Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Введение в психологию (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторШтерн А. С.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц311
ID244802
АннотацияКурс лекций представляет собой первое отечественное пособие по введению в психологию для студентов-лингвистов и других гуманитарных специальностей. Цель курса — изучение структуры психологии как науки, основных ее понятий. Книга формирует базу психологической грамотности современного специалиста.
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом Российской академии образования
Кому рекомендованоДля студентов гуманитарных вузов.
ISBN978-5-89349-499-0
УДК159.9
ББК88.4
Штерн, А.С. Введение в психологию : курс лекций / А.С. Штерн .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 311 с. : ил. — (Библиотека психолога) .— ISBN 978-5-89349-499-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/244802 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Другие знали из бесед с Аллой Соломоновной о концепции курса, под ее руко водством решали исследовательские задачи, которые она ис пользовала в качестве примеров. <...> Заинтересованный читатель может обратиться к ста тьям и книгам Аллы Соломоновны Штерн. <...> 6 7 В подготовке текста к публикации участвовали все уче ники и многие коллеги А.С. Штерн. <...> Таким образом, в современном понимании психология — это наука о психике человека (впрочем, сейчас зани маются и психикой животных, о чем мы еще упомянем). <...> Или — как сказал бы известный советский психолог А.Р. Лурия — в чем состоит первичный дефект и как проявляется он в речи? <...> Итак, мы видим, что предмет науки психологии может определяться с разных сторон: 1) как психика, или психические процессы; 2) как факты, закономерности и механизмы; 3) как продукт деятельности головного мозга; 4) как внутренняя картина внешнего мира. <...> ОБЩАЯ И ЧАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИИ В нашей схеме ствол дерева — это общая психология. <...> Например, возрастная психология исследует пси хические процессы у людей в разном возрасте. <...> Характерной чертой современной психологии является ее дифференциация, т.е. разделение частных психологий на более конкретные отрасли. <...> Скажем, проблема памяти может рассмат риваться в общей психологии (что такое память, какова ее сущность), может обсуждаться в частной психологии (напри мер, каковы возрастные особенности памяти), может иссле доваться в конкретной отрасли (скажем, как развивать па мять в детском возрасте). <...> Аристотель же трактовал душу как форму организации ма 19 терии, как психические процессы. <...> В это время психология обособля ется как самостоятельный раздел философии, поскольку выделяется предмет науки — психические процессы. <...> Он же ввел понятие сознание вместо понятия «душа» как понимание человеком происходящих в нем пси хических процессов. <...> В частности, он намного опередил вре мя, дав обоснование теории цветового зрения. <...> В конце ХIХ в. немецкий <...>
Введение_в_психологию.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.304
Стр.305
Стр.306
Стр.307
Стр.308
Стр.309
Введение_в_психологию.pdf
3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2018
Стр.1
УДК 159.9 ББК 88.4 Ш90 Библиотека психолога Г л а в н ы й р е д а к т о р Д.И. Фельдштейн З а м е с т и т е л ь г л а в н о г о р е д а к т о р а С.К. Бондырева Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и: А.А. Бодалев, Г.А. Бордовский, В.П. Борисенков, С.В. Дармодехин, А.А. Деркач, Ю.И. Дик, А.И. Донцов, И.В. Дубровина, Л.П. Кезина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин, В.С. Леднев, В.И. Лубовский, Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко, В.А. Сластенин, И.И. Халеева, В.М. Тиктинский-Шкловский Р е ц е н з е н т ы: акад. Российской Академии образования, д-р филол. и псих. наук, проф. А.А. Леонтьев; д-р псих. наук Е.В. Левченко Штерн А.С. Ш90 Введение в психологию: Курс лекций [Электронный ресурс] / А.С. Штерн; под ред. Л.В. Сахарного, Т.И. Ерофеевой, Е.В. Глазановой. — 3-е изд., стер. — М. : Флинта, 2018. — 311 с. ISBN 978-5-89349-499-0 Курс лекций представляет собой первое отечественное пособие по введению в психологию для студентов-лингвистов и других гуманитарных специальностей. Цель курса — изучение структуры психологии как науки, основных ее понятий. Книга формирует базу психологической грамотности современного специалиста. Для студентов гуманитарных вузов. УДК 159.9 ББК 88.4 ISBN 978-5-89349-499-0 © Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ От редакторов .............................................................. 5 1. 1.1. 1.2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ? ......................... 8 Мотивы и цели курса ..................................... 8 Определение ................................................. 9 1.2.1. Наивная психология ..................................... 9 1.2.2. Наука психология ....................................... 10 1.3. Структура современной науки психологии..... 13 1.3.1. Психологическое дерево .............................. 13 1.3.2. Истоки науки ............................................. 13 1.3.3. Общая и частные психологии ....................... 15 1.4. 2. 2.1. 2.2. Из истории психологии................................ 18 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ...................... 27 Классификации .......................................... 27 Психические процессы и онтогенез ............... 28 3. ОЩУЩЕНИЯ ............................................. 30 3.1. 3.2. Определение ............................................... 30 Анализаторы .............................................. 30 3.2.1. Строение .................................................... 30 3.2.2. Пороги ....................................................... 31 3.2.3. Латентный период....................................... 33 3.3. Зрительные ощущения ................................ 33 3.3.1. Строение анализатора.................................. 33 3.3.2. Пороги зрения ............................................ 35 3.3.3. Поле зрения ............................................... 36 3.3.4. Цветовое зрение .......................................... 37 305
Стр.304
3.3.5. На пути к кино ........................................... 41 3.4. Ощущение вкуса ......................................... 42 Слуховые ощущения ................................... 44 3.5. Ощущение запаха ....................................... 42 3.6. 3.6.1. Строение анализатора.................................. 44 3.6.2. Пороги слуха .............................................. 44 3.7. 3.8. 3.9. Другие виды ощущений ............................... 48 Психофизика.............................................. 49 Адаптация ................................................. 50 3.10. Депривация................................................ 51 3.11. Взаимодействие анализаторов ...................... 53 3.12. Синестезии ................................................. 55 3.13. Нарушения ощущений ................................ 57 4. ВОСПРИЯТИЕ............................................ 59 Образ ......................................................... 61 4.1. Определение: ощущение и восприятие........... 59 4.2. 4.2.1. Предметность ............................................. 61 4.2.2. Целостность и структурность ....................... 65 4.2.3. Константность ............................................ 69 4.2.4. Категориальность ....................................... 78 4.3. Механизмы ................................................ 79 4.3.1. Уровневость ............................................... 80 4.3.2. Активность ................................................ 82 4.3.3. Апперцепция.............................................. 84 4.3.4. Антиципация ............................................. 86 4.3.5. Вероятностное прогнозирование ................... 88 4.3.6. Целиком или по частям? .............................. 90 4.4. Нарушения восприятия ............................... 91 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ .................................. 94 Образ ......................................................... 95 5.1. О терминах ................................................. 94 5.2. 5.2.1. Предметность ............................................. 95 5.2.2. Целостность ..............................................102 5.2.3. Структурированность .................................105 5.2.4. Константность ...........................................108 306
Стр.305
5.2.5. Категориальность ......................................108 5.3. Механизмы ...............................................110 5.3.1. Уровневость ..............................................110 5.3.2. Активность: апперцепция и антиципация ....117 5.3.3. Активность при восприятии текста ..............120 5.3.4. Восприятие как выбор из класса элементов ...123 5.3.5. Вероятностное прогнозирование ..................124 5.3.6. Восприятие целиком и по частям .................128 5.4. 6. 6.1. Гипотеза Якобсона .....................................135 ВНИМАНИЕ .............................................137 Определение ..............................................137 6.1.1. Что такое внимание ....................................137 6.1.2. Физиологические основы внимания .............138 6.1.3. История вопроса ........................................138 6.1.4. Виды внимания .........................................139 6.2. Непроизвольное внимание ..........................140 6.2.1. Определение и основы ................................140 6.2.2. Причины возникновения ............................140 6.2.3. Отвлечение внимания .................................143 6.3. Произвольное внимание .............................144 Характеристики внимания .........................145 6.4. Постпроизвольное внимание .......................144 6.5. 6.5.1. Предметность ............................................145 6.5.2. Ограниченный объем ..................................146 6.5.3. Устойчивость.............................................146 6.5.4. Концентрация ...........................................147 6.5.5. Распределение внимания ............................147 6.6. Динамика внимания ..................................148 6.6.1. Развитие внимания ....................................148 6.6.2. Управление вниманием ..............................149 6.6.3. Нарушения внимания ................................149 7. 7.1. ПАМЯТЬ ..................................................152 Определение ..............................................152 7.2. Виды памяти .............................................154 7.2.1. Генетическая память ..................................154 307
Стр.306
7.2.2. Импринтинг ..............................................154 7.2.3. Прижизненная память ...............................156 7.3. Нарушения памяти ....................................171 7.3.1. Персеверации ............................................171 7.3.2. Закон Рибо ................................................171 7.3.3. Расстройства памяти ..................................172 7.4. 8. 8.1. 8.2. Лингвистическая память ............................175 ЭМОЦИИ ..................................................184 Определение ..............................................184 Физиологические и поведенческие компоненты эмоций ...................................185 8.2.1. Физиологические основы ............................185 8.2.2. Внешнее выражение эмоций .......................187 8.2.3. Универсальное и индивидуальное в эмоциях..................................................190 Классификации эмоций ..............................190 8.3. 8.3.1. Виды эмоций по направленности .................191 8.3.2. Виды эмоциональных состояний .................192 8.4. 8.5. 9. 9.1. Возникновение эмоций ...............................194 Эмоции и заболевания ................................195 СОЗНАНИЕ ...............................................197 Что такое сознание .....................................197 9.1.1. Определение ..............................................197 9.1.2. Индивидуальное и общественное сознание ....199 9.2. Самосознание ............................................199 9.2.1. Определение ..............................................199 9.2.2. Онтогенез ..................................................199 9.2.3. Характеристики самосознания ....................200 9.2.4. Рефлексия.................................................201 9.3. 9.4. Сознание и подсознание ..............................201 Бессознательное .........................................202 9.4.1. Что это такое?............................................202 9.4.2. Психоанализ .............................................203 9.5. 9.6. 308 Психологическая защита ............................204 Нарушения сознания..................................207
Стр.307
10. СОН..........................................................208 10.1. Зачем нужен сон? .......................................208 10.2. Фазы сна ...................................................209 10.3. Зачем нужны сновидения? ..........................211 10.4. Гипнопедия ...............................................214 10.5. Гипноз ......................................................214 10.5.1. Гипноидальные состояния ..........................214 10.5.2. Собственно гипноз ......................................215 11. МЫШЛЕНИЕ ............................................219 11.1. Определение ..............................................219 11.2. Мыслительный процесс ..............................222 11.2.1. Элементы процесса .....................................222 11.2.2. Операции ..................................................224 11.3. Решение задач ...........................................227 11.3.1. Стадии решения.........................................227 11.3.2. Эвристика .................................................229 11.4. Развитие мышления ...................................229 11.4.1. Мышление животных .................................229 11.4.2. Детское мышление .....................................230 11.4.2.1. Особенности ..............................................230 11.4.2.2. Развитие понятия ......................................232 11.4.2.3. Развитие операций .....................................233 11.4.3. Исторический аспект..................................233 11.5. Нарушения мышления ...............................234 12. ЛИЧНОСТЬ...............................................238 12.1. Что такое личность.....................................238 12.1.1. Индивидуальность и личность .....................238 12.1.2. Структура личности (по З. Фрейду) ..............239 12.2. Свойства личности .....................................240 12.2.1. Устойчивость и изменчивость ......................240 12.2.2. Социальные роли .......................................240 12.2.3. Потребности. Интересы. Склонности ............242 12.3. Психологические страты ............................243 12.3.1. Темперамент .............................................243 12.3.2. Характер...................................................248 309
Стр.308
12.3.3. Способности ..............................................249 12.4. Биологические страты ................................253 12.5. Личностные особенности речи .....................256 13. МОЗГ ........................................................262 13.1. Из истории изучения мозга .........................262 13.2. Строение мозга ..........................................263 13.2.1. Морфология ..............................................263 13.2.2. Мозг в филогенезе ......................................264 13.2.3. Мозг в антропогенезе ..................................265 13.3. Работа мозга ..............................................266 13.3.1. Нервные процессы .....................................266 13.3.2. Рефлекс ....................................................266 13.4. Локализация функций ...............................267 13.4.1. Функции отделов мозга ..............................268 13.4.2. Межполушарная асимметрия ......................268 13.4.3. Функции полей ..........................................277 13.5. Методы .....................................................278 14. ЯЗЫК И РЕЧЬ...........................................279 14.1. Письменность ............................................279 14.2. Перевод ....................................................280 14.3. Речь и язык у животных .............................280 14.4. Человек в изоляции ...................................281 14.5. Онтогенез ..................................................281 Литература к курсу «Психология» ..............................284 Именной указатель ...................................................289 Терминологический минимум ....................................294 310
Стр.309