков; при выполнении требований редакции к форматированию текста 1 п.л. составляет
10 страниц при числе знаков с пробелами на странице 4000.)
5. Статья должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит
автор в рассмотрение проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной
информации, отличаться убедительностью формулировок. Необходимо отразить
следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования, тему, цель работы; метод
или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов;
выводы (последовательность изложения может быть изменена).
6. Аннотация должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит
автор в рассмотрение проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от
второстепенной информации, отличаться убедительностью формулировок. В аннотации
необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования, тему,
цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область
применения результатов; выводы. Объем аннотации – минимум 50–100 слов.
8. Список литературы (не более 10–12 п.) оформляется в соответствии со стандартом ГОСТ
Р 7.0.5-2008, который разработан с учетом основных нормативных положений международного
стандарта ИСО 690:1987 «Документация. Библиографические ссылки. Содержание,
форма и структура» (ISO 690:1987 «Information and documentation - Bibliographic references -
Content, form and structure») и международного стандарта ИСО 690-2:1997 «Информация и
документация. Библиографические ссылки. Часть 2. Электронные документы и их части»
(ISO 690-2:1997«Information and documentation - Bibliographic references - Part 2: Electronic
documents or parts thereof»). В библиографическое описание документов введены указание
на качественное состояние (например, [Текст]), перечисление соавторов за косой чертой,
158
Стр.158
некоторые изменения в пунктуации, индекс ISBN (ГОСТ Р 7.0.5-2008 помещен на сайте
журнала http:// www. pjb.oprb.ru).
9. Ссылки на литературу в тексте указываются соответствующей цифрой в квадратных
скобках, оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообразным,
нумерация должна соответствовать текущей странице.
10. Рукопись статьи, внешняя рецензия, Заключение научного руководителя (для аспирантов
и соискателей) и сопроводительные материалы принимаются на электронных носителях
с приложением распечатки на бумаге формата А4 (с одной стороны).
11. Рисунки должны выполняться в редакторе Corel Draw или в формате JPG/JPEG; рисунки,
выполненные в других редакторах, не принимаются.
12. Фотографии автора должны иметь белый фон, быть контрастными и четкими, объем
файла – не менее 500 кбт при разрешении 150 dpi (или не менее 175х205 пикселей/3х3,5
см) в формате JPEG (бытовые снимки не принимаются).
13. Форматирование статьи: гарнитура шрифта Arial; поля: верхнее – 6,4, нижнее – 3,4, правое/левое
– 3,6 см; размер основного шрифта – 9 пт, вспомогательного (сноски, таблицы,
литература, ключевые слова, аннотация) – 7 пт, межстрочный интервал – 1; первая строка:
отступ – 0,75; между словами не более одного пробела при включенной опции «непечатаемые
знаки».
14. Наименование файлов статьи и сопроводительных документов должно включать ФИО
автора, тип материала (статья, рисунок, справка и т.п.), дату отправки.
15. Статьи представляются в Журнал в полном комплекте вне зависимости от того, публиковался
автор ранее в Журнале или нет. Тематика статей отражена в списке «Рубрики журнала».
16.
Материалы, не отвечающие перечисленным требованиям Журнала, не принимаются
редакцией и не регистрируются.
17. При выполнении требований Журнала материалы принимаются, регистрируются и направляются
на рецензирование, о результатах которого автор уведомляется по электронной
почте.
18. В случае изменений и доработок материалов статьи по результатам рецензирования
или иным обстоятельствам, автор обязан указать перечень выполненных им изменений.
19. При несоблюдении перечисленных выше требований материалы редакцией Журнала
отклоняются и не публикуются.
20. Плата за опубликование рукописей с аспирантов, проходящих обучение в аспирантуре и
докторантуре, не взимается.
21. Рубрики Журнала: Проблемы современной педагогики; Психолого-педагогические исследования;
Образование и культура; Инновационные технологии образования; Информатизация
образования; Приоритетный национальный проект «Образование»; Практика образования;
Дебют в науке; Опыт зарубежных коллег; История образования; Педагогическая
лента (новости, юбилеи, хроника, рецензии).
22. Вниманию аспирантов и соискателей: с целью повышения качества, научные статьи,
направляемые в Журнал, должны комплектоваться заключением научного руководителя,
свидетельствующего об их соответствии требованиям ВАК и Журнала:
159
Стр.159
- в статье содержатся: четкая постановка научной задачи (проблемы), конкретное указание
на метод выполняемого исследования, характеристики результатов исследований и эксперимента
(научная новизна, теоретическая и практическая значимость);
- в статье отсутствуют фрагменты, содержащие значительный объем материала справочного,
описательного, констатирующего и декларативного характера без соответствующих
аналитических выводов; отсутствуют также словосочетания, фразы и фрагменты, не соответствующие
научному характеру текста.
Вниманию авторов:
1. Порядок рецензирования статей и форма Заявления автора о приеме статьи размещены
на сайте журнала
http://gym1.oprb.ru/template/guest/partner/index.php?id=8.
2. Редакция Журнала напоминает, что почтой доставляются материалы, отправленные
обычным или заказным письмом. Материалы с объявленной ценностью в редакцию
не доставляются.
По вопросам размещения статей следует обращаться к менеджеру журнала А.Г. Косову:
8(347) 2-72-64-32, e-mail: agkosov@mail.ru.
160
Стр.160