Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторМолчанова О. Н.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц392
ID244942
АннотацияВ данном учебном пособии предпринята попытка представить, насколько возможно, целостную картину самооценочной реальности, теоретически осмыслить и эмпирически обозначить некоторые новые горизонты исследований самооценки. Особое внимание уделяется обсуждению вопроса о процессуально-динамической стороне самооценки. Изучение мотивов и механизмов самооценки представляет актуальное поле исследования, является чрезвычайно важным и перспективным, так как именно процессуальная сторона самооценки в наибольшей степени определяет как сам результат — самооценку, ее вид и форму, — так и в целом процесс саморегуляции. В пособии отражены многие вопросы, подходы, теории, точки зрения, конкретные эмпирические исследования, связанные с самооценкой.
Кому рекомендованоДля студентов и преподавателей психологических факультетов вузов, практикующих психологов, а также всех кто интересуется психологией.
ISBN978-5-9765-0945-0
УДК159.923(075.8)
ББК88.52я73
Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб. пособие / О.Н. Молчанова .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 392 с. — (Библиотека психолога) .— ISBN 978-5-9765-0945-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/244942 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Возрастная динамика самооценки на этапе детства . <...> Родительская сензитивность как предиктор особенностей самооценки взрослого человека . <...> Фактор нездоровья как предиктор особенностей самооценки . <...> Специфика самооценки в ранней взрослости: двадцать лет спустя . <...> Только перечисление типологий «Я», предлагаемых оте чественными психологами, создает столь же мозаичную картину: Экзистенциальное, Переживаемое и Категориальное «Я» (Кон, 1984); Авторское, Превращенное, Воплощенное, Вторящее «Я» (Интегральная индивидуальность., 2004); Телесное, Социально-ролевое, Психологическое, Экзистенциальное, Самоотношение или смысл «Я» (Леонтьев, 2002); Имманентное, Идеальное, Трансцендентальное, Трансфинитное «Я» (Петровский, 1996); Внутреннее «Я» (сущность) и Внешнее «Я» (личность) (Орлов, 1995); Я – другое – Я, Я – Мы, Я – другие во мне, Я – Я в других (Старовойтенко, 2009); актуальное «Я» с позиции настоящего, прошлого и будущего, ретроспективное «Я» с позиции настоящего, прошлого и будущего, проспективное «Я» с позиции настоящего, прошлого и будущего (Сарджвеладзе, 2000) и др. <...> Wylie и др.; среди отечественных – И.И. Чеснокову, Л.И. Божович и ее школу, А.В. Захарову, Л.В. Бороздину и ее учеников, В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, И.С. Кона и др. <...> Эти трудности мы попытались «снять» выбором ключевой проблемы, структурирующей и центрирующей многочисленные исследования самооценки, в качестве которой выступила проблема стабильности/изменчивости самооценки, обсуждаемая в 5 двух планах: в функциональном – с точки зрения механизмов самооценивания и защиты определенного уровня самооценки, и в онтогенетическом – в русле психологии жизненного пути. <...> Я выражаю искреннюю благодарность всем своим учителям и коллегам, которые способствовали возникновению интереса к проблеме самооценки, поддерживали мои научные изыскания, помогли появлению данного пособия, – Л.В. Бороздиной, А.К. Болотовой, Е.П. Крупнику, Б.А. Сосновскому, В.Д. Шадрикову, а также студентам <...>
Самооценка_теоретические_проблемы_и_эмпирические_исследования_.pdf
О.Н. Молчанова САМООЦЕНКА: Теоретические проблемы и эмпирические исследования Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
УДК 159.923(075.8) ББК 88.52я73 М76 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Е.П. Крупник; доктор психологических наук, профессор А.К. Болотова М76 Молчанова О.Н. Самооценка : Теоретические проблемы и эмпирические исследования [Электронный р есурс] : учеб. пособие / О.Н. Молчанова. — 3-изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2021. – 392 с. ISBN 978-5-9765-0945-0 В данном учебном пособии предпринята попытка представить, насколько возможно, целостную картину самооценочной реальности, теоретически осмыслить и эмпирически обозначить некоторые новые горизонты исследований самооценки. Особое внимание уделяется обсуждению вопроса о процессуально-динамической стороне самооценки. Изучение мотивов и механизмов самооценки представляет актуальное поле исследования, является чрезвычайно важным и перспективным, так как именно процессуальная сторона самооценки в наибольшей степени определяет как сам результат – самооценку, ее вид и форму, – так и в целом процесс саморегулирования. В пособии отражены многие вопросы, подходы, теории, точки зрения, конкретные эмпирические исследования, связанные с самооценкой. Для студентов и преподавателей психологических факультетов вузов, практикующих психологов, а также всех, кто интересуется психологией. УДК 159.923(075.8) ББК 88.52я73 ISBN 978-5-9765-0945-0 © Молчанова О.Н., 2016 © Издательство «Флинта», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................................................ 4 Глава 1. Самооценка: феноменология, подходы, содержание ................... 8 1.1. Феноменология самооценки .......................................................................... 8 1.2. Развитие взглядов на природу самооценки в истории психологии .....16 1.3. Подходы к пониманию самооценки ..........................................................44 1.4. Что такое самооценивание и самооценка? ..............................................58 1.5. Самооценка в структуре самосознания ....................................................72 Глава 2. Самооценка: механизмы, мотивы, способы защиты ................. 108 2.1. Мотивы самооценивания ........................................................................... 108 2.2. Механизмы самооценивания .................................................................... 122 2.3. Способы поддержания и защиты самооценки .................................... 137 Глава 3. Виды самооценки ..................................................................................... 150 3.1. Общая и частные самооценки .................................................................. 150 3.2. Высокая и низкая самооценка .................................................................. 153 3.3. Адекватная и неадекватная самооценка ............................................... 167 3.4. Стабильная и изменчивая самооценка .................................................. 173 3.5. Эксплицитная и имплицитная самооценка ......................................... 177 3.6. Независимая и зависимая самооценка .................................................. 181 3.7. Оптимальная и хрупкая самооценка ..................................................... 186 Глава 4. Самооценка: источники, возрастная динамика, способы развития .................................................................................... 198 4.1. Источники самооценки .............................................................................. 198 4.2. Возрастная динамика самооценки на этапе детства ......................... 207 4.3. Особенности самооценки в период подростничества ...................... 222 4.4. Динамика самооценки на этапе взрослости ........................................ 228 4.5. Способы развития оптимальной самооценки .................................... 242 Глава 5. Эмпирические исследования самооценки ..................................... 269 5.1. Взаимосвязь самооценки и мотивации достижения ........................ 276 5.2. Родительская сензитивность как предиктор особенностей самооценки взрослого человека .............................................................. 285 5.3. Фактор нездоровья как предиктор особенностей самооценки ..... 288 5.4. Динамика самооценки на этапе взрослости ........................................ 301 5.5. Психологический витаукт: есть о чем спорить? ................................ 313 5.6. Специфика самооценки в ранней взрослости: двадцать лет спустя ... 318 5.7. Особенности самооценки лиц средней взрослости в контексте социальных изменений .............................................................................. 324 Литература ................................................................................................................... 343 Приложения: 3 1. Ответы на тестовые задания ........................................................................ 361 2. Программа дисциплины «Психология самооценки» .......................... 361 3. Методики изучения самооценки ................................................................ 375
Стр.3