А.П. Шмакова
Формирование готовности будущего учителя
к педагогическому творчеству
средствами информационных технологий
Монография
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 371
ББК 74р
Ш71
Ш71
Шмакова А.П.
Формирование готовности будущего учителя к педагогическому
творчеству средствами информационных технологий [Электронный ресурс] :
монография / А.П. Шмакова. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 184 с.
ISBN 978-5-9765-1578-9
В монографии изложены результаты теоретико-эмпирического исследования по проблеме
формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами
информационных технологий. Рассмотрены потенциал информационных технологий в
творческой педагогической деятельности и в формировании готовности будущего
учителя к педагогическому творчеству; сущность и компонентный состав готовности
учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий; модель
поэтапного формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству
средствами информационных технологий, обеспечивающую построение педагогического
процесса в единстве её концептуального, содержательного, операционально-деятельностного
и критериально-результативного блоков; педагогические условия формирования данной
готовности.
Выводы и основные положения могут быть интересны учителям общеобразовательных
школ; преподавателям, аспирантам и студентам педагогических вузов; преподавателям
институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования.
УДК 371
ББК 74р
ISBN 978-5-9765-1578-9
2
© Шмакова А.П., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................................4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ.............................................................................................................6
1.1. Содержание понятия «педагогическое творчество» ......................................................6
1.2. Потенциал информационных технологий в осуществлении творческой педагогической
деятельности...............................................................................................................18
1.3. Сущность и структура готовности учителя к педагогическому творчеству средствами
информационных технологий ...............................................................................................34
1.4. Модель формирования готовности будущего учителя педагогическому творчеству
средствами информационных технологий...........................................................................52
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ СРЕДСТВАМИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ......................................................................................75
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию готовности
будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных
технологий...............................................................................................................................75
2.2. Реализация педагогических условий формирования готовности будущего учителя к
педагогическому творчеству на основе информационных технологий............................85
2.3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................................118
БИБЛИОГРАФИЯ..........................................................................................................................120
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................................................133
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию
готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами
информационных технологий ...............................................................................................97
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Научно-теоретический прогресс последних десятилетий имеет тенденцию
«экспоненциального» развития и усложнения информационных и коммуникационных
технологий. В связи с этим в современном обществе наблюдается
процесс информатизации образования, который, как и многие другие технологические
процессы, неоднозначен, имеет множество недостатков и преимуществ.
Учебно-методическое обеспечение нового поколения основано на учебном
материале, представленном в виде аудио-, видеоряда, на основе реализации
возможностей технологий Мультимедиа, Гипертекст, Гипермедиа. Учитель
должен быть готов к появлению новых информационных технологий, самостоятельному
их изучению и последующему творческому использованию в педагогической
деятельности.
На необходимость развития творческой личности обращено внимание в
Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г., где отмечено,
что одной из основных целей системы образования является разностороннее
и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей,
формирование навыков самообразования и самореализации личности. В
национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» изложены основные
принципы изменения системы образования и требования к процессу
обучения. Выполнить современные требования, предъявляемые к учителю, традиционными
средствами обучения и воспитания крайне затруднительно. Поставленные
перед учителем задачи можно решить более эффективно с помощью
информационных технологий, которые открывают новые возможности
для совершенствования его творческой деятельности, направленной на внедрение
в педагогическую практику новых методов и средств сбора, обработки, передачи
и хранения информации.
На сегодняшний день образовательные учреждения нуждаются в творческом
учителе, способном к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию,
умеющем адаптироваться к постоянно меняющимся условиям педагогической
деятельности, идущем в ногу со временем и стремящемся творчески
применять новые информационные технологии в образовании.
Научной предпосылкой исследования готовности будущего учителя к педагогическому
творчеству средствами информационных технологий является
возникшая в связи с развитием информационных технологий необходимость
адаптировать принципы традиционной педагогики к требованиям современного
информационного общества, придать им более операциональный и инструментальный
характер.
В педагогической науке, как отечественной, так и зарубежной, с середины
80-х годов прошлого столетия активно рассматриваются проблемы применения
информационных технологий в образовании в различных аспектах: философском
(Г.Г. Ахмедов), психологическом (А.В. Петровский, Л.П. Гурьева,
О.К. Тихомиров и др.), педагогическом (А.Д. Амиралиев, О.В. Яковлева,
4
Стр.4
И.В. Трайнёв), медицинском (И.Ш. Мухаметзяров, Л.В. Нефёдова, А.Л. Димова,
А.А. Бакушин, С.Г. Вербин, В.Е. Марголин, М.М. Безруких), юридическом
(Е.А. Данилина, А.Н. Ивлев, М. Бараев), социальном (Ю.Н. Комкова).
В последние годы появилось много исследований, связанных с теоретическими
основами использования информационных и коммуникационных технологий
в образовании (О.В. Яковлева, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун,
М.Ю. Бухаркина, Е.Н. Ястребцева, М.В. Моисеева и др.), с практикой применения
ИКТ в процессе обучения школьников на различных уроках (Е.Ю. Диканский,
А.С. Лысенко, А.И. Марков и др.), с разработкой информационных ресурсов
образовательного назначения и оценкой их качества (П.Д. Волков,
Т.С. Яшина, Л.А. Горюнова, Л.В. Нахайнова), с подготовкой учителя к использованию
информационных и коммуникационных технологий в профессиональной
деятельности
(С.Н.
Исакова, Н.Н. Диканская, И.Н. Останний,
В.Л. Акуленко и др.).
Вместе с тем следует отметить, что недостаточно исследован творческий
аспект использования информационных технологий в процессе образования.
Анализ выполненных к настоящему времени исследований показал, что проблема
подготовки учителей к использованию информационных технологий в
профессиональной деятельности авторами ставилась, но недостаточно изучены
пути и механизмы подготовки учителя к творческому использованию информационных
технологий в образовании. Возможности информационных технологий
рассматривались главным образом только в процессе обучения, а потенциал
информационных технологий в целостном процессе образования практически
не представлен.
Таким образом, и общество, и проблемы в образовании, и развивающаяся
в области информационных технологий наука, и отсутствие необходимых научных
исследований подтверждают актуальность проблемы формирования готовности
будущих учителей к педагогическому творчеству средствами информационных
технологий.
Настоящая монография является обобщением проведённых теоретикоэмпирических
исследований и рассматривает: потенциал информационных
технологий в творческой педагогической деятельности и в формировании готовности
будущего учителя к педагогическому творчеству; сущность и компонентный
состав готовности учителя к педагогическому творчеству средствами
информационных технологий; модель поэтапного формирования готовности
будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных
технологий, обеспечивающую построение педагогического процесса в единстве
её концептуального, содержательного, операционально-деятельностного и критериально-результативного
блоков; педагогические условия формирования
данной готовности.
5
Стр.5