В.А. Козырев, В.Д. Черняк Современная языковая ситуация и речевая культура учебное пособие СовременнаЯ ЯзыковаЯ СитуациЯ и реЧеваЯ культура учебное пособие В.А. Козырев, В.Д. Черняк ФЛИНТА•НАУКА ФЛИНТА•НАУКА В.А. <...> Козырев, В.Д. Черняк Современная языковая ситуация и речевая культура В.А. Козырев, В.Д. Черняк СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ И РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА Учебное пособие Допущено УМО по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 — Филологическое образование Москва Издательство «ФлИнта» Издательство «наука» 2012 1 УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-5-923 К59 Ре ц е н з е н т: д-р филол. наук, проф., член-корр. <...> Основное внимание уделяется проблемам современного состояния русского языка и русской речи, характеристике современной языковой личности, актуальным вопросам речевой культуры. <...> 11 Языковая личность в социокультурном и лингводидактическом аспектах . <...> 27 Заимствованное слово в современной речи и лексиконе языковой личности . <...> 61 Зоны выбора и зоны риска в лексиконе современной языковой личности . <...> 120 Проблема культурной грамотности и речевой портрет современника . <...> 132 «Круг чтения» и речевая способность современной языковой личности . <...> Языковая среда является важнейшей составляющей гуманитарной образовательной среды, и ориентация в ней требует специальных знаний и умений. <...> Студентам предлагается: l прокомментировать высказывания современных ученых, писателей, публицистов, аргументированно сформулировать свою точку зрения, привести самостоятельно подобранные факты современного языка и речи; l проанализировать тексты из современной литературы, в которых отражается обсуждаемая проблематика; 4 l проанализировать и отредактировать так называемый отрицательный материал (речевые ошибки), извлеченный из различных сфер современной коммуникации; l составить тестовые задания, провести <...>
Современная_языковая_ситуация_и_речевая_культура_(2).pdf
УДК 811.161.1
ББК 81.411.2я73
К59
Р е ц е н з е н т:
д-р филол. наук, проф., член-корр. РаО С.Г. Ильенко
К59
Козырев В.А.
Современная языковая ситуация и речевая культура : учеб.
пособие / В.а. Козырев, В.Д. Черняк. – 3-е изд., стер. —
Москва : ФлИнта, 2024. — 184 с. — ISBN 978-5-9765-1052-4. —
Текст : э лектронный.
В пособии рассматриваются основные характеристики гуманитарной
образовательной среды и место в ней языковой составляющей.
Основное внимание уделяется проблемам современного состояния
русского языка и русской речи, характеристике современной
языковой личности, актуальным вопросам речевой культуры. Пособие
содержит большое количество практических заданий,
направленных на совершенствование языковой и коммуникативной
компетенций.
Для студентов и магистрантов гуманитарных специальностей, а
также тем, кто проходит специальную подготовку в сфере
гуманитарных технологий.
УДК 811.161.1
ББК 81.411.2я73
ISBN 978-5-9765-1052-4
© Козырев В.А., Черняк В.Д., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................... 4
Языковая составляющая гуманитарного образования .................................... 6
лингвистическая наука и языковое образование ............................................11
Языковая личность в социокультурном и лингводидактическом
аспектах ..................................................................................................................19
Современная языковая ситуация и проблемы речевой культуры ..............27
Заимствованное слово в современной речи и лексиконе языковой
личности .................................................................................................................41
Жаргонизация речи как социокультурный феномен и проблемы
толерантности .......................................................................................................61
Зоны выбора и зоны риска в лексиконе современной языковой
личности .................................................................................................................76
агнонимы в лексиконе языковой личности ......................................................95
Филологическая составляющая в лексиконе и коммуникативном
поведении личности .........................................................................................120
Проблема культурной грамотности и речевой портрет
современника ......................................................................................................132
«Круг чтения» и речевая способность современной языковой
личности ...............................................................................................................149
Роль современной лексикографии в формировании
лингвистически компетентной языковой личности .............................159
лИтеРатУРа ..............................................................................................................172
3
Стр.3