УДК 159.922.6(075.8)
ББК 88.37я73
Ф61
Г л а в н ы й р е д а к т о р д-р психол. н., проф., акад. РАО Д.И. Фельдштейн
З а м. г л а в н о г о р е д а к т о р а д-р психол. н., проф., акад. РАО С.К. Бондырева
Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и:
д-р психол. н., проф., акад. РАО Ш.А. Амонашвили; д-р пед. н., член-корр. РАО
В.А. Болотов; д-р психол. н., проф., акад. РАО А.А. Деркач; д-р психол. н., проф.,
акад. РАО А.И. Донцов; д-р психол. н., проф., акад. РАО И.В. Дубровина;
д-р психол. н., проф. В.П. Зинченко; д-р филол. н., проф., акад. РАО
В.Г. Костомаров; д-р пед. н., проф., акад. РАО Н.Н. Малофеев;
д-р физ.-мат. н., проф., акад. РАО В.Л. Матросов; д-р пед. н., проф.,
акад. РАО Н.Д. Никандров; д-р психол. н., проф., акад. РАО В.В. Рубцов;
д-р пед. н., проф., акад. РАО М.В. Рыжаков; д-р ист. н., проф. Э.В. Сайко
Рецензенты:
д-р психол. наук, академик Российской академии образования,
главный научный сотрудник Учреждения РАО «Институт психологии» А.А. Бодалёв;
д-р пед. наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики
и молодежной политики Южного Федерального университета Е.Н. Сорочинская
Ф61
Фиофанова О.А.
Психология взросления и воспитательные практики нового поколения
: учеб. пособие / О.А. Фиофанова. – М. : ФЛИНТА : НОУ ВПО
«МПСИ», 2012. – 120 с.
ISBN 978-5-9765-1236-8 (ФЛИНТА)
ISBN 978-5-9770-0661-3 (НОУ ВПО «МПСИ»)
В книге охарактеризована современная психология взросления, проведен
институциональный анализ процессов взросления в социальных институтах
и определены психосоциальные проблемы взросления. На основе
психологического исследования феноменологии взросления констатируется
необходимость разработки воспитательных практик нового поколения.
Каждый из периодов взросления реализуется в новых отношениях «подросток–общество»,
поэтому, исследуя взросление, автор акцентирует внимание
на поиске возможностей построения системы внешне задаваемой деятельности,
которая обеспечивает реальное переструктурирование внутренней
деятельности подростка.
Для студентов, обучающихся по направлению «Психология», «Педагогика»,
специалистов образовательных учреждений, психологов-консультантов,
родителей, организаторов социальных проектов в подростково-молодежной
среде.
УДК 159.922.6(075.8)
ББК 88.37я73
ISBN 978-5-9765-1236-8 (ФЛИНТА)
ISBN 978-5-9770-0661-3 (НОУ ВПО «МПСИ»)
© Фиофанова О.А., 2012
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
Содержание
Психосоциальные проблемы взросления в реалиях традиционных
воспитательных практик ...........................................................................4
Психология взросления: концепты и феномены ..................................10
Социальная зрелость личности как акмеоформа взросления ..........25
Психологические характеристики социальных ситуаций
взросления ....................................................................................................36
Подростковая субкультура и герменевтика пространства
взросления ....................................................................................................40
Феноменология взросления .........................................................................47
Мифология взросления: архетип «вечного подростка» .....................57
Образ Детства: антропологические представления в психологии
взросления ....................................................................................................63
Воспитательные практики нового поколения в пространстве
взросления ....................................................................................................74
Практики целеполагания в воспитании ...................................................74
Воспитательные практики законотворчества и самоуправления
в пространстве взросления ....................................................................79
Содержание воспитательной практики «Трибунарий» ...............80
Содержание воспитательной практики «Кодекс класса»
(«Кодекс объединения», «Кодекс группы») ...............................81
Содержание воспитательной практики «Доверенное лицо» ......83
Содержание воспитательной практики «Нобелевская премия» ...84
Содержание воспитательной практики «Герб органов
школьного самоуправления» ...........................................................86
Содержание воспитательной практики «Гражданин или
обыватель?» ...........................................................................................87
118
Стр.118