Возрастная динамика самооценки на этапе детства . <...> Родительская сензитивность как предиктор особенностей самооценки взрослого человека . <...> Фактор нездоровья как предиктор особенностей самооценки . <...> Специфика самооценки в ранней взрослости: двадцать лет спустя . <...> Только перечисление типологий «Я», предлагаемых оте чественными психологами, создает столь же мозаичную картину: Экзистенциальное, Переживаемое и Категориальное «Я» (Кон, 1984); Авторское, Превращенное, Воплощенное, Вторящее «Я» (Интегральная индивидуальность., 2004); Телесное, Социально-ролевое, Психологическое, Экзистенциальное, Самоотношение или смысл «Я» (Леонтьев, 2002); Имманентное, Идеальное, Трансцендентальное, Трансфинитное «Я» (Петровский, 1996); Внутреннее «Я» (сущность) и Внешнее «Я» (личность) (Орлов, 1995); Я – другое – Я, Я – Мы, Я – другие во мне, Я – Я в других (Старовойтенко, 2009); актуальное «Я» с позиции настоящего, прошлого и будущего, ретроспективное «Я» с позиции настоящего, прошлого и будущего, проспективное «Я» с позиции настоящего, прошлого и будущего (Сарджвеладзе, 2000) и др. <...> Wylie и др.; среди отечественных – И.И. Чеснокову, Л.И. Божович и ее школу, А.В. Захарову, Л.В. Бороздину и ее учеников, В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, И.С. Кона и др. <...> Эти трудности мы попытались «снять» выбором ключевой проблемы, структурирующей и центрирующей многочисленные исследования самооценки, в качестве которой выступила проблема стабильности/изменчивости самооценки, обсуждаемая в 5 двух планах: в функциональном – с точки зрения механизмов самооценивания и защиты определенного уровня самооценки, и в онтогенетическом – в русле психологии жизненного пути. <...> Я выражаю искреннюю благодарность всем своим учителям и коллегам, которые способствовали возникновению интереса к проблеме самооценки, поддерживали мои научные изыскания, помогли появлению данного пособия, – Л.В. Бороздиной, А.К. Болотовой, Е.П. Крупнику, Б.А. Сосновскому, В.Д. Шадрикову, а также студентам <...>
Самооценка_теоретические_проблемы_и_эмпирические_исследования_.pdf
О.Н. Молчанова
САМООЦЕНКА:
Теоретические проблемы и
эмпирические исследования
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 159.923(075.8)
ББК 88.52я73
М76
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Е.П. Крупник;
доктор психологических наук, профессор А.К. Болотова
М76
Молчанова О.Н.
Самооценка : Теоретические проблемы и эмпирические
исследования [Электронный р есурс] : учеб. пособие /
О.Н. Молчанова. — 3-изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2021. –
392 с.
ISBN 978-5-9765-0945-0
В данном учебном пособии предпринята попытка представить,
насколько возможно, целостную картину самооценочной реальности,
теоретически осмыслить и эмпирически обозначить некоторые новые
горизонты исследований самооценки. Особое внимание уделяется обсуждению
вопроса о процессуально-динамической стороне самооценки.
Изучение мотивов и механизмов самооценки представляет актуальное
поле исследования, является чрезвычайно важным и перспективным,
так как именно процессуальная сторона самооценки в наибольшей степени
определяет как сам результат – самооценку, ее вид и форму, – так
и в целом процесс саморегулирования. В пособии отражены многие вопросы,
подходы, теории, точки зрения, конкретные эмпирические исследования,
связанные с самооценкой.
Для студентов и преподавателей психологических факультетов
вузов, практикующих психологов, а также всех, кто интересуется психологией.
УДК
159.923(075.8)
ББК 88.52я73
ISBN 978-5-9765-0945-0
© Молчанова О.Н., 2016
© Издательство «Флинта», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................................................ 4
Глава 1. Самооценка: феноменология, подходы, содержание ................... 8
1.1. Феноменология самооценки .......................................................................... 8
1.2. Развитие взглядов на природу самооценки в истории психологии .....16
1.3. Подходы к пониманию самооценки ..........................................................44
1.4. Что такое самооценивание и самооценка? ..............................................58
1.5. Самооценка в структуре самосознания ....................................................72
Глава 2. Самооценка: механизмы, мотивы, способы защиты ................. 108
2.1. Мотивы самооценивания ........................................................................... 108
2.2. Механизмы самооценивания .................................................................... 122
2.3. Способы поддержания и защиты самооценки .................................... 137
Глава 3. Виды самооценки ..................................................................................... 150
3.1. Общая и частные самооценки .................................................................. 150
3.2. Высокая и низкая самооценка .................................................................. 153
3.3. Адекватная и неадекватная самооценка ............................................... 167
3.4. Стабильная и изменчивая самооценка .................................................. 173
3.5. Эксплицитная и имплицитная самооценка ......................................... 177
3.6. Независимая и зависимая самооценка .................................................. 181
3.7. Оптимальная и хрупкая самооценка ..................................................... 186
Глава 4. Самооценка: источники, возрастная динамика,
способы развития .................................................................................... 198
4.1. Источники самооценки .............................................................................. 198
4.2. Возрастная динамика самооценки на этапе детства ......................... 207
4.3. Особенности самооценки в период подростничества ...................... 222
4.4. Динамика самооценки на этапе взрослости ........................................ 228
4.5. Способы развития оптимальной самооценки .................................... 242
Глава 5. Эмпирические исследования самооценки ..................................... 269
5.1. Взаимосвязь самооценки и мотивации достижения ........................ 276
5.2. Родительская сензитивность как предиктор особенностей
самооценки взрослого человека .............................................................. 285
5.3. Фактор нездоровья как предиктор особенностей самооценки ..... 288
5.4. Динамика самооценки на этапе взрослости ........................................ 301
5.5. Психологический витаукт: есть о чем спорить? ................................ 313
5.6. Специфика самооценки в ранней взрослости: двадцать лет спустя ... 318
5.7. Особенности самооценки лиц средней взрослости в контексте
социальных изменений .............................................................................. 324
Литература ................................................................................................................... 343
Приложения:
3
1. Ответы на тестовые задания ........................................................................ 361
2. Программа дисциплины «Психология самооценки» .......................... 361
3. Методики изучения самооценки ................................................................ 375
Стр.3