Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Методологические основы психологии (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторМусийчук М. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц104
ID244857
АннотацияВ учебнике представлен теоретический материал по проблемам методологии психологии. Раскрыты вопросы научного знания и методологии науки; систематизации методов психологии; типы рациональности в классической, неклассической и постнеклассической рациональности; специфика методологии психологии; фундаментальные проблемы психологии; методологические принципы психологии; категориальный строй психологии. Эффективность усвоения материала учебника основывается на сочетании теоретического материала со словарными пояснениями основополагающих терминов, расположенных для удобства читателя непосредственно в тексте представленных теоретических описаний. Также включением биографических описаний выдающихся ученых, занимавшихся проблемами методологии психологии. Для более фундаментального изложения материала приводятся фрагменты основных оригинальных работ авторов концепций по проблемам методологии психологии.
Кому рекомендованоУчебник предназначен для бакалавров психологии.
ISBN978-5-9765-1569-7
УДК159.9(075.8)
ББК88.3я73
Мусийчук, М.В. Методологические основы психологии : учебник / М.В. Мусийчук .— 3-е изд., перераб. — Москва : ФЛИНТА, 2023 .— 104 с. — (Библиотека психолога) .— ISBN 978-5-9765-1569-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/244857 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.В. МУСИЙЧУК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Учебник Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 159.9(075.8) ББК 88.3я73 М91 М91 Мусийчук М.В. <...> Раскрыты вопросы научного знания и методологии науки; систематизации методов психологии; типы рациональности в классической, неклассической и постнеклассической рациональности; специфика методологии психологии; фундаментальные проблемы психологии; методологические принципы психологии; категориальный строй психологии. <...> Также включением биографических описаний выдающихся ученых, занимавшихся проблемами методологии психологии. <...> Для более фундаментального изложения материала приводятся фрагменты основных оригинальных работ авторов концепций по проблемам методологии психологии. <...> Типы рациональности в классической, неклассической и постнеклассической психологии . <...> Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии . <...> Системная модель человекознания в методологии Б. Г. Ананьева . <...> Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии . <...> Наука и структура методологического знания Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. <...> Все виды научных знаний можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое – теоретическое знание»: - единичный факт, - эмпирическое обобщение, - модель, - закономерность, - закон, - теория. <...> Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями: 1. <...> Структура психологического знания Основные структурные элементы психологического знания: 1) парадигмы; 2) категории; 3) теории; 4) законы; 5) обобщения; 6) объяснения и интерпретации; 7) прогнозы и предсказания; 8) факты и феномены; 9) знание контекста; 10) эмпирически выявленные корреляции между феноменами; 11) описания; 12) методики; 13) технологии; 14) знания из смежных наук. <...> Идеализированный объект теории представляет собой знаковосимволическую модель части реальности. <...> Рассматривая <...>
Методологические_основы_психологии.pdf
УДК 159.9(075.8) ББК 88.2я73 М91 М91 Мусийчук М.В. Методологические основы психологии : учебник / М.В. Мусийчук. — 3-е изд., перераб. — Москва : ФЛИНТА, 2023. — 104 с. — ISBN 978-5-9765-1569-7. — Текст : электронный. В учебнике раскрыты вопросы научного знания и методологии науки, типы рациональности в классической, неклассической и постнеклассической психологии, фундаментальные проблемы психологии, методологические принципы и категориальный строй психологии. Эффективность усвоения материала учебника основывается на сочетании теоретического материала со словарными пояснениями основополагающих терминов, расположенных для удобства читателя непосредственно в тексте представленных теоретических описаний, а также на включении биографических описаний выдающихся ученых, занимавшихся проблемами методологии психологии. Для более фундаментального изложения материала приводятся фрагменты основных оригинальных работ авторов концепций по проблемам методологии психологии. Учебник предназначен для бакалавров психологии. УДК 159.9(075.8) ББК 88.32я73 ISBN 978-5-9765-1569-7 © Мусийчук М.В., 2013 © Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 1 Научное знание и методология науки 1.1. Наука и структура методологического знания ...................................3 1.2. Структура психологического знания ...................................................7 1.3. Систематизация методов психологии................................................. 19 1.3.1. Классификации методов психологии ........................................... 19 1.3.2. Методы психологических исследований .....................................22 1.4. Понятие парадигмы и научной революции, по Т. Куну ................... 35 1.5. Принцип фальсифицируемости гипотез К. Поппера ........................ 39 ГЛАВА 2 Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука 2.1. Основания науки и исторические типы научной рациональности ............................................................................................ 42 2.2. Типы рациональности в классической, неклассической и постнеклассической психологии ............................................................ 43 ГЛАВА 3 Специфика методологии психологии 3.1. Особенности психологического знания ............................................. 52 3.2. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии ................................................................................................. 55 3.3. Психология объяснительная и описательная ....................................56 3.4. Системная модель человекознания в методологии Б.Г. Ананьева ................................................................................................ 57 3.5. Культурно-историческая психология в школе Л.С. Выготского ..... 58 3.6. Психология научная и житейская .......................................................60 101
Стр.101
ГЛАВА 4 Фундаментальные проблемы в психологии 4.1. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии ................................................................................................. 62 4.2. Психосоциальная и бисоциальная проблемы в психологии ...........64 4.3. Социальный конструктивизм в психологии ...................................... 71 4.4. Психогностическая проблема в психологии ......................................73 ГЛАВА 5 Методологические принципы в психологии 5.1. Принцип детерминизма в психологии ................................................ 75 5.1.1. Предмеханистический детерминизм ............................................ 76 5.1.2. Механистический детерминизм.................................................... 76 5.1.3. Биопсихический детерминизм ......................................................77 5.1.4. Социопсихический детерминизм .................................................. 78 5.1.5. Актуальность проблемы детерминации психики человека ......79 5.2. Принцип развития ................................................................................80 5.2.1. Принцип развития как процесс роста ..........................................80 5.2.2. Принцип развития как параметры развития ............................... 81 5.2.3. Законы психического развития ребенка, по Л.С. Выготскому ..................................................................................83 5.3. Принцип системности ..........................................................................84 5.4. Принцип единства сознания и деятельности ....................................85 ГЛАВА 6 Категориальный строй психологии 6.1. Категория «деятельность» ...................................................................87 6.1.1. Уровни анализа деятельности .......................................................88 6.1.2. Основные содержательные характеристики деятельности .......88 6.2. Категория «общение» ...........................................................................90 6.2.1. Трактовки категории «общение» ..................................................90 6.2.2. Структурные компоненты общения ............................................92 102
Стр.102
6.3. Личность как системообразующая категория в психологии ...........93 6.3.1. Методологические принципы теорий личности .........................93 6.3.2. Индивид, личность, индивидуальность ......................................93 6.3.3. Проблема единиц анализа личности ............................................95 6.3.4. Параметры единиц анализа личности .........................................95 6.3.5. Основные варианты теорий личности .........................................97
Стр.103