Отчуждение, одиночество приобретают в модернизме статус субъективности, а итогом философской рефлексии становится ницшеанская модель вечного возвращения. <...> В постмодернизме «эпистемологическая неуверенность», обусловленная новой мировоззренческой и эстетической парадигмой, отвергает статус субъективности, иерархию смыслов, «власть интерпретаций». <...> Еще один феномен в литературе первой половины ХХ века «интеллектуальный роман», родовым признаком которого является постижение универсальных законов бытия (Т. <...> Но «несмотря на универсальность постмодернистских характеристик существуют национальные условия восприятия и переработки французских образцов». <...> 6 ФРАНЦУЗСКИЙ СИМВОЛИЗМ Эстетика французского символизма обусловлена использованием символа как основного средства приближения к тайне «неизреченного». <...> Бодлера охватывает 4050-е годы XIX века: это и статьи об искусстве (18451846), и «Маленькие поэмы в прозе» (1869), изданные посмертно, дневники («Мое обнаженное сердце»), и эссе «Искусственный рай» (1859) (переложение книги английского писателя Томаса де Квинси «Признания английского курильщика опиума»); и художественные переводы Э. <...> Неудержимое влечение к «тайне жизни», к Бесконечному, стремление вырваться к «мирам иным» заставляли Бодлера искать искусственные средства (алкоголь, наркотики), расширяющие границы воображения, «обостряющие необыкновенную утонченность, удивительную остроту) всех чувств, когда первый попавшийся предмет становится красноречивым символом» («Искусственный рай»): Как сверкает небесный простор! <...> Звуки облекаются в краски; в красках слышится музыка» («Искусственный рай»). <...> Поэт становится ясновидцем, предваряя опыт ясновидения Рембо и сюрреалистов. <...> Рембо в 1871 году привела к разрыву с семьей. <...> Малларме, извлек на свет и поначалу неожиданно применил Верлен». <...> Ранняя поэзия Рембо, построенная на принципе сочетания несочетаемого, эпатировала общепринятые представления <...>
Западноевропейская_литература_ХХ_века.pdf
Шервашидзе В.В.
Западноевропейская
литература
ХХ века
Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2016
1
Стр.1
УДК 82(1-87).0(075.8)
ББК 83.3(4)
Ø49
Шервашидзе В.В.
Ø49
Западноевропейская литература ХХ века [Электронный
ресурс] : ó÷åá. пособие / Â.Â. Шервашидзе. — 2-е изд., стер.
— Ì.: ФЛИНТА, 2016. — 269 ñ.
ISBN 978-5-9765-0884-2
В учебном пособии освещаются ключевые явления в западноевропейской
литературе ХХ века радикальное обновление художественного языка, новая
концепция реальности, скептическое отношение к рационалистическим
формам познания. Разрушается позитивистская картина мира, свойственная
как классическому реализму ХIХ в., так и реализму ХХ столетия. «Эпистемологическая
неуверенность» порождает изображения мира как хаоса и абсурда.
Отчуждение, одиночество приобретают в модернизме статус субъективности,
а итогом философской рефлексии становится ницшеанская модель вечного
возвращения. В постмодернизме «эпистемологическая неуверенность», обусловленная
новой мировоззренческой и эстетической парадигмой, отвергает статус
субъективности, иерархию смыслов, «власть интерпретаций».
Новые стратегии постмодернизма литературные игры с читателями,
изменение функции автора-демиурга, создающего предметно-смысловой мир,
открыто демонстрируют условность литературного текста. Художественное новаторство
постмодернистской прозы от И. Кальвино до М. Павича определило
новые перспективы в развитии искусства рубежа веков. Новая художественная
практика французского романа 19801990-х годов обусловлена
сменой эстетической парадигмы от радикального разрыва с традицией к ее
реконструкции.
Учебное пособие, созданное на основе авторского курса лекций, предназначено
для студентов и аспирантов филологических факультетов. Оно может
быть использовано при подготовке курсовых, дипломных, а также диссертационных
работ.
УДК 82(1-87).0(075.8)
ББК 83.3(4)
ISBN 978-5-9765-0884-2
2
© Шервашидзе Â.Â., 2016
© Издательство «Ôëèíòà», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................................................................ 5
ФРАНЦУЗСКИЙ СИМВОЛИЗМ
Шарль Бодлер ........................................................................ 8
Поль Верлен ......................................................................... 17
Артюр Рембо ......................................................................... 24
Стефан Малларме ................................................................. 33
АНГЛИЙСКИЙ ЭСТЕТИЗМ
Оскар Уайлд ......................................................................... 40
АВАНГАРД НАЧАЛА XX века
Экспрессионизм ......................................................................... 49
Георг Тракль ......................................................................... 51
Георг Гейм ............................................................................ 55
Сюрреализм ............................................................................... 61
Модернизм ................................................................................. 70
Марсель Пруст ...................................................................... 71
Франц Кафка ........................................................................ 81
Джеймс Джойс ...................................................................... 89
«Интеллектуальный ðîìàí» ...................................................... 102
Томас Манн ......................................................................... 104
Герман Гессе ........................................................................ 112
Роберт Музиль .................................................................... 120
Драматургия ............................................................................. 130
Бертольт Брехт ................................................................... 130
3
Стр.3
Экзистенциализм ...................................................................... 139
Андре Жид .......................................................................... 141
Андре Мальро ..................................................................... 147
Альбер Камю ....................................................................... 157
Æàí-Ïîëü Сартр ................................................................. 170
АВАНГАРД 19501970-õ годов
ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Новый роман ............................................................................ 178
Алан Ðîá-Ãðèéå ................................................................... 180
Натали Саррот .................................................................... 183
Мишель Бютор .................................................................... 184
Клод Симон ........................................................................ 187
Новейший роман ....................................................................... 190
Филипп Соллерс ................................................................. 190
Театр абсурда ........................................................................... 192
Эжен Ионеско ..................................................................... 194
Сэмюэл Беккет .................................................................... 197
ЛИТЕРАТУРА 19701990-õ годов
Постструктурализм и постмодернизм ......................................... 205
Постмодернизм как художественное направление ...................... 211
Итало Кальвино .................................................................. 215
Умберто Эко ....................................................................... 222
Патрик Зюскинд .................................................................. 228
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19801990-õ годов
Основные тенденции развития французского романа .................. 235
Жан Эшноз ......................................................................... 240
Жан-Филипп Туссен ............................................................ 245
Антуан Володин .................................................................. 256
4
Стр.4