Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторШмакова А. П.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц185
ID244974
АннотацияВ монографии изложены результаты теоретико-эмпирического исследования по проблеме формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий. Рассмотрены потенциал информационных технологий в творческой педагогической деятельности и в формировании готовности будущего учителя к педагогическому творчеству; сущность и компонентный состав готовности учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий; модель поэтапного формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий, обеспечивающую построение педагогического процесса в единстве её концептуального, содержательного, операционально-деятельностного и критериально-результативного блоков; педагогические условия формирования данной готовности.
Кому рекомендованоВыводы и основные положения могут быть интересны учителям общеобразовательных школ; преподавателям, аспирантам и студентам педагогических вузов; преподавателям институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования.
ISBN978-5-9765-1578-9
УДК371
ББК74р
Шмакова, А. П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий : монография / А. П. Шмакова .— Москва : ФЛИНТА, 2013 .— 185 с. : ил. — Библиогр.: с. 120-132 (198 назв.) .— ISBN 978-5-9765-1578-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/244974 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий [Электронный ресурс] : монография / А.П. Шмакова. <...> Рассмотрены потенциал информационных технологий в творческой педагогической деятельности и в формировании готовности будущего учителя к педагогическому творчеству; сущность и компонентный состав готовности учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий; модель поэтапного формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий, обеспечивающую построение педагогического процесса в единстве её концептуального, содержательного, операционально-деятельностного и критериально-результативного блоков; педагогические условия формирования данной готовности. <...> Потенциал информационных технологий в осуществлении творческой педагогической деятельности. <...> В последние годы появилось много исследований, связанных с теоретическими основами использования информационных и коммуникационных технологий в образовании (О.В. Яковлева, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, М.Ю. Бухаркина, Е.Н. Ястребцева, М.В. Моисеева и др.), с практикой применения ИКТ в процессе обучения школьников на различных уроках (Е.Ю. Диканский, А.С. Лысенко, А.И. Марков и др.), с разработкой информационных ресурсов образовательного назначения и оценкой их качества (П.Д. Волков, Т.С. Яшина, Л.А. Горюнова, Л.В. Нахайнова), с подготовкой учителя к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (С.Н. Исакова, Н.Н. Диканская, И.Н. Останний, В.Л. Акуленко и др.) <...> Анализ выполненных к настоящему времени исследований показал, что проблема подготовки учителей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности авторами ставилась, но недостаточно изучены пути и механизмы подготовки учителя к творческому использованию информационных технологий <...>
Формирование_готовности_будущего_учителя_к_педагогическому_творчеству_средствами_информационных_технологий_(1).pdf
А.П. Шмакова Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий Монография Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013
Стр.1
УДК 371 ББК 74р Ш71 Ш71 Шмакова А.П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий [Электронный ресурс] : монография / А.П. Шмакова. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 184 с. ISBN 978-5-9765-1578-9 В монографии изложены результаты теоретико-эмпирического исследования по проблеме формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий. Рассмотрены потенциал информационных технологий в творческой педагогической деятельности и в формировании готовности будущего учителя к педагогическому творчеству; сущность и компонентный состав готовности учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий; модель поэтапного формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий, обеспечивающую построение педагогического процесса в единстве её концептуального, содержательного, операционально-деятельностного и критериально-результативного блоков; педагогические условия формирования данной готовности. Выводы и основные положения могут быть интересны учителям общеобразовательных школ; преподавателям, аспирантам и студентам педагогических вузов; преподавателям институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования. УДК 371 ББК 74р ISBN 978-5-9765-1578-9 2 © Шмакова А.П., 2013 © Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................................4 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.............................................................................................................6 1.1. Содержание понятия «педагогическое творчество» ......................................................6 1.2. Потенциал информационных технологий в осуществлении творческой педагогической деятельности...............................................................................................................18 1.3. Сущность и структура готовности учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий ...............................................................................................34 1.4. Модель формирования готовности будущего учителя педагогическому творчеству средствами информационных технологий...........................................................................52 Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ......................................................................................75 2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий...............................................................................................................................75 2.2. Реализация педагогических условий формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству на основе информационных технологий............................85 2.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................................118 БИБЛИОГРАФИЯ..........................................................................................................................120 ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................................................133 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий ...............................................................................................97 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Научно-теоретический прогресс последних десятилетий имеет тенденцию «экспоненциального» развития и усложнения информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим в современном обществе наблюдается процесс информатизации образования, который, как и многие другие технологические процессы, неоднозначен, имеет множество недостатков и преимуществ. Учебно-методическое обеспечение нового поколения основано на учебном материале, представленном в виде аудио-, видеоряда, на основе реализации возможностей технологий Мультимедиа, Гипертекст, Гипермедиа. Учитель должен быть готов к появлению новых информационных технологий, самостоятельному их изучению и последующему творческому использованию в педагогической деятельности. На необходимость развития творческой личности обращено внимание в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г., где отмечено, что одной из основных целей системы образования является разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» изложены основные принципы изменения системы образования и требования к процессу обучения. Выполнить современные требования, предъявляемые к учителю, традиционными средствами обучения и воспитания крайне затруднительно. Поставленные перед учителем задачи можно решить более эффективно с помощью информационных технологий, которые открывают новые возможности для совершенствования его творческой деятельности, направленной на внедрение в педагогическую практику новых методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации. На сегодняшний день образовательные учреждения нуждаются в творческом учителе, способном к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, умеющем адаптироваться к постоянно меняющимся условиям педагогической деятельности, идущем в ногу со временем и стремящемся творчески применять новые информационные технологии в образовании. Научной предпосылкой исследования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий является возникшая в связи с развитием информационных технологий необходимость адаптировать принципы традиционной педагогики к требованиям современного информационного общества, придать им более операциональный и инструментальный характер. В педагогической науке, как отечественной, так и зарубежной, с середины 80-х годов прошлого столетия активно рассматриваются проблемы применения информационных технологий в образовании в различных аспектах: философском (Г.Г. Ахмедов), психологическом (А.В. Петровский, Л.П. Гурьева, О.К. Тихомиров и др.), педагогическом (А.Д. Амиралиев, О.В. Яковлева, 4
Стр.4
И.В. Трайнёв), медицинском (И.Ш. Мухаметзяров, Л.В. Нефёдова, А.Л. Димова, А.А. Бакушин, С.Г. Вербин, В.Е. Марголин, М.М. Безруких), юридическом (Е.А. Данилина, А.Н. Ивлев, М. Бараев), социальном (Ю.Н. Комкова). В последние годы появилось много исследований, связанных с теоретическими основами использования информационных и коммуникационных технологий в образовании (О.В. Яковлева, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, М.Ю. Бухаркина, Е.Н. Ястребцева, М.В. Моисеева и др.), с практикой применения ИКТ в процессе обучения школьников на различных уроках (Е.Ю. Диканский, А.С. Лысенко, А.И. Марков и др.), с разработкой информационных ресурсов образовательного назначения и оценкой их качества (П.Д. Волков, Т.С. Яшина, Л.А. Горюнова, Л.В. Нахайнова), с подготовкой учителя к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (С.Н. Исакова, Н.Н. Диканская, И.Н. Останний, В.Л. Акуленко и др.). Вместе с тем следует отметить, что недостаточно исследован творческий аспект использования информационных технологий в процессе образования. Анализ выполненных к настоящему времени исследований показал, что проблема подготовки учителей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности авторами ставилась, но недостаточно изучены пути и механизмы подготовки учителя к творческому использованию информационных технологий в образовании. Возможности информационных технологий рассматривались главным образом только в процессе обучения, а потенциал информационных технологий в целостном процессе образования практически не представлен. Таким образом, и общество, и проблемы в образовании, и развивающаяся в области информационных технологий наука, и отсутствие необходимых научных исследований подтверждают актуальность проблемы формирования готовности будущих учителей к педагогическому творчеству средствами информационных технологий. Настоящая монография является обобщением проведённых теоретикоэмпирических исследований и рассматривает: потенциал информационных технологий в творческой педагогической деятельности и в формировании готовности будущего учителя к педагогическому творчеству; сущность и компонентный состав готовности учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий; модель поэтапного формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий, обеспечивающую построение педагогического процесса в единстве её концептуального, содержательного, операционально-деятельностного и критериально-результативного блоков; педагогические условия формирования данной готовности. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.