Е.С. Минькова ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ОТРОЧЕСТВА И ЮНОСТИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Монография •ФЛИНТА• Е.С. Минькова ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ОТРОЧЕСТВА И ЮНОСТИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 159.9 ББК 88.1я73 М62 М62 Минькова Е.С. <...> Проблемы психологии отрочества и юности: история становления проблемы [Электронный ресурс]: монография. <...> 6 1.1 Биогенетическая теория переходного возраста Гренвила Стэнли Холла . <...> Физиологический подход к характеристике переходного возраста Антонио Марро . <...> Физиологическая теория переходного возраста Теодора Цигена . <...> Психоаналитические теории переходного и юношеского возраста: Карл Гроос, Шарлотта Бюлер, Гильдегарда Гецер . <...> Культурно-психологические теории переходного возраста: Эрих Штерн, Эдуард Шпрангер, Освальд Кро . <...> Гендерный подход к трактовке отрочества Габриэля Компейре. <...> Естественнонаучный подход к трактовке переходного возраста в работах Е.Я. Гиндеса (1872 – 1954) . <...> Экспериментальный подход к трактовке подросткового и юношеского возраста в работах В.Е. Смирнова . <...> Культурно-исторический подход к трактовке переходного возраста в работах Л.С. Выготского (1896 – 1934) . <...> 1.1 Биогенетическая теория переходного возраста Гренвила Стэнли Холла G. <...> Так, например, французский психолог Г. Компейре писал: «В действительности же, не злоупотребляет ли несколько Стэнли Холл своим археопсихозом? <...> Автор сравнил саму юность с «лучшим и наиболее совершенным цветком природы, который более достоин, чем что-либо другое на земле, любви, уважения и преданного служения»[21, c. <...> Необходимо учитывать, что юношеский возраст является «самым критическим возрастом жизни», который «знаменуется всесторонней мобилизацией сил»[21, c. <...> Холла никто еще так подробно и столь красочно не описал развитие полового чувства. <...> Вместе с тем, следует отметить, что концепцию переходного возраста С. <...> Физиологический подход к характеристике переходного возраста <...>
Проблемы_психологии_отрочества_и_юности_история_становления_проблемы_(1).pdf
Е.С. Минькова
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
ОТРОЧЕСТВА И ЮНОСТИ:
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ
Монография
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 159.9
ББК 88.1я73
М62
М62
Минькова Е.С.
Проблемы психологии отрочества и юности: история становления
проблемы [Электронный ресурс]: монография. — 2-е изд., стер. — М. :
ФЛИНТА, 2013. — 126 с.
ISBN 978-5-9765-1724-0
Монография содержит теоретический материал, посвященный проблемам
истории разработки психологии отрочества и юности в трудах отечественных и
зарубежных психологов конца XIX - начала XX веков. Знакомство с исследованиями,
которые проводились учеными прошлого по данной проблеме, позволит студентам в
ретроспективе изучить особенности развития психологического знания в области детской
и возрастной психологии, а также проанализировать и оценить научный вклад ряда
ученых, творчество которых способствовало становлению возрастной психологии
как отрасли психологического знания.
Работа предназначена для углубленного изучения курсов «История психологии»
и «История возрастной психологии», а также курса «Психология развития».
УДК159.9
ББК 88.1я73
ISBN 978-5-9765-1724-0
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................................................................................................4
Глава 1. Характеристика переходного и юношеского возраста в работах зарубежных
психологов .....................................................................................................................................6
конца XIX - начала ХХ века ......................................................................................................6
1.1 Биогенетическая теория переходного возраста
Гренвила Стэнли Холла ...........................................................................................................6
1.2. Физиологический подход к характеристике переходного возраста
Антонио Марро ........................................................................................................................11
1.3. Физиологическая теория переходного возраста
Теодора Цигена ........................................................................................................................14
1.4. Психоаналитические теории переходного и юношеского возраста: Карл Гроос,
Шарлотта Бюлер, Гильдегарда Гецер ....................................................................................20
1.5. Структурно-ассоциативная теория подросткового возраста В. Гофмана ...................25
1.6. Культурно-психологические теории переходного возраста:
Эрих Штерн, Эдуард Шпрангер, Освальд Кро .....................................................................27
1.7. Гендерный подход к трактовке отрочества
Габриэля Компейре..................................................................................................................34
Глава II. Характеристика юношеского возраста в работах отечественных психологов
конца XIX – начала ХХ века ...................................................................................................39
2.1. Духовно-нравственный подход к трактовке юности
в работах М.М. Рубинштейна (1880 – 1953) .........................................................................40
2.2. Естественнонаучный подход к трактовке
переходного возраста в работах Е.Я. Гиндеса (1872 – 1954) ..............................................49
2.3. Экспериментальный подход к трактовке подросткового и юношеского
возраста в работах В.Е. Смирнова .........................................................................................61
2.4. Культурно-исторический подход к трактовке переходного возраста в работах
Л.С. Выготского (1896 – 1934) ...............................................................................................67
Заключение .................................................................................................................................74
Литература ..................................................................................................................................77
Приложение ................................................................................................................................79
Из книги Шарлоты Бюлер.......................................................................................................79
Из книги Э. Штерна .................................................................................................................88
Из книги Э. Шпрангера .........................................................................................................102
3
Стр.3