Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Современная языковая ситуация и речевая культура (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКозырев В. А.
АвторыЧерняк В. Д.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц183
ID244730
АннотацияВ пособии рассматриваются основные характеристики гуманитарной образовательной среды и место в ней языковой составляющей. Основное внимание уделяется проблемам современного состояния русского языка и русской речи, характеристике современной языковой личности, актуальным вопросам речевой культуры. Пособие содержит большое количество практических заданий, направленных на совершенствование языковой и коммуникативной компетенций.
Кем рекомендованоУМО по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 — Филологическое образование
Кому рекомендованоДля студентов и магистрантов гуманитарных специальностей, а также тем, кто проходит специальную подготовку в сфере гуманитарных технологий.
ISBN978-5-9765-1052-4 (ФЛИНТА)
УДК811.161.1
ББК81.411.2я73
Козырев, В. А. Современная языковая ситуация и речевая культура : учеб. пособие / В. Д. Черняк; В. А. Козырев .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2024 .— 183 с. — ISBN 978-5-9765-1052-4 (ФЛИНТА) .— URL: https://rucont.ru/efd/244730 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.А. Козырев, В.Д. Черняк Современная языковая ситуация и речевая культура учебное пособие СовременнаЯ ЯзыковаЯ СитуациЯ и реЧеваЯ культура учебное пособие В.А. Козырев, В.Д. Черняк ФЛИНТА•НАУКА ФЛИНТА•НАУКА В.А. <...> Козырев, В.Д. Черняк Современная языковая ситуация и речевая культура В.А. Козырев, В.Д. Черняк СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ И РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА Учебное пособие Допущено УМО по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 — Филологическое образование Москва Издательство «ФлИнта» Издательство «наука» 2012 1 УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-5-923 К59 Ре ц е н з е н т: д-р филол. наук, проф., член-корр. <...> Основное внимание уделяется проблемам современного состояния русского языка и русской речи, характеристике современной языковой личности, актуальным вопросам речевой культуры. <...> 11 Языковая личность в социокультурном и лингводидактическом аспектах . <...> 27 Заимствованное слово в современной речи и лексиконе языковой личности . <...> 61 Зоны выбора и зоны риска в лексиконе современной языковой личности . <...> 120 Проблема культурной грамотности и речевой портрет современника . <...> 132 «Круг чтения» и речевая способность современной языковой личности . <...> Языковая среда является важнейшей составляющей гуманитарной образовательной среды, и ориентация в ней требует специальных знаний и умений. <...> Студентам предлагается: l прокомментировать высказывания современных ученых, писателей, публицистов, аргументированно сформулировать свою точку зрения, привести самостоятельно подобранные факты современного языка и речи; l проанализировать тексты из современной литературы, в которых отражается обсуждаемая проблематика; 4 l проанализировать и отредактировать так называемый отрицательный материал (речевые ошибки), извлеченный из различных сфер современной коммуникации; l составить тестовые задания, провести <...>
Современная_языковая_ситуация_и_речевая_культура_(2).pdf
УДК 811.161.1 ББК 81.411.2я73 К59 Р е ц е н з е н т: д-р филол. наук, проф., член-корр. РаО С.Г. Ильенко К59 Козырев В.А. Современная языковая ситуация и речевая культура : учеб. пособие / В.а. Козырев, В.Д. Черняк. – 3-е изд., стер. — Москва : ФлИнта, 2024. — 184 с. — ISBN 978-5-9765-1052-4. — Текст : э лектронный. В пособии рассматриваются основные характеристики гуманитарной образовательной среды и место в ней языковой составляющей. Основное внимание уделяется проблемам современного состояния русского языка и русской речи, характеристике современной языковой личности, актуальным вопросам речевой культуры. Пособие содержит большое количество практических заданий, направленных на совершенствование языковой и коммуникативной компетенций. Для студентов и магистрантов гуманитарных специальностей, а также тем, кто проходит специальную подготовку в сфере гуманитарных технологий. УДК 811.161.1 ББК 81.411.2я73 ISBN 978-5-9765-1052-4 © Козырев В.А., Черняк В.Д., 2022 © Издательство «ФЛИНТА», 2022 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ................................................................................................................... 4 Языковая составляющая гуманитарного образования .................................... 6 лингвистическая наука и языковое образование ............................................11 Языковая личность в социокультурном и лингводидактическом аспектах ..................................................................................................................19 Современная языковая ситуация и проблемы речевой культуры ..............27 Заимствованное слово в современной речи и лексиконе языковой личности .................................................................................................................41 Жаргонизация речи как социокультурный феномен и проблемы толерантности .......................................................................................................61 Зоны выбора и зоны риска в лексиконе современной языковой личности .................................................................................................................76 агнонимы в лексиконе языковой личности ......................................................95 Филологическая составляющая в лексиконе и коммуникативном поведении личности .........................................................................................120 Проблема культурной грамотности и речевой портрет современника ......................................................................................................132 «Круг чтения» и речевая способность современной языковой личности ...............................................................................................................149 Роль современной лексикографии в формировании лингвистически компетентной языковой личности .............................159 лИтеРатУРа ..............................................................................................................172 3
Стр.3