ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ КОНЦА XIX—НАЧАЛА XX ВЕКА Хрестоматия 2-е издание, стереотипное Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 159.9 ББК 88.1 И90 СОДЕРЖАНИЕ Библиотека отечественной психологии Г л а в н ы й р е д а к т о р др псих. н., проф., акад. <...> ISBN 9785976507456 В хрестоматии представлены фрагменты трудов, освещающие отечествен ную психологию конца XIX—начала XX века. <...> 7 Из книги П.Д. Юркевича «Курс общей педагогики с приложениями . <...> 53 Из книги Н.Н. Ланге «Душа ребенка в первые годы жизни» . <...> 75 Из книги Г.И. Россолимо «Экспериментальное исследование психомеханики по индивидуальным и массовым методам . <...> .96 Из книги А.П. Нечаева «Курс педагогической психологии для народных учителей» . <...> .104 Из книги П.Д. Успенского «Психология возможной эволюции человека» . <...> Раздел о творческом наследии П.Д. Юркевича написан кандидатом психологи ческих наук, С.А. Зайцевой; о наследии В.В. Ро занова и В.В. Зеньковского—кандидатом фи лософских наук, А.С. Курбатовой; о наследии П.Ф. Каптерева—кандидатом педагогических наук Н.Г. Лесневской и кандидатом психологи ческих наук Е.В. Харитоновой; о наследии А.И. Введенского—кандидатом психологичес ких наук, Э.В. Тихоновой; о наследии Н.Н. Лан ге, Г.И. Россолимо и Г.И. Челпанова—док тором психологических наук, профессором Е.С. Миньковой; о наследии П.Д. Успенского— М.М. Анисимовой; о наследии П.П. Блонского и А.П. Нечаева —кандидатом педагогических наук В.А. Миньковым. <...> ВВЕДЕНИЕ Хрестоматия предназначена в основном для студен тов, изучающих курс «История психологии», и имеет целью представить фрагменты оригинальных работ русских психологов, психиатров, философов и педаго гов конца XIX—начала XX века в <...>
История_отечественной_психологии_конца_XIX_-_начала_XX_века_(2).pdf
УДК 159.9+93(082)
ББК 88.1
И90
Р е ц е н з е н т
д-р психол. наук, профессор НГПУ Е.Н. Волкова
Н а у ч н ы й ре д а к т о р
д-р психол. наук, профессор Е.С. Минькова
С о с т а в и т е л и:
М.М. Анисимова, С.А. Зайцева, А.С. Курбатова, Н.Г. Лесневская,
В.А. Миньков, Е.С. Минькова, Э.В. Тихонова, Е.В. Харитонова
И90 История отечественной психологии конца XIX -
начала XX века : хрестоматия / под ред. Е.С. Миньковой. —
4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2025. — 151 с. — ISBN
978-5-9765-0745-6. — Текст : электронный.
В хрестоматии представлены фрагменты трудов, освещающие
отечественную психологию конца XIX - начала XX века. Тексты
подобраны так, чтобы у читателей была возможность познакомиться
с научной деятельностью конкретного представителя
отечественной психологии и социально историческими условиями,
которые детерминировали его взгляды.
Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов,
готовящихся к психолого-педагогической деятельности.
УДК 159.9+93(082)
ББК 88.1
ISBN 978-5976507456
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов . .................................................................................4
Введение . .......................................................................................5
ПАМФИЛ ДАНИЛОВИЧ ЮРКЕВИЧ (1827—1874) ......................7
Из книги П.Д. Юркевича «Курс общей педагогики
с приложениями ...................................................................................10
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РОЗАНОВ (1856—1919) . ..................18
Из статьи В.В. Розанова «Возрасты и школа» . ............................19
Из статьи В.В. Розанова «Сумерки просвещения» .......................25
Из статьи В.В. Розанова «Афоризмы и наблюдения» ..................26
ПЕТР ФЕДОРОВИЧ КАПТЕРЕВ (1848—1922) . .............................28
Из книги П.Ф. Каптерева «Педагогический процесс» .................30
Из статьи П.Ф. Каптерева «Народная школа» ............................38
Из статьи П.Ф. Каптерева «Общеобразовательный
школьный курс» . .................................................................................38
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ВВЕДЕНСКИЙ (1856—1925) .............39
Из книги А.И. Введенского «Психология без всякой
метафизики».........................................................................................41
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛАНГЕ (1858—1922) .......................53
Из книги Н.Н. Ланге «Душа ребенка в первые годы жизни» .... 55
ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ РОССОЛИМО (1860—1928) ...............74
Из книги Г.И. Россолимо «Врач и больной» ................................75
Из книги Г.И. Россолимо «Экспериментальное исследование
психомеханики по индивидуальным и массовым методам ....................79
ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ ЧЕЛПАНОВ (1862—1936) . ...................88
Из книги Г.И. Челпанова «Об экспериментальном методе
в психологии» .......................................................................................91
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ НЕЧАЕВ (1870—1943) . ....................96
Из книги А.П. Нечаева «Курс педагогической психологии
для народных учителей» .....................................................................100
ПЕТР ДЕМЬЯНОВИЧ УСПЕНСКИЙ (1878—1947) . ..................104
Из книги П.Д. Успенского «Психология возможной
эволюции человека» ...........................................................................108
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЗЕНЬКОВСКИЙ (1881—1962) ........127
Из книги В.В. Зеньковского «Психология детства» ...................128
ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БЛОНСКИЙ (1884—1941) ........................137
Из книги П.П. Блонского «Развитие мышления школьника» .... 140
3
Стр.3