А.Я. Эсалнек ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 031000 и специальности 031001 — «Филология» Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 1 УДК 82-1/-9(075.8) ББК 83я73 Э84 Ре ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, проф. филологического факультета МГУ им. <...> ISBN 978-5-9765-0716-6 В пособии обосновывается система понятий, изучаемых в курсе теории литературы и используемых при анализе литературных произведений эпического, лирического и драматического рода; освещаются ведущие аспекты литературного процесса (род, жанр, метод, стиль, литературное направление); рассматриваются основные концепции и точки зрения на сущность литературы, сложившиеся в теории литературы и эстетике в ХIХ— ХХ вв. <...> В трактовке понятий и категорий учитываются современные подходы к их пониманию; осмысление и обоснование ряда понятий (лирическое произведение, пространственно-временная организация эпического произведения, стиль) сопровождается анализом конкретных литературных текстов. <...> Предметная детализация, нарративная и словесная организация эпического текста (с. <...> Сюжетно-композиционная и словесная организация драматического текста (с. <...> Теория литературы входит в процесс обучения уже на первом курсе большей частью под названием «Введение в литературоведение». <...> Национальная литература представляет собой явление развивающееся, динамичное, образующее литературный процесс. <...> Литературный процесс может быть разной длительности (греческая литература известна с VIII в. до н.э., русская — с Х в. н.э.) <...> Принципиально важную роль в решении вопроса о сущности искусства сыграла европейская наука ХVIII — начала ХIХ в., получившая название эстетики. <...> Так, Достоевский постоянно рассматривал героев, будь то Раскольников, Ставрогин или Иван Карамазов, с точки зрения соотношения их реальных поступков <...>
Теория_литературы.pdf
А.Я. Эсалнек
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Рекомендовано УМО по классическому университетскому
образованию в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлению 031000
и специальности 031001 — «Филология»
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
1
Стр.1
УДК 82-1/-9(075.8)
ББК 83я73
Э84
Р е ц е н з е н т ы:
д-р филол. наук, проф. филологического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова Н.М. Солнцева;
д-р филол. наук, ст. науч. сотр. ИМЛИ им. А.М. Горького РАН
Е.Г. Местергази;
д-р филол. наук, проф. филологического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Недзвецкий
Э84
Эсалнек А.Я.
Теория литературы [ Электронный ресурс] : учеб.
пособие / А.Я. Эсалнек. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2021.
— 208 с.
ISBN 978-5-9765-0716-6
В пособии обосновывается система понятий, изучаемых в
курсе теории литературы и используемых при анализе
литературных произведений эпического, лирического и драматического
рода; освещаются ведущие аспекты литературного
процесса (род, жанр, метод, стиль, литературное направление);
рассмат-риваются основные концепции и точки зрения на
сущность литературы, сложившиеся в теории литературы и
эстетике в ХIХ—ХХ вв. В трактовке понятий и категорий
учитываются современные подходы к их пониманию;
осмысление и обоснование ряда понятий (лирическое
произведение, пространственно-временная организация
эпического произведения, стиль) сопровождается анализом
конкретных литературных текстов.
Пособие адресовано студентам, аспирантам и другим
категориям читателей, специализирующихся в области
филологии.
УДК 82-1/-9(075.8)
ББК 83я73
ISBN 978-5-9765-0716-6
2
© Эсалнек А.Я., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Основные этапы в развитии науки
о литературе ........................................................................................................... 7
Европейская наука ХVIII — 1-й половины ХIХ в. (с. 9). Формирование
культурно-исторического подхода в западноевропейской и русской
науке середины и конца ХIХ в. (с. 24). Появление и обоснование
социологических и имманентных принципов в изучении литературы
(с. 30). Некоторые особенности развития науки о литературе в
30—40-е годы ХХ в. (с. 37). Новые тенденции в русском литературоведении
середины и конца ХХ в. (с. 39). Современные подходы к
изучению литературы в русской науке (с. 50).
ГЛАВА ВТОРАЯ. Художественное произведение ...............................53
Возникновение и становление подходов к изучению
произведения ........................................................................................................53
Родовые качества литературных произведений .......................................57
Своеобразие эпического и драматического произведений ...................65
Персонаж, характер, образ (с. 67). Проблемно-тематические аспекты
художественного текста. Типы модальности (с. 73). Предметная
детализация, нарративная и словесная организация эпического текста
(с. 88). Сюжетно-композиционная и словесная организация драматического
текста (с. 103).
Лирическое произведение ..............................................................................109
Пространственно-временная организация художественного
произведения ......................................................................................................123
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Литературный процесс ..............................................139
Литературные жанры .......................................................................................139
Жанры эпического рода (с. 143). Жанры драматического рода (с. 154).
Жанры лирического и лироэпического рода (с. 157).
Художественный метод ...................................................................................161
Литературный стиль ........................................................................................168
Литературные направления ..........................................................................181
Литература ..................................................................................................................194
Указатель основных понятий ................................................................................199
Именной указатель ...................................................................................................203
3
Стр.3