ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ Краткое содержание • Понятие о психологии. <...> Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта изучения, чем другой человек. <...> Психика — свойство головного мозга обеспечивать человеку способность воспринимать и отражать явления и воздействия окружающего мира. <...> Соотношение житейской и научной психологии Те знания психологии, которые мы приобретаем в течение своей жизни, называют «донаучными» или «житейскими». <...> Таким образом, житейская психология: • конкретна; • интуитивна; • ограниченна; • построена на наблюдениях и размышлениях; • ограничена в материалах; научная психология: • обобщена; • рациональна; • неограниченна; • построена на эксперименте; • не ограничена в материалах Отрасли психологии На развитие психологической науки очень сильное влияние оказывают потребности общества, которые определяют наибо 8 лее нуждающиеся в ней области практики. <...> Изучает содержание, особенности и закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства личности. <...> Поэтому изучение 9 психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нерв ной системы (ЦНС). <...> Психология связана с историей общества и культуры, поскольку в формировании высших пси хических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и зна ковые системы. <...> Для них центральным стано вится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соот ношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. <...> Л.С. Выготский ввел поня тие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основы культурноисторической концепции психического развития человека. <...> П.Я. Гальперин <...>
Психология_и_педагогика_(2).pdf
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.3я73
Д33
д-р пед. наук, профессор В.М. Минияров;
канд. пед. наук С.В. Стацук
Р е ц е н з е н т ы :
Д33
Денисова О.П.
Психология и педагогика : учеб. пособие / О.П. Денисова. —
5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2025. — 237 с. —
ISBN978-5-9765-0112-6. — Текст : электронный.
В пособии излагаются понятия и современные научные
сведения о познавательных процессах человека, о развитии сознания,
рассматриваются психологические теории и типологии личности, а
также различные социально психологические феномены.
Для студентов и преподавателей психологических и
педагогических факультетов вузов.
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.3я73
ISBN 978-5-9765-0112-6
© Денисова О.П., 2023
© Издательство «ФЛИНТА», 2023
Стр.2
Оглавление
Введение ......................................................................................... 4
Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1. Введение в психологию .................................................... 5
1.1. Предмет психологии .......................................................... 5
1.2. Биологические основы психики ..................................... 21
Глава 2. Психические процессы и состояния ............................. 33
2.1. Когнитивные процессы ................................................... 33
2.2. Сквозные психические процессы ................................... 44
2.3. Эмоциональноволевые процессы .................................. 70
2.4. Психические состояния ................................................... 93
Глава 3. Психология личности .................................................. 104
3.1. Личность и ее категории ................................................ 104
3.2. Индивидуальнопсихологические особенности
личности ......................................................................... 127
Глава 4. Психология межличностных отношений ................... 145
4.1. Психология общения ..................................................... 145
4.2. Психология групп ........................................................... 160
4.3. Психология семьи........................................................... 182
Раздел II. ПЕДАГОГИКА
Глава 1. Теоретикометодологические основы педагогики .... 192
1.1. Предмет и задачи педагогики ........................................ 192
1.2. Педагогический процесс: сущность и динамика ......... 207
Библиография ............................................................................ 234
3
Стр.3