В. Г. Белинский
Ольга. Быт русских дворян в начале нынешнего столетия. Сочинение автора "Семейства Холмских"
ОЛЬГА. Быт русских дворян в начале нынешнего столетия. Сочинение автора "Семейства
Холмских". Санкт-Петербург. В тип. А. Плюшара. 1840. В 12-ю д. л. Четыре части. В I-й части -- 226; во
II-й -- 252; в III-й -- 216; в IV-й -- 212 стр. С эпиграфом:
Eclairer les homines с'est beaucoup, mais
on fait encore plus,
Lorsqu' on fait aimer et regner les verbis.
Просвещать людей -- дело важное, но еще более важно внушать им любовь и повиновение
добродетели 1.
Последнее время ознаменовалось упадком русской литературы: книг выходит мало, да и между
ими можно читать разве из ста одну сотую; журналы же -- тот надоел публике старыми остротами и
старым кощунством над наукою и искусством, сей -- пустотою содержания и безжизненностию2, и, за
исключением одного, все нещадно отстают книжками, сваливая вину на "разные не зависящие от
редакции обстоятельства". Вот, пользуясь этим, в нашу уснувшую литературу начал вкрадываться
китайский дух. Политика небесной империи, как известно всем, хитра и лукава, -- и китайский душок
поступил очень осторожно, перебираясь из заплесневелых китайских книг в наши. Не без основания
боясь, пуще грома небесного, свежего, девственного и могучего русского духа, он начал пробираться не
под своим собственным, то есть китайским именем -- Дзун-Кин-Дзын3, а с чужим паспортом, с
подложного фамилиею, -- и назвался моральным духом. Говорят, что добрые мандарины,
перебивающиеся контрабандою и хлопотавшие о его перевозе через кяхтинскую таможню, приняли
благое намерение издавать на русском языке журнал, имеющий целию распространение в русской
литературе этого благовонного китайского духа. Иные утверждают даже, что будто бы этот журнал уже и
издается где-то, на маньчжурской границе, под названием "Плошка всемирного просвещения, вежливости
и учтивства" 4 и что будто этот журнал отделяет талант от нравственности, так что произведения,
ознаменованные талантом, называет безнравственными и предает их анафеме5, а порождения площадной
фантазии, мертвые исчадия дюжинной посредственности торжественно признает нравственными и с
родственною любовию прижимает их к груди своей и лелеет с отеческою нежностию. К этому
присовокупляют, что будто бы эта "Плошка" обвинила Жуковского и особенно Пушкина в растлении
нашей литературы и развращении вкуса публики, спасенных будто бы какими-то мещанскими романами;6
что она утверждает, будто Пушкин может нравиться только малолеткам, то есть людям, еще не
утратившим душевного жара, благородных стремлений и не выжившим из ума, но что все немалолетки
должны презирать Пушкина и восхищаться романами гг. Выбойкиных, Тряпичкиных, Пройдохиных7 и
теориями безграмотных писак, открывших "высшие полости ведения и законы сцепления полярности".
Последнее мнение так поразительно справедливо, что возбудило в нас живейшее желание познакомиться
с этим журналом; но мы не могли найти его ни в одной книжной лавке, и книгопродавцы единогласно
объявили нам, что если он и привезен, то, вероятно, существует в Петербурге инкогнито. Из этого мы
заключаем, что упомянутый журнал -- миф. Однако ж присутствие в русской литературе китайского духа,
которого случайным выражением сделался, как уверяли нас, означенный мандаринский журнал, тем не
менее осталось для нас очевидным, особенно в новых романах и повестях. Главный их признак и отличие
от всех других -- совершенное отсутствие всякого таланта, решительная бездарность, пустота,
резонерство, задорный тон и вместе с ним бессилие, свойственное мандаринам, философам и авторам
Срединной империи.
Мы очень рады, что "Ольга" не принадлежит к числу китайских романов, хотя взор, не столь
опытный, как наш, и мог бы отнести ее к их разряду; особенно мог бы ввести в соблазн эпиграф,
находящийся на заглавном листе книги и взятый из Делили. Содержание этой повести очень просто, если
только то, чем она наполнена, может назваться "содержанием". Скорее это род порядковой хрии на
заданную тему, которая состоит в том, что дети должны жениться и выходить замуж не по склонности
и собственному выбору, а по воле дражайших родителей. Хотя эта мысль и чисто китайская, однако,
Стр.1