ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ Краткое содержание • Понятие о психологии. <...> Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта изучения, чем другой человек. <...> Психика — свойство головного мозга обеспечивать человеку способность воспринимать и отражать явления и воздействия окружающего мира. <...> Соотношение житейской и научной психологии Те знания психологии, которые мы приобретаем в течение своей жизни, называют «донаучными» или «житейскими». <...> Таким образом, житейская психология: • конкретна; • интуитивна; • ограниченна; • построена на наблюдениях и размышлениях; • ограничена в материалах; научная психология: • обобщена; • рациональна; • неограниченна; • построена на эксперименте; • не ограничена в материалах Отрасли психологии На развитие психологической науки очень сильное влияние оказывают потребности общества, которые определяют наибо 8 лее нуждающиеся в ней области практики. <...> Изучает содержание, особенности и закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства личности. <...> Поэтому изучение 9 психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нерв ной системы (ЦНС). <...> Психология связана с историей общества и культуры, поскольку в формировании высших пси хических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и зна ковые системы. <...> Для них центральным стано вится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соот ношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. <...> Л.С. Выготский ввел поня тие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основы культурноисторической концепции психического развития человека. <...> П.Я. Гальперин <...>
Психология_и_педагогика.pdf
О.П. Денисова
ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
Рекомендовано редакционно-издательским Советом
Российской академии образования к использованию в качестве
учебного пособия
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Стр.1
УДК 159.9:37.0(075.8)
ББК 88.3+74.00я73
Д33
А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач, А.И. Донцов,
И.В. Дубровина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев,
Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко
Заместитель главного редактора С.К. Бондырева
Члены редакционной коллеги и:
Главный редактор Д.И. Фельдштейн
Библиотека психолога
Р е ц е н з е н т ы:
др пед. наук, профессор Â.Ì. Ìèíèÿðîâ;
канд. пед. наук Ñ.Â. Стацук
Денисова О.П.
Д33 Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб.
пособие / О.П. Денисова. — 4-е изд., стер. — М. :
ФЛИНТА, 2019. — 237 с.
ISBN 978 5 9765 0112 6
В пособии излагаются понятия и современные научные сведения о
познавательных процессах человека, о развитии сознания, рассматрива
ются психологические теории и типологии личности, а также различные
социальнопсихологические феномены.
Для студентов и преподавателей психологических и педагогических
факультетов вузов.
УДК 159.9:37.0(075.8)
ББК 88.3+74.00я73
ISBN 978 5 9765 0112 6
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
Оглавление
Введение ......................................................................................... 4
Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1. Введение в психологию .................................................... 5
1.1. Предмет психологии .......................................................... 5
1.2. Биологические основы психики ..................................... 21
Глава 2. Психические процессы и состояния ............................. 33
2.1. Когнитивные процессы ................................................... 33
2.2. Сквозные психические процессы ................................... 44
2.3. Эмоциональноволевые процессы .................................. 70
2.4. Психические состояния ................................................... 93
Глава 3. Психология личности .................................................. 104
3.1. Личность и ее категории ................................................ 104
3.2. Индивидуальнопсихологические особенности
личности ......................................................................... 127
Глава 4. Психология межличностных отношений ................... 145
4.1. Психология общения ..................................................... 145
4.2. Психология групп ........................................................... 160
4.3. Психология семьи........................................................... 182
Раздел II. ПЕДАГОГИКА
Глава 1. Теоретикометодологические основы педагогики .... 192
1.1. Предмет и задачи педагогики ........................................ 192
1.2. Педагогический процесс: сущность и динамика ......... 207
Библиография ............................................................................ 234
3
Стр.3