Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История русской литературы первой трети XIX века (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторЯнушкевич А. С.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц749
ID244781
АннотацияУчебное пособие вводит студентов в пространство русской классической литературы, знакомит с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя, с Золотым веком русской поэзии. Именно в этот период русской словесной культуры формируется ее национальное своеобразие, оформляется тот комплекс идей и образов, которые определят ее последующее развитие. В книге автор пытается воссоздать поэтический мир писателя прежде всего через слово, через своеобразие его художественного мышления. Многочисленные цитаты как фрагменты и сегменты текста выполняют эту задачу. Для более активного погружения читателя в материал цитаты сопровождаются ссылками на собрания сочинений. Отбор материала и его интерпретация обусловлены интересом к проблеме авторского сознания как миромоделирующего фактора словесной культуры.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, школьников старших классов, абитуриентов и всех интересующихся историей русской классической литературы.
ISBN978-5-9765-1508-6
УДК821.161.1.0(075.8)
ББК83.3(2Рос=Рус)6
Янушкевич, А.С. История русской литературы первой трети XIX века : учеб. пособие / А.С. Янушкевич .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 749 с. — ISBN 978-5-9765-1508-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/244781 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Отбор материала и его интерпретация обусловлены интересом к проблеме авторского сознания как миромоделирующего фактора словесной культуры. <...> Неразрывная связь литературы с общественно-философской мыслью и историософскими концепциями, рожденными атмосферой патриотической и гражданской экзальтации эпохи Отечественной войны 1812 г. и декабристского движения, обостряет проблему героя своего времени как представителя молодой русской интеллигенции. <...> «Архаисты» и «новаторы», дискуссия о балладах Жуковского, столкновение позиций элегического и гражданского направлений в романтизме, басенное творчество «дедушки Крылова», развитие литературной сказки, открытия Пушкина и путь к национальной эпопее, поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» — за всем этим стоит комплекс философско-исторических идей, система новых героев и жанровых экспериментов. <...> Золотой век поэзии сменяется эпохой повести и романа, на смену поэме приходит стихотворная повесть. <...> Личность автора-творца выявляет мирозиждительный характер творчества, где «Жизнь и Поэзия одно». <...> Отбор материала и его интерпретация были обусловлены прежде всего интересом к проблеме авторского сознания как миромоделирующего фактора словесной культуры. <...> Патриотический энтузиазм, гражданская экзальтация, философская рефлексия — путь от 1810-х к 1830-м годам. <...> «Страдалец русской сознательной жизни»: пути и судьбы русской интеллигенции. <...> Театральность, как убедительно показал Ю.М. Лотман, определяла «поведенческий текст» русской куль1 Жуковский В.А. <...> Четыре трагедии Озерова: «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805), «Димитрий Донской» (1807), «Поликсена» (1809), представленные на сценах московских и петербургских театров в течение 1804—1825 гг. около 180 раз, в сопряжении античных, оссианических и национальных сюжетов, переложенных на язык чувствительности, создавали особую атмосферу экзальтации. <...> Патриотический энтузиазм, гражданская экзальтация, философская рефлексия — так <...>
История_русской_литературы_первой_трети_XIX_века.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.744
Стр.745
Стр.746
Стр.747
История_русской_литературы_первой_трети_XIX_века.pdf
А.С. Янушкевич ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА Учебное пособие 4-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021 1
Стр.1
УДК 821.161.1.0(075.8) ББК 83.3(2Рос=Рус)6 Я65 Я65 Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века : учебное пособие / А.С. Янушкевич. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 749 с. — ISBN 978-5-9765-1508-6. — Текст : электронный. Учебное пособие вводит студентов в пространство русской классической литературы, знакомит с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя, с Золотым веком русской поэзии. Именно в этот период русской словесной культуры формируется ее национальное своеобразие, оформляется тот комплекс идей и образов, который определят ее последующее развитие. В книге автор пытается воссоздать поэтический мир писателя прежде всего через слово, своеобразие худо жественного мышления. Многочисленные ци таты как фрагменты и сегменты текста выполняют эту задачу. Для более активного погружения читателя в материал цитаты сопровождаются ссылками на собрания сочинений. Отбор материала и его интерпретация обусловлены интересом к проблеме авторского сознания как миромоделирующего фактора словесной культуры. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, школьников старших классов, абитуриентов и всех интересующихся историей русской классической литературы. УДК 821.161.1.0(075.8) ББК 83.3(2Рос=Рус)6 ISBN 978-5-9765-1508-6 © Издательство «ФЛИНТА», 2016 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ................................................................................................................... 3 Особенности литературного движения 1800—1830-х годов ....................... 9 Русский Ренессанс (9). Исторический контекст русской культуры (14). Диалог культур (17). Новый человеческий тип как герой времени (18). Философская картина мира (21). Золотой век русской поэзии и пушкинская эпоха (27) Литературная жизнь и литературная борьба 1800—1830-х годов ..........30 Проблема литературного языка и нового мышления (30). «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас» (33). Журнальный контекст эпохи (40) Романтизм как художественный метод и литературное направление ..................................................................................................................49 Историко-философские основы романтизма (49). Особенности романтического отрицания (51). Проблема романтического героя (52). Романтический историзм (55). Романтическое мифотворчество (59). Своеобразие романтических хронотопов (62). Музыка как царица романтического искусства (69). Развитие русского романтизма (71) Поэзия В.А. Жуковского (1783—1852) .............................................................76 Личность Жуковского. Начало его поэтической деятельности (76). Жанровые поиски 1806—1814 гг. «Певец во стане русских воинов» (82). Баллады Жуковского 1808—1814 гг. как художественная система (87). Эпоха романтических манифестов (94). Опыты 1820-х годов в лиро-эпическом роде: идиллии и романтические поэмы (108). Творчество 1830-х гг. Книга «Баллад и повестей» 1831 г. (112). Опыты стихотворных переложений прозы. «Ундина» (115). Формы лирического выражения в поэзии 1837—1839 гг. (121). 1840-е годы. Путь к эпосу. Перевод «Одиссеи» Гомера как итог поисков в области эпоса (125) Поэзия К.Н. Батюшкова (1787—1855) ...........................................140 Жизнь и судьба поэта (140). Своеобразие поэтической индивидуальности (141). «Маленькая философия» и «легкая поэзия» (145). Кризизность мировоззрения и этапы 744
Стр.744
творческой эволюции (150). «Опыты в стихах и прозе» — итоговая книга Батюшкова (155) Поэты-декабристы ...................................................................................................158 Эстетика декабристского романтизма (158). Образ поэтагражданина (162). Особенности декабристского историзма и идея национального искусства (165). Поэзия К.Ф. Рылеева (173) Поэты пушкинского круга ....................................................................................178 К истории понятия «поэты пушкинского круга» (178). Особенности свободолюбия «поэтов пушкинского круга» (180). Проблема лирического героя (183). Жанрово-стилевые поиски (184). Денис Давыдов (1784—1839) и Николай Языков (1803—1846): опыт сравнительной характеристики (188). Петр Вяземский (1792—1878) и Дмитрий Веневитинов (1805—1827): на путях к поэзии мысли (198). Антон Дельвиг (1798—1831): путь к «русской песне» и идиллии (210) Поэзия Е.А. Баратынского (1800—1844) .......................................................218 Пафос поэзии Баратынского (218). Мир элегий Баратынского (221). Сборник «Сумерки» (225) Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» .......................................................230 Эпоха создания комедии. Грибоедов и декабристы (230). Новаторство Грибоедова (232). О композиции комедии (233). Мир героев в комедии и проблема положительного героя (237). Язык и стиль комедии (244) Басенное творчество И.А. Крылова (1769—1844) .....................................246 Феномен двух Крыловых (246). Рождение Крылова-баснописца (247). Басни Крылова в контексте Золотого века русской поэзии (249). Басенный маскарад Крылова (253). Исторический подтекст басен Крылова (257). Книга народной мудрости (259). Мастерство Крылова-баснописца (261) Творчество А.С. Пушкина (1799—1837) .........................................269 Личность Пушкина (269). Лирический космос Пушкина (280). Лицейская лирика (282). Послелицейская петербургская лирика (287). Лирика Южной ссылки (294). Лирика Северной ссылки (300). Лирика периода скитаний (308). Лирика Болдинской осени 1830 года. (320). Лирика 1830-х годов (326). Поэма «Руслан и Людмила» (332). Южные поэмы как художественное единство (342). Трагедия «Борис 745
Стр.745
Годунов» как «вечевая трагедия» (351). Стихотворная повесть «Граф Нулин» как своеобразный постскриптум к «Борису Годунову» (366). Проблема историзма в творчестве Пушкина: тема Петра I в его поэтическом сознании (371). От «Стансов» к роману «Арап Петра Великого (374). Поэма «Полтава» (380). Стихотворная повесть «Медный всадник» (388). Феномен Болдинской осени 1830 года. Стихотворная повесть «Домик в Коломне» (398). «Повести Белкина» (408). «Маленькие трагедии» (419). «»Онегина» воздушная громада...» (431). Пушкинская проза 1830-х годов (446). «Пиковая дама» (452). Война и мир эпохи пугачевщины в «Капитанской дочке» (457) Очерк развития русской поэзии 1830-х годов ..............................................470 Общие тенденции развития и основные направления (470). Судьба элегической школы Жуковского (470). Развитие «поэзии мысли» и поэты кружка Н.В. Станкевича (473). Поэзия «массового романтизма»: Нестор Кукольник и Владимир Бенедиктов (476). А.И. Полежаев и его поэма «Сашка» (482). О месте А.В. Кольцова в истории русской поэзии (486). Русская проза 1830-х годов .................................................................................494 Эстетические основы и жанровые разновидности русской повести (494). Русская фантастическая повесть (495). Русская историческая повесть и повести А.А. Бестужева-Марлинского (497). О повестях В.Ф. Одоевского (500). Русский исторический роман и традиция Вальтера Скотта (503). Роман М.Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (505). Роман И.И. Лажечникова «Ледяной дом» (511). Творчество М.Ю. Лермонтова (1814—1841) ..................................516 Лирика Лермонтова (518). Поэмное творчество Лермонтова (530). Юношеские поэмы (532). Опыты сатирико-иронических поэм: «Сашка» и «Тамбовская казначейша» (538). «Песнь про царя Ивана Васильевича» (543). «Демон» и «Мцыри» — поэмная антиномия Лермонтова (547). Драма «Маскарад» (558). Роман «Герой нашего времени» (571). Творчество Н.В. Гоголя (1809—1852) ............................................592 Гоголевское Пятикнижие и проблема синтеза (592). «Вечера на хуторе близ Диканьки» (594). «Миргород» (609). Петербургские повести как художественное единство (624). Комедия «Ревизор» (649). Поэма «Мертвые души» (664). Поздний Гоголь (679). 746
Стр.746
Рекомендуемая литература .................................................................................692 Планы практических занятий ..............................................................................697 Вопросы для подготовки к экзаменам .............................................................713 Синхронистические таблицы: Поэзия В.А. Жуковского ..............................................................................716 Поэзия К.Н. Батюшкова ...............................................................................725 Поэзия А.С. Пушкина ....................................................................................731 Поэзия М.Ю. Лермонтова ............................................................................739 747
Стр.747

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ