Другие знали из бесед с Аллой Соломоновной о концепции курса, под ее руко водством решали исследовательские задачи, которые она ис пользовала в качестве примеров. <...> Заинтересованный читатель может обратиться к ста тьям и книгам Аллы Соломоновны Штерн. <...> 6 7 В подготовке текста к публикации участвовали все уче ники и многие коллеги А.С. Штерн. <...> Таким образом, в современном понимании психоло гия — это наука о психике человека (впрочем, сейчас зани маются и психикой животных, о чем мы еще упомянем). <...> Или — как сказал бы известный советский психолог А.Р. Лурия — в чем состоит первичный дефект и как проявляется он в речи? <...> Итак, мы видим, что предмет науки психологии может определяться с разных сторон: 1) как психика, или психические процессы; 2) как факты, закономерности и механизмы; 3) как продукт деятельности головного мозга; 4) как внутренняя картина внешнего мира. <...> ОБЩАЯ И ЧАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИИ В нашей схеме ствол дерева — это общая психоло гия. <...> Например, возрастная психология исследует пси хические процессы у людей в разном возрасте. <...> Характерной чертой современной психологии является ее дифференциация, т.е. разделение частных психологий на более конкретные отрасли. <...> Скажем, проблема памяти может рассмат риваться в общей психологии (что такое память, какова ее сущность), может обсуждаться в частной психологии (напри мер, каковы возрастные особенности памяти), может иссле доваться в конкретной отрасли (скажем, как развивать па мять в детском возрасте). <...> Аристотель же трактовал душу как форму организации ма 19 терии, как психические процессы. <...> В это время психология обособля ется как самостоятельный раздел философии, поскольку выделяется предмет науки — психические процессы. <...> Он же ввел понятие сознание вместо понятия «душа» как понимание человеком происходящих в нем пси хических процессов. <...> В частности, он намного опередил вре мя, дав обоснование теории цветового зрения. <...> В конце ХIХ в. немецкий <...>
Введение_в_психологию.pdf
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2018
Стр.1
УДК 159.9
ББК 88.4
Ш90
Библиотека психолога
Г л а в н ы й р е д а к т о р Д.И. Фельдштейн З а м е с т и т е л ь
г л а в н о г о р е д а к т о р а С.К. Бондырева
Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и:
А.А. Бодалев, Г.А. Бордовский, В.П. Борисенков, С.В. Дармодехин,
А.А. Деркач, Ю.И. Дик, А.И. Донцов, И.В. Дубровина,
Л.П. Кезина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин,
В.С. Леднев, В.И. Лубовский, Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров,
А.И. Подольский, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко,
В.А. Сластенин, И.И. Халеева, В.М. Тиктинский-Шкловский
Р е ц е н з е н т ы:
акад. Российской Академии образования, д-р
филол. и псих. наук, проф. А.А. Леонтьев; д-р
псих. наук Е.В. Левченко
Штерн А.С.
Ш90
Введение в психологию: Курс лекций [Электронный ресурс] /
А.С. Штерн; под ред. Л.В. Сахарного, Т.И. Ерофеевой, Е.В.
Глазановой. — 3-е изд., стер. — М. : Флинта, 2018. — 311 с.
ISBN 978-5-89349-499-0
Курс лекций представляет собой первое отечественное пособие по
введению в психологию для студентов-лингвистов и других гуманитарных
специальностей. Цель курса — изучение структуры психологии как
науки, основных ее понятий. Книга формирует базу психологической
грамотности современного специалиста.
Для студентов гуманитарных вузов.
УДК 159.9
ББК 88.4
ISBN 978-5-89349-499-0
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От редакторов .............................................................. 5
1.
1.1.
1.2.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ? ......................... 8
Мотивы и цели курса ..................................... 8
Определение ................................................. 9
1.2.1. Наивная психология ..................................... 9
1.2.2. Наука психология ....................................... 10
1.3.
Структура современной науки психологии..... 13
1.3.1. Психологическое дерево .............................. 13
1.3.2. Истоки науки ............................................. 13
1.3.3. Общая и частные психологии ....................... 15
1.4.
2.
2.1.
2.2.
Из истории психологии................................ 18
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ...................... 27
Классификации .......................................... 27
Психические процессы и онтогенез ............... 28
3. ОЩУЩЕНИЯ ............................................. 30
3.1.
3.2.
Определение ............................................... 30
Анализаторы .............................................. 30
3.2.1. Строение .................................................... 30
3.2.2. Пороги ....................................................... 31
3.2.3. Латентный период....................................... 33
3.3.
Зрительные ощущения ................................ 33
3.3.1. Строение анализатора.................................. 33
3.3.2. Пороги зрения ............................................ 35
3.3.3. Поле зрения ............................................... 36
3.3.4. Цветовое зрение .......................................... 37
305
Стр.304
3.3.5. На пути к кино ........................................... 41
3.4.
Ощущение вкуса ......................................... 42
Слуховые ощущения ................................... 44
3.5. Ощущение запаха ....................................... 42
3.6.
3.6.1. Строение анализатора.................................. 44
3.6.2. Пороги слуха .............................................. 44
3.7.
3.8.
3.9.
Другие виды ощущений ............................... 48
Психофизика.............................................. 49
Адаптация ................................................. 50
3.10. Депривация................................................ 51
3.11. Взаимодействие анализаторов ...................... 53
3.12. Синестезии ................................................. 55
3.13. Нарушения ощущений ................................ 57
4.
ВОСПРИЯТИЕ............................................ 59
Образ ......................................................... 61
4.1. Определение: ощущение и восприятие........... 59
4.2.
4.2.1. Предметность ............................................. 61
4.2.2. Целостность и структурность ....................... 65
4.2.3. Константность ............................................ 69
4.2.4. Категориальность ....................................... 78
4.3. Механизмы ................................................ 79
4.3.1. Уровневость ............................................... 80
4.3.2. Активность ................................................ 82
4.3.3. Апперцепция.............................................. 84
4.3.4. Антиципация ............................................. 86
4.3.5. Вероятностное прогнозирование ................... 88
4.3.6. Целиком или по частям? .............................. 90
4.4. Нарушения восприятия ............................... 91
5.
ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ .................................. 94
Образ ......................................................... 95
5.1. О терминах ................................................. 94
5.2.
5.2.1. Предметность ............................................. 95
5.2.2. Целостность ..............................................102
5.2.3. Структурированность .................................105
5.2.4. Константность ...........................................108
306
Стр.305
5.2.5. Категориальность ......................................108
5.3.
Механизмы ...............................................110
5.3.1. Уровневость ..............................................110
5.3.2. Активность: апперцепция и антиципация ....117
5.3.3. Активность при восприятии текста ..............120
5.3.4. Восприятие как выбор из класса элементов ...123
5.3.5. Вероятностное прогнозирование ..................124
5.3.6. Восприятие целиком и по частям .................128
5.4.
6.
6.1.
Гипотеза Якобсона .....................................135
ВНИМАНИЕ .............................................137
Определение ..............................................137
6.1.1. Что такое внимание ....................................137
6.1.2. Физиологические основы внимания .............138
6.1.3. История вопроса ........................................138
6.1.4. Виды внимания .........................................139
6.2.
Непроизвольное внимание ..........................140
6.2.1. Определение и основы ................................140
6.2.2. Причины возникновения ............................140
6.2.3. Отвлечение внимания .................................143
6.3.
Произвольное внимание .............................144
Характеристики внимания .........................145
6.4. Постпроизвольное внимание .......................144
6.5.
6.5.1. Предметность ............................................145
6.5.2. Ограниченный объем ..................................146
6.5.3. Устойчивость.............................................146
6.5.4. Концентрация ...........................................147
6.5.5. Распределение внимания ............................147
6.6.
Динамика внимания ..................................148
6.6.1. Развитие внимания ....................................148
6.6.2. Управление вниманием ..............................149
6.6.3. Нарушения внимания ................................149
7.
7.1.
ПАМЯТЬ ..................................................152
Определение ..............................................152
7.2. Виды памяти .............................................154
7.2.1. Генетическая память ..................................154
307
Стр.306
7.2.2. Импринтинг ..............................................154
7.2.3. Прижизненная память ...............................156
7.3.
Нарушения памяти ....................................171
7.3.1. Персеверации ............................................171
7.3.2. Закон Рибо ................................................171
7.3.3. Расстройства памяти ..................................172
7.4.
8.
8.1.
8.2.
Лингвистическая память ............................175
ЭМОЦИИ ..................................................184
Определение ..............................................184
Физиологические и поведенческие
компоненты эмоций ...................................185
8.2.1. Физиологические основы ............................185
8.2.2. Внешнее выражение эмоций .......................187
8.2.3. Универсальное и индивидуальное
в эмоциях..................................................190
Классификации эмоций ..............................190
8.3.
8.3.1. Виды эмоций по направленности .................191
8.3.2. Виды эмоциональных состояний .................192
8.4.
8.5.
9.
9.1.
Возникновение эмоций ...............................194
Эмоции и заболевания ................................195
СОЗНАНИЕ ...............................................197
Что такое сознание .....................................197
9.1.1. Определение ..............................................197
9.1.2. Индивидуальное и общественное сознание ....199
9.2.
Самосознание ............................................199
9.2.1. Определение ..............................................199
9.2.2. Онтогенез ..................................................199
9.2.3. Характеристики самосознания ....................200
9.2.4. Рефлексия.................................................201
9.3.
9.4.
Сознание и подсознание ..............................201
Бессознательное .........................................202
9.4.1. Что это такое?............................................202
9.4.2. Психоанализ .............................................203
9.5.
9.6.
308
Психологическая защита ............................204
Нарушения сознания..................................207
Стр.307
10.
СОН..........................................................208
10.1. Зачем нужен сон? .......................................208
10.2. Фазы сна ...................................................209
10.3. Зачем нужны сновидения? ..........................211
10.4. Гипнопедия ...............................................214
10.5. Гипноз ......................................................214
10.5.1. Гипноидальные состояния ..........................214
10.5.2. Собственно гипноз ......................................215
11. МЫШЛЕНИЕ ............................................219
11.1. Определение ..............................................219
11.2. Мыслительный процесс ..............................222
11.2.1. Элементы процесса .....................................222
11.2.2. Операции ..................................................224
11.3. Решение задач ...........................................227
11.3.1. Стадии решения.........................................227
11.3.2. Эвристика .................................................229
11.4. Развитие мышления ...................................229
11.4.1. Мышление животных .................................229
11.4.2. Детское мышление .....................................230
11.4.2.1. Особенности ..............................................230
11.4.2.2. Развитие понятия ......................................232
11.4.2.3. Развитие операций .....................................233
11.4.3. Исторический аспект..................................233
11.5. Нарушения мышления ...............................234
12. ЛИЧНОСТЬ...............................................238
12.1. Что такое личность.....................................238
12.1.1. Индивидуальность и личность .....................238
12.1.2. Структура личности (по З. Фрейду) ..............239
12.2.
Свойства личности .....................................240
12.2.1. Устойчивость и изменчивость ......................240
12.2.2. Социальные роли .......................................240
12.2.3. Потребности. Интересы. Склонности ............242
12.3. Психологические страты ............................243
12.3.1. Темперамент .............................................243
12.3.2. Характер...................................................248
309
Стр.308
12.3.3. Способности ..............................................249
12.4. Биологические страты ................................253
12.5. Личностные особенности речи .....................256
13. МОЗГ ........................................................262
13.1. Из истории изучения мозга .........................262
13.2. Строение мозга ..........................................263
13.2.1. Морфология ..............................................263
13.2.2. Мозг в филогенезе ......................................264
13.2.3. Мозг в антропогенезе ..................................265
13.3. Работа мозга ..............................................266
13.3.1. Нервные процессы .....................................266
13.3.2. Рефлекс ....................................................266
13.4. Локализация функций ...............................267
13.4.1. Функции отделов мозга ..............................268
13.4.2. Межполушарная асимметрия ......................268
13.4.3. Функции полей ..........................................277
13.5. Методы .....................................................278
14. ЯЗЫК И РЕЧЬ...........................................279
14.1. Письменность ............................................279
14.2. Перевод ....................................................280
14.3. Речь и язык у животных .............................280
14.4. Человек в изоляции ...................................281
14.5.
Онтогенез ..................................................281
Литература к курсу «Психология» ..............................284
Именной указатель ...................................................289
Терминологический минимум ....................................294
310
Стр.309