Н.В. Вараева, Е.В. Молькова КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ И РЕБЕНКА «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ» •ФЛИНТА• Н.В. Вараева, Е.В. Молькова Комплексная программа социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ» Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 364.043.4 ББК 65.272 В18 В18 Вараева Н.В. <...> Комплексная программа социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка «Семейный круг» [Электронный ресурс] / Н.В. Вараева, Е.В. Молькова. <...> ISBN 978-5-9765-1710-3 Данная программа разработана для осуществления профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей через активизацию потенциала семьи и социального окружения ребенка в трудной жизненной ситуации. <...> Новизна программы заключается в целостном взгляде на семью как социальную систему и пошаговой отработке проблем каждого элемента этой системы. <...> Программа представляет собой комплексный подход к решению проблем семьи с опорой на ресурсы детей, родителей и родственников. <...> 22 Групповые занятия с дошкольниками с участием родителей и волонтеров. <...> 23 Групповые занятия со школьниками с участием родителей и волонтеров. <...> 30 Сеть социальных контактов (мобилизация социального окружения детей и семей в кризисной ситуации). <...> В социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних (СРЦН) попадают дети и подростки, родительская семья которых еще не распалась, но уже не выполняет в полной мере своих функций. <...> Мониторинг обращений в СРЦН за последние 10 лет показывает, что если положительные изменения в семье не происходят за первые шесть месяцев пребывания ребенка в стационаре, семья становится «вечным клиентом» СРЦН, родители приводят в стационар каждого последующего подрастающего ребенка, перекладывая ответственность за воспитание своих детей на государство. <...> Поэтому, мы считаем, что начинать социально-реабилитационную работу с ребенком следует с оценки рисков <...>
Комплексная_программа_социальной_и_психологической_реабилитации_и_сопровождения_семьи_и_ребенка_Семейный_круг_(1).pdf
Н.В. Вараева, Е.В. Молькова
Комплексная программа
социальной и психологической реабилитации и
сопровождения семьи и ребенка
«СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 364.043.4
ББК 65.272
В18
В18
Вараева Н.В.
Комплексная программа социальной и психологической реабилитации и
сопровождения семьи и ребенка «Семейный круг» [Электронный ресурс] /
Н.В. Вараева, Е.В. Молькова. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 99 с.
ISBN 978-5-9765-1710-3
Данная программа разработана для осуществления профилактики семейного
неблагополучия и социального сиротства детей через активизацию потенциала
семьи и социального окружения ребенка в трудной жизненной ситуации.
Новизна программы заключается в целостном взгляде на семью как
социальную систему и пошаговой отработке проблем каждого элемента этой
системы. Программа представляет собой комплексный подход к решению
проблем семьи с опорой на ресурсы детей, родителей и родственников.
Для психологов, социальных работников, волонтеров.
УДК 364.043.4
ББК 65.272
ISBN 978-5-9765-1710-3
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................................................5
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.....................................................................14
Индивидуальная работа с родителями...................................................................................21
Индивидуальная работа с ребенком.......................................................................................22
Групповые занятия с дошкольниками с участием родителей и волонтеров......................23
Групповые занятия со школьниками с участием родителей и волонтеров........................24
Работа с социальным окружением семьи и ребенка. Семейные сетевые встречи ............26
Организация досуга семей ......................................................................................................27
Сопровождение и патронаж ....................................................................................................28
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И РЕБЕНКОМ .....................................30
Сеть социальных контактов (мобилизация социального окружения детей и семей в
кризисной ситуации)................................................................................................................30
Заполнение «Книги жизни» ....................................................................................................33
Игра Гюнтера Хорна «Лепешка»............................................................................................35
Игра Гюнтера Хорна «Для всей семьи».................................................................................39
Психологическое консультирование .....................................................................................41
Групповая работа с использованием волонтерского ресурса.............................................43
Технология организации работы в паре «родитель-ребенок» (по Ш.Айберг) ..................43
Совместный рисунок ...............................................................................................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...........................................................................................................50
Приложение 1. Диагностика социального окружения ребенка (сетевая карта) ....................52
Приложение 2. Индивидуальная карта семьи ...........................................................................54
Приложение 3. Групповые занятия со школьниками (конспекты) .........................................57
Приложение 4. Примеры листов «Книги жизни».....................................................................86
Приложение 5. Игровое поле для игры «Лепешка» .................................................................87
3
Стр.3