Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теория речевых жанров (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторШерстяных И. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц275
ID244751
АннотацияЦель издания — ознакомить магистрантов с основными проблемами, которые разрабатываются в рамках относительно новой, быстро развивающейся научной области лингвистики; определить базовую роль жанроведения в развитии коммуникативно-прагматического подхода к описанию языка и в становлении коммуникативной лингвистики. Пособие включает тексты лекций, сопровождающиеся таблицами и схемами, призванными облегчить и ускорить процесс усвоения основного круга вопросов теории речевых жанров; практические задания к лекциям, в процессе выполнения которых магистранты осваивают методику анализа жанров письменной и устной речи; контрольно-измерительные материалы, содержащие задания для проведения входного, текущего, рубежного и итогового контроля по дисциплине; библиографию по жанроведению; приложение.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве лекционно-практического курса для магистрантов 1 курса, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование», программа магистерской подготовки 050100.68 «Теория и практика межкультурной коммуникации в политической и поликультурной среде»
Кому рекомендованоЛекционно-практический курс предназначен для аудиторной и самостоятельной работы магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»; может быть полезен аспирантам, специалистам в области коммуникативной лингвистики.
ISBN978-5-9765-1618-2
УДК808.2(042)
ББК81.2Рус-923
Шерстяных, И. В. Теория речевых жанров : лекционно-практ. курс для магистрантов / И. В. Шерстяных .— Москва : ФЛИНТА, 2013 .— 275 с. : ил. — ISBN 978-5-9765-1618-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/244751 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.В. Шерстяных Теория речевых жанров Лекционно-практический курс для магистрантов •ФЛИНТА• И.В. Шерстяных Теория речевых жанров Лекционно-практический курс для магистрантов Рекомендован Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве лекционно-практического курса для магистрантов 1 курса, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование», программа магистерской подготовки 050100.68 «Теория и практика межкультурной коммуникации в политической и поликультурной среде» Москва Издательство «ФлИнта» 2013 1 УДК 808.2(042) ББК 81.2Рус-923 Ш50 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, доцент, зав. кафедрой русского языка, методики и общего языкознания ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» А.Ю. Корбут; д-р пед. наук, проф. кафедры русского языка и методики преподавания Международного института экономики и лингвистики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» Г.И. Тунгусова Шерстяных И.В. <...> Ш50 теория речевых жанров [Электронный ресурс] : лекционнопрактический курс для магистрантов / И.В. Шерстяных. <...> Пособие включает тексты лекций, сопровождающиеся таблицами и схемами, призванными облегчить и ускорить процесс усвоения основного круга вопросов теории речевых жанров; практические задания к лекциям, в процессе выполнения которых магистранты осваивают методику анализа жанров письменной и устной речи; контрольноизмерительные материалы, содержащие задания для проведения входного, текущего, рубежного и итогового контроля по дисциплине; библиографию по жанроведению; приложение. лекционно-практический курс предназначен для аудиторной и самостоятельной работы магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»; может быть полезен аспирантам, специалистам в области коммуникативной <...>
Теория_речевых_жанров_(1).pdf
И.В. Шерстяных Теория речевых жанров Лекционно-практический курс для магистрантов Рекомендован Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве лекционно-практического курса для магистрантов 1 курса, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование», программа магистерской подготовки 050100.68 «Теория и практика межкультурной коммуникации в политической и поликультурной среде» Москва Издательство «ФлИнта» 2013 1
Стр.1
УДК 808.2(042) ББК 81.2Рус-923 Ш50 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, доцент, зав. кафедрой русского языка, методики и общего языкознания ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» А.Ю. Корбут; д-р пед. наук, проф. кафедры русского языка и методики преподавания Международного института экономики и лингвистики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» Г.И. Тунгусова Шерстяных И.В. Ш50 теория речевых жанров [Электронный ресурс] : лекционнопрактический курс для магистрантов / И.В. Шерстяных. — М. : ФлИнта, 2013. — 552 с. ISBN 978-5-9765-1618-2 Цель издания — ознакомить магистрантов с основными проблемами, которые разрабатываются в рамках относительно новой, быстро развивающейся научной области лингвистики; определить базовую роль жанроведения в развитии коммуникативно-прагматического подхода к описанию языка и в становлении коммуникативной лингвистики. Пособие включает тексты лекций, сопровождающиеся таблицами и схемами, призванными облегчить и ускорить процесс усвоения основного круга вопросов теории речевых жанров; практические задания к лекциям, в процессе выполнения которых магистранты осваивают методику анализа жанров письменной и устной речи; контрольноизмерительные материалы, содержащие задания для проведения входного, текущего, рубежного и итогового контроля по дисциплине; библиографию по жанроведению; приложение. лекционно-практический курс предназначен для аудиторной и самостоятельной работы магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»; может быть полезен аспирантам, специалистам в области коммуникативной лингвистики. УДК 808.2(042) ББК 81.2Рус-923 ISBN 978-5-9765-1618-2 2 © Шерстяных И.В., 2013 © Издательство «ФлИнта», 2013 СоДержание ПРЕДИСлОВИЕ ............................................................................................... 5 УСлОВнЫЕ СОКРаЩЕнИЯ . ..................................................................... 11 Модуль 1. ЖАНРОВЕДЕНИЕ КАК ОБЛАСТЬ ЛИНГВИСТИКИ . .................................................................... 12 Лекция 1. РЕЧЕВОЙ ЖанР КаК ОБЪЕКт лИнГВИСтИЧЕСКОГО ИССлЕДОВанИЯ ......................... 13 Задания к лекции 1 . .................................................................................. 77 Лекция 2. ПРОБлЕМЫ тИПОлОГИИ РЕЧЕВЫХ ЖанРОВ ................ 88 Задания к лекции 2 . ................................................................................ 126 Лекция 3. РЕЧЕВОЙ ЖанР В КОнтЕКСтЕ СЕМИОтИЧЕСКОЙ ПаРаДИГМЫ . .................................... 145 Задания к лекции 3 . ................................................................................ 193 Модуль 2. ЖАНРОВО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ................................... 218 Лекция 4. ФУнКЦИОналЬнО-СтИлИСтИЧЕСКаЯ тРаДИЦИЯ ИЗУЧЕнИЯ ЖанРОВ РЕЧИ .................................................. 219 Задания к лекции 4 . ................................................................................ 280 Лекция 5. МОДЕлИРОВанИЕ РЕЧЕВЫХ ЖанРОВ .......................... 305 Задания к лекции 5 . ................................................................................ 338 Лекция 6. КОММУнИКатИВнаЯ СИтУаЦИЯ И РЕалИЗаЦИЯ РЕЧЕВЫХ ЖанРОВ . ............................... 371 Задания к лекции 6 . ................................................................................ 423 КОнтРОлЬнО-ИЗМЕРИтЕлЬнЫЕ МатЕРИалЫ ............................... 456 Входной контроль . ................................................................................ 456 3
Стр.2
текущий контроль ................................................................................. 465 Рубежный контроль ............................................................................... 476 тест по модулю 1 ................................................................................... 476 тест по модулю 2 ................................................................................... 487 Ключи к контрольно-измерительным материалам ............................. 497 Итоговый контроль ............................................................................... 501 БИБлИОГРаФИЯ ........................................................................................ 503 ПРИлОЖЕнИЕ ............................................................................................ 527 ПреДиСЛовие необходимость в учебном пособии «теория речевых жанров» возникла при разработке одноименного лекционно-практического курса для магистрантов. лекционно-практический курс «теория речевых жанров» прошел апробацию в ходе преподавания дисциплины для магистрантов 1 курса, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, программа магистерской подготовки 050100.68 теория и практика межкультурной коммуникации в полиэтнической и поликультурной среде. Курс «теория речевых жанров» как отдельная дисциплина вариативной части общенаучного цикла дисциплин подготовки магистров педагогического образования читается для магистрантов Иркутского государственного лингвистического университета с 2009 г. Изучение языка должно строиться как обучение речевой деятельности, где конечный результат состоит в овладении системой языка как функцией, тогда язык будет восприниматься как специфический способ выражения мыслей и чувств, позволяющих личности осознать во всей силе и красоте родной язык, нравственно-эстетическую концепцию мира и человека, обогатить в процессе познавательной деятельности свой духовный мир. новые цели требуют изменения технологии преподавания: перевод познавательной деятельности с интуитивно-подражательного владения языком на продуктивно-творческий. Категорией, которая характеризует степень развития речи, является речевая компетенция. Под речевой компетенцией понимаются знания, умения, навыки, необходимые для порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Речевая компетенция включает в себя: 1) знание основных понятий лингвистики речи — стиль, тип речи; строение описания, рассуждения, повествования; способы связи слов в предложении; 2) умения и навыки анализа текста; 3) коммуникативные 4 5
Стр.3