Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Практикум по психологии творчества (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторОганесян Н. Т.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц264
ID244895
АннотацияПособие основано на опыте работы автора в качестве ведущего тренингов общения и руководителя поэтических мастерских, имеющих терапевтическую направленность. Книга состоит из двух частей: первая содержит теоретическое обоснование проведения поэтической мастерской и комментарии; вторая — систему занятий, каждое из которых представляет собой отдельную тему, в которой рассматриваются те или иные психологические аспекты поэтических текстов.
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом Российской академии образования
Кому рекомендованоПособие предназначается студентам психологических факультетов, а также практическим психологам, педагогам и всем, кто стремится повысить свое психологическое мастерство в повседневном общении с людьми, решить собственные психологические проблемы.
ISBN978-5-9765-0016-7
УДК82-1.0(075)
ББК83я7
Оганесян, Н. Т. Практикум по психологии творчества : [учеб. пособие] / Н. Т. Оганесян .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2013 .— 264 с. — (Библиотека психолога) .— ISBN 978-5-9765-0016-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/244895 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Книга состоит из двух частей: первая содержит теоретическое обоснование проведения поэтической мастерской и комментарии; вторая — систему занятий, каждое из которых представляет собой отдельную тему, в которой рассматриваются те или иные психологические аспекты поэтических текстов. <...> Именно поэтическое творчество использовалось в качестве терапии в течение столетий при умственных и душевных расстройствах. <...> В свободном стихе эти ограничения не существуют, рифмы отсутствуют, но мы все равно чувствуем скрытую внутреннюю форму. <...> При этом «прививание» не должно сводиться к выработке убеждения, а убеждение, в свою очередь, не следует смешивать с внушением. <...> Таким образом, внушение (суггестия) есть не что иное, как подача информации, воспринимаемой адресатом без критической оценки, латентное (скрытое) воздействие на человека. <...> Суггестия необходимо присутствует в повседневном человеческом общении. <...> Специальная наука — суггестивная лингвистика (см. Черепанова, 1996, 2002, 2003) — изучает феномен «магичности слова», феномен суггестии как комплексную проблему; соединяет древние знания и современные методы, традиционный и нетрадиционный подходы. <...> о силе самих слов: стивность» или «суггестивная лингвистика» употребляются для обозначения использования текстов в терапевтических целях. <...> Исследователи говорят о суггестивных текстах как текстах, созданных специально по канонам той или иной мифологии (их называют еще мифологическими текстами) и используемых для воздействия на целостную установку личности. <...> Основные постулаты суггестивной лингвистики следующие: • Язык может рассматриваться в целом как явление суггестивное (суггестивная система). <...> • Суггестивная лингвистика — наука междисциплинарная, находящаяся на стыке филологии и психологии. <...> Поскольку суггестивные тексты — прагматически маркированные тексты, можно предположить сосредоточение внимания их авторов на звуках речи, т.е. генетическую близость <...>
Практикум_по_психологии_творчества.pdf
Н.Т. Оганесян ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ÔЛИНТА» 2013 Р се ск иом й Р о е кн о в д й к с ов н до е Р мтв а ака чес е и е а д и у а к и а но ц обреб он з ч н вго î-à о з я об и и осн п д т е а к испол ь л с ьк зи ом в с а ия о вн е и т ю ом
Стр.1
УДК 82-1.0(075) ББК 83ÿ7 Î36 Библиотека психолога Г л ав ный р е дак т о р З аме стите л ь г л авног о р е д а ктор а Члены р ед а к ц и онной к о л л ег èè: Оглавление Часть I. ТЕРАПИЯ ÏÎÝÇÈÅÉ. ..............................................................7 Глава 1. Терапия поэтическим творчеством ......................................8 1.1. Поэзия как терапия . ..............................................................9 1.2. История терапии ïîýçèåé. ...................................................9 1.3. Национальная ассоциация поэтической терапии (NAPT). ....................................................................................11 Î36 Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества [Электронный ресурс] / Í.Ò. Îãàíåñÿí. — 2-е изд., стер. — Ì. : ÔЛИНТА, 2013. — 528 ñ. ISBN 978-5-9765-0016-7 Пособие основано на опыте работы автора в качестве ведущего тре-нингов общения и руководителя поэтических мастерских, имеющих терапевтическую направленность. Книга состоит из двух частей: первая содержит теоретическое обоснование проведения поэтической мастерской и комментарии; вторая — систему занятий, каждое из которых представляет собой отдельную тему, в которой рассматриваются те или иные психологические аспекты поэтических текстов. Пособие предназначается студентам психологических факультетов, а также практическим психологам, педагогам и всем, кто стремится повысить свое психологическое мастерство в повседневном общении с людьми, решить собственные психологические проблемы. УДК 82-1.0(075) ББК 83ÿ7 Встречающийся в тексте курсив, за исключением особых пометок, принадлежит автору 1.4. Цели терапии поэзией . .......................................................11 1.5. Организация поэтических ìàñòåðñêèõ............................12 1.6. Опыт терапии поэзией . ......................................................14 1.7. Оценка эффективности терапии поэзией ......................18 1.8. Личность поэта (Homo poeta) .............................................25 Глава 2. Механизмы коррекции и регуляции психических состояний средствами творческой поэтической самоактуализации. .....................................................................45 2.1. Механизм внушаемости. ....................................................46 2.1.1. Фонологический уровень суггестивного воздействия поэтических òåêñòîâ............................58 2.1.2. Просодический уровень суггестивного воздействия поэтических текстов ..........................104 2.1.3. Лексико-стилистический уровень суггестивного воздействия поэтических текстов ..........................138 2.1.4. Лексико-грамматический уровень суггестивного воздействия поэтических òåêñòîâ..........................146 2.1.5. Синтаксический уровень суггестивного воздействия поэтических òåêñòîâ..........................147 2.2. Механизм осознания . .......................................................155 2.3. Механизм спонтанности. .................................................169 2.4. Механизм переживания . .................................................172 2.5. Механизм коммуникации. ...............................................183 Глава 3. Самодеятельное поэтическое творчество .......................189 3.1. Любительство в поэзии . ...................................................191 3.2. Профессионализм в поэзии .............................................195 3.3. Напутствие . .........................................................................196 ISBN 978-5-9765-0016-7 © Издательство «ÔЛИНТА», 2013 Часть II. ПОЭТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ÁÎËßÙÈÉ ДУХ ВРАЧУЕТ ÏÅÑÍÎÏÅÍÜÅ...» ..................201 3 Ä. И . Ф е льдште А È.Â. .Ã . Ас Д Д Н . м уб . о в к ол ро и â, и н Н В на д .À . Б а о от В , Ì.î о â, р в , лИ. Кондаков В .Ï . Б .À . о Ã. В о ри П , В . о ля к в , с КосВ е н т у . к о б . о Ñ.Ê . й нонд Б â,ìà ц Р Аро в .À . в , о , Н . Д е ы рева Н . рк С В Э . . ч а к а М й , л о А î. ф а И . Д во , е н ц е о в ,
Стр.2
Глава 1. Психологический тренинг «Çíàêîìñòâî» ...................... 203 Глава 2. Поэтическая мастерская «Modus operandi» (ñïîñîá ñîçäàíèÿ) ..................................................................... 226 2.1. Языковые средства художественной выразительности в ïîýçèè. Тропы ................................. 233 2.2. Ритм стиха ........................................................................... 245 2.3. Мелодика стиха .................................................................. 247 2.4. Метрика стиха .................................................................... 251 2.5. Размер стиха ....................................................................... 254 2.6. Звукопись стиха ................................................................. 255 2.7. Поэтический ñòèëü, ïî÷åðê, ãîëîñ, тон ......................... 260 2.8. Целостный стихотворный рисунок ............................... 262 2.9. Стихотворная рифма: «И легких рифм сигнальные çâîíî÷êè...» (À. Àõìàòîâà) ................................................ 264 Глагольные рифмы: «Я рифмы не боюсь ãëàãîëüíîé...» (Í. Óøàêîâ)....................................... 284 Тривиальные ðèôìû: «êðîâü — ëþáîâü» ........ 286 Тривиальные ðèôìû: «ðîçû — ?»..................... 291 2.10.Æàíð стиха ......................................................................... 310 2.11. Формы стиха ....................................................................... 315 2.12. Постижение смысла стихотворения .............................. 353 Интерпретация стихотворения «Гамлет» Á. Пастернака ............................................................ 361 Интерпретация стихотворения «За Паганини äëèííîïàëûì...» Î. Мандельштама ....................... 363 Интерпретация стихотворения «Звук осторожный и ãëóõîé...» Î. Мандельштама ........ 366 Интерпретация стихотворения «Случай на железной äîðîãå» Ä. Хармса ............................. 368 Интерпретация стихотворения «Äâå ïåñíè» Ì. Цветаевой ...................................... 373 Глава 3. Поэтическая мастерская «Ïðîáà ïåðà».......................... 380 3.1. Путь подражания ............................................................... 383 Чтение ñòèõîâ....................................... 384 Выразительная декламация стихов .. 384 Переписывание стихов ...................... 386 Определение метра и размера стихов .. 387 Освоение размеров ............................. 388 4 Развитие поэтического слуха .............388 Узнавание стихотворения по ритму .389 Овладение ðèòìîì................................390 Анализ звукописи .................................391 Интонация ñòèõîòâîðåíèÿ................391 Выявление степени троповости .......392 Автотроп ...............................................392 Прецедентность ..................................393 Пародии ................................................394 Бег àññîöèàöèé....................................396 Подбор художественных определений...397 Подбор сравнений ..............................398 Понимание метафоры .......................399 Поиск ìåòàôîð....................................400 Анализ метафор ..................................402 Создание метафор (öâåòû) ...............403 Создание метафор (ãëàçà) .................404 Жанр как ïîäðàæàíèå.......................405 3.2. Путь îïûòà............................................................................405 3.3. Путь размышления .............................................................407 Определение природы поэзии ...........407 Создание устных и письменных отзывов....407 Комплексный анализ стихотворений ....408 Проанализируйте с точки зрения смысла и сравните .........................................................409 Проанализируйте с точки зрения ïîëèìîäàëüíîñòè............................................................410 Сочинение — интерпретация стихотворения ................................................................412 Заговорите оригинальным языком ...412 Определение заглавия стихотворения по рифме ..........................................................................425 Соберите рассыпанные строчки .......425 Прогноз ðèôìû...................................427 Закончите стихотворение, соблюдая размер и ритм ...............................................429 Напишите маленькие стихотворения по заданной ñõåìå..........................................................430 5 П о а п е а ¹ 1 . р ¹ 4 р бо а п ре а ¹ р б б П о а п р П а пе а р б пе а р а ¹ р ¹ 7. р 6. ¹ 8 . П о а пе а р обб р П е ра ¹ 3. ¹ 9 . 11 . 12 . Пр о а ерр ¹ 7 . . П о а пе ра р об а е р б п а П Пр о ба П ро а пе а ¹ 1 1 б п Проба пера ¹ 16. е ¹ 1 5. П о ба п р П ро а П р р бо а п р а ¹ р б пе ар ¹ б п е а ¹ р пе а ¹ а е ра р а ¹ 1 9. р 8 1 П о ар б П о ¹ 20 . 21 . П о аб пе а П о ар б пе р П р о б а пе 1 0 . 22 . 23 . Проба пера ¹ 2. р пера ¹ 3. р а ¹ Пр о П б 1. о аба пе р П р р о а б ¹ . ¹ 4. 5 а пе П р а о б а пе р а П ор бо а П б р ¹ 6. а пе пе р р а а ¹ ¹ 8. 7. р бо а п П о ар об П б п е Пр а е ра пе а р а Пр о ¹ 1 р ¹ 9. ¹ 10 . ба 1 . пера ¹ 12. У ро к 1 . Ур кок 3 У 2 . . ро Ур ок 1 . Ур ок 2 . Ур ок 3 . Ур ок 4 . Ур ок 5 . р бо а п П б П о а пера ¹ 4. п р а р обба п Пр о а Пр об Пр е а ¹ . а пеер ¹ е р а ¹ 3 ¹ 1 . 2.. 5 ра
Стр.3
Напишите стихи по заданной рифме .............................................................................. 431 Учимся çâóêîïèñè.............................. 433 Вслед за Вергилием! .......................... 433 Переведите прозу на язык поэзии . 434 Эксперименты в области строфики и фоники ......................................................................... 434 Эксперименты в области поэтической ãðàôèêè................................................... 435 Поиск хайку ........................................ 436 Играем в «Õàéêàé-íî Ðýíãà» ........... 440 Пишем хайбун (õàéêó в ïðîçå) ....... 440 Пишем õàéêó! ..................................... 441 Ïåðåâîäû............................................. 441 Конкурс ............................................... 446 3.4. Новый путь — путь изменения ....................................... 446 Спор поэтов .......................................... 446 Выразите «íåâûðàçèìîå» .................. 461 Стихи о любви ...................................... 461 Влияние языка ...................................... 462 Измените негативную эмоцию ......... 464 Сохраните ýìîöèþ.............................. 465 Оптимистическая поэзия ................... 467 Веселая поэзия (ëèìåðèêè)................ 468 Терапевтическая поэзия .................... 470 Хвала ïîýçèè....................................... 471 Поэтическая домашняя аптечка ..... 472 Как я пишу ñòèõè? ............................. 473 Почему стихи не ïèøóòñÿ? .............. 476 Обнародуйте свои стихи .................. 479 Сохраните ñòèõè................................ 479 Соберите и издайте сборник своих ñòèõîâ................................................................... 481 Глава 4. Великая тайна искусства ïîýçèè: «Deus ex machina» (Áîã из ìàøèíû) ........................................................................ 484 Самостоятельная работа с ëèòåðàòóðîé.......................................... 493 Литература ............................................................................................ 504 Р. Рождественский 6 7 Б. Ахмадулина, «Начало» Часть I ТЕРАПИЯ ПОЭЗИЕЙ с ин с вамми Оач бы с т аих я н Я ы я б Пом ш Та д на огите у П р о б а пе р а П о ар б пе П о ар б р о а б П о П П р ¹ 4 ¹ 1 13 . р б пе ар ¹ а пе а п ре а ¹ р р а ¹ о б а к случил темно и смутн е мне, почему с сти о ь Пом с . 15 . 16 . огите т õè!-ò мне, î. Слыш тот ден и уй у вас. их и.ать больн Думать больн В э 17 . пе р а П о а п ре а П о ба пе а ро аба перар ¹ п ¹ 9. е 18 . ра ¹ 20. ¹ 1 р б р Про а р б пе ра ¹ р а П о аб пе П ор б П П о а пе а р обб б а п р п е а е ра ¹ р р б П ¹ 2. 21 . 2 23 . ¹ 24 . — н î. ь и в э — î. я веру п е о о м огите ое , м ю про мне, и щ ш щ Пом с э е в д их сж т то р не тот час в Бога è, амат в вы впасть ь невер гнов Пом них е с Вы а ¹ 3. ¹ 1 . 2 . Пр о бр а пе а р б р П о а п е а ¹ 1 П о а пе ра ¹ а пе ар ¹ . П о а п р ¹ 4 . 5. р обб п е р П Прро б Пр о а п а ¹ р обба пе а е ра ¹ 9 0. а е ра ¹ р ¹ 8.. ¹ 6 . 7 11 . 12 . П о ар б пе ар ¹ р б П о П П о ар б пе ар ¹ 1 П о а п ре ар ¹ а пе ар ¹ 5 13 . 14 . П о ар б пе П о ар б р . о : в а è, ю в ноч л и с б ое я б в ви но п ы д и в ас в т нж е оч р упал ье . а ен вчина а бу л ë, , жд ень å. помог ите , Чем? А з акл а зн инаю! я и сам чем п зомдели о вы чь . Ра не ете мож ю , научите с ней расс те э Помт н с ь т а б огитес Оо идам л с п Вы а ц о . с комыт ь Солр о да е ги я н о в Г б м ос о ень е üå. огите хои. у т ìíå, п дите рочь, т та ея .. . а По тог И м С ту боль, мне я тат ьс ÿ. Встать на бе а ой . ре ãó, кому-то помогу. . 16 .
Стр.4