Н.В. Семёнова Л.Г. Шадрина РАЗВИТИЕ РЕЧИ-РАССУЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Монография •ФЛИНТА• Н.В. Семёнова Л.Г. Шадрина РАЗВИТИЕ РЕЧИ-РАССУЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Монография 2- е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 373 ББК 74.102 С30 Р е ц е н з е н т ы : д-р пед. наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики УлГПУ Л.М. <...> С30 Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста [Электронное издание] : монография / Н.В. Семёнова, Л.Г. Шадрина. <...> Монография адресована широкому кругу читателей: преподавателям, аспирантам и студентам педагогических вузов, преподавателям институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования, специалистам дошкольного образования и всем, кто интересуется вопросами развития речи и обучения родному языку детей дошкольного возраста. <...> В отечественной методике речевого развития определены основные направления, содержание и методы обучения монологической речи в детском саду (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, А.А. Зрожевская. <...> Кроме того, и ряд исследований свидетельствует о возможности и целесообразности обучения старших дошкольников объяснительной и доказательной речи (Н.И. Кузина, Н.Н. Поддьяков, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, В.И. Яшина). <...> Методика обучения связному высказыванию типа рассуждения в 1–3 классах школы разработана Р.И. Никольской. <...> Овладение рассуждениями происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе. <...> Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений 3 и их недостаточным использованием в процессе речевого развития в дошкольных учреждениях; между потребностью массовой практики в методике обучения высказываниям-рассуждениям старших дошкольников и недостаточной теоретической разработанностью вопроса. <...> В ней рассмотрены не только теоретические <...>
Развитие_речи-рассуждения_у_детей_старшего_дошкольного_возраста_(1).pdf
Н.В. Семёнова
Л.Г. Шадрина
РАЗВИТИЕ РЕЧИ-РАССУЖДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Монография
2- е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 373
ББК 74.102
С30
Р е ц е н з е н т ы :
д-р пед. наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики
УлГПУ Л.М. Захарова;
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования
ОГБОУДПО УИПКПР Т.А. Котлякова
Семёнова Н.В.
С30
Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста
[Электронное издание] : монография / Н.В. Семёнова, Л.Г. Шадрина. — 2-е
изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 88 с.
ISBN 978-5-9765-1588-8
В монографии рассматриваются современные подходы к формированию
речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста. В книге
проанализированы разнообразные аспекты рассматриваемой проблемы:
лингвистический, психологический и педагогический, определены условия
развития у детей умений рассуждать на разные темы.
Монография адресована широкому кругу читателей: преподавателям,
аспирантам и студентам педагогических вузов, преподавателям институтов
повышения квалификации и переподготовки работников образования,
специалистам дошкольного образования и всем, кто интересуется вопросами
развития речи и обучения родному языку детей дошкольного возраста.
УДК 373
ББК 74.102
ISBN 978-5-9765-1588-8
© Семёнова Н.В., Шадрина Л.Г., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
2
Стр.2
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………
1.1. Характеристика рассуждения как типа текста ……………………
5
5
1.2. Психологические основы формирования связных высказываний
типа рассуждений у детей шести лет …………………………………..
1.3. Состояние проблемы формирования речи-рассуждения у детей
в теории дошкольного образования ……………………………………
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ТИПА РАССУЖДЕНИЙ
У ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ …………………………………………………….
2.1. Характеристика рассуждений детей шести лет …………………..
2.2. Содержание и методика экспериментального обучения ………...
2.3. Анализ результатов …………………………………………………
12
25
39
39
54
65
Заключение …………………………………………………………………… 70
Список использованной и рекомендуемой литературы ……………………
Приложение …………………………………………………………………...
71
78
85
Стр.85