Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения (1500,00 руб.)

0   0
АвторыХрящева Н. П.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц456
ID244720
АннотацияВ хрестоматии собраны и систематизированы труды авторитетных ученых-литературоведов, показывающие развитие теоретической мысли от первых методологических подходов к изучению произведений словесного искусства до ее современного состояния, нашедшего отражение в постструктуралистских методиках. Отбор и группировка работ определялись задачей показать совмещение диахронного и синхронного уровней развития науки о литературе: проявить систему литературоведческих категорий как понятийно-логических, прояснить происхождение и развитие этой системы. К каждому научному тексту предлагаются вопросы и задания для лучшего понимания и усвоения материала.
Кем рекомендованоУМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050301 – русский язык и литература
Кому рекомендованоДля студентов (магистрантов) филологических факультетов, аспирантов, научных работников, учителей-словесников.
ISBN978-5-9765-0960-3
УДК821.0(082.24)
ББК83я73
Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения : хрестоматия / Н.П. Хрящева .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 456 с. — ISBN 978-5-9765-0960-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/244720 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Строфический ритм в русском четыр¸хстопном ямбе и хорее . <...> 350 П. де Ман. аллегории чтения: Фигуральный язык руссо, Ницше, рильке и Пруста . <...> . В основе таких определений, отразивших наивное, синкретическое представление природы, закрепощенных языком и верованием, лежит перенесение признака, свойственного одному члену параллели, в другой. это — метафоры языка; наш словарь ими изобилует, но мы орудуем многими из них уже бессознательно, не ощущая их когда-то свежей образности; когда «солнце садится», мы не представляем себе раздельно самого акта, несомненно живого в фантазии древнего человека (126): нам нужно подновить его, чтобы ощутить рельефно. язык поэзии достигает этого определениями либо частичною характеристикой общего акта, так и здесь в применении к человеку и его психике. <...> Одним из них является — умолчание в одном из членов параллели черты, логически вытекающей из его содержания в соответствии с какой-нибудь чертой второго члена. я говорю об умолчании — не об искажении: умолчанное подсказывалось на первых порах само собой, пока не забывалось. <...> <.> Внутреннему логическому развитию отвечает внешнее, обнимающее порой оба члена параллели, с формальным, несодержательным соответствием частей. <.> <...> Простейший вид одночленности представляет тот случай, когда один из членов параллели умалчивается, а другой является ее показателем; это — pars pro toto; так как в параллели существенный интерес отдан действию из человеческой жизни, которая иллюстрируется сближением с каким-нибудь природным актом, то последний член параллели и стоит за целое. <...> Примеры отрицательной одночленной формулы мы встречали в загадках. <...> Психологически на отрицательную формулу можно смотреть, как на выход из параллелизма, положительную схему которого она предполагает сложившеюся. та сближает действия и образы, ограничивая их парность или накопляя сопоставления: не то дерево хилится, не то молодец печалится; отрицательная формула подчеркивает <...>
Теория_литературы._История_русского_и_зарубежного_литературоведения.pdf
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ История русского и зарубежного литературоведения ХРЕСТОМАТИЯ 3-е издание, стереотипное Составитель Н.П. Хрящева Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050301 – русский язык и литература Издательство «ФлИНта» 2021 Москва 1
Стр.1
УДК 82.0(082.24) ББК 83я73 т33 Составитель Н.П. Хрящева Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, профессор Н.М. Малыгина; д-р филол. наук, профессор Н.А. Петрова Теория литературы : История русского и зарубежного литературоведения [Электронный ресурс] : хрестоматия / сост. Н.П. Хрящева. — 3-е изд., стер. — М. : ФлИНта, 2021. — 456 с. ISBN 978-5-9765-0960-3 В хрестоматии собраны и систематизированы труды авторитетных ученых-литературоведов, показывающие развитие теоретической мысли от первых методологических подходов к изучению произведений словесного искусства до ее современного состояния, нашедшего отражение в постструктуралистских методиках. Отбор и группировка работ определялись задачей показать совмещение диахронного и синхронного уровней развития науки о литературе: проявить систему литературоведческих категорий как понятийнологических, прояснить происхождение и развитие этой системы. К каждому научному тексту предлагаются вопросы и задания для лучшего понимания и усвоения материала. Для студентов (магистрантов) филологических факультетов, аспирантов, научных работников, учителей-словесников. УДК 82.0(082.24) ББК 83я73 ISBN 978-5-9765-0960-3 © Хрящева Н.П., составление, 2016 © Издательство «ФлИНта», 2016 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ От составителя ....................................................................... 7 I. Труды академических школ в русском и зарубежном литературоведении ..................................... 10 МИФОлОгИчеСКая шКОла ....................................... 10 Э.Б. Тайлор. Первобытная культура .............................. 10 А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу ................................................................. 12 КУльтУрНО-ИСтОрИчеСКая шКОла ........................ 17 И. Тэн. Философия искусства ....................................... 17 А.Н. Пыпин. История русской литературы в 4-х томах ..... 21 СраВНИтельНО-ИСтОрИчеСКОе лИтератУрОВеДеНИе ................................................ 28 А.Н. Веселовский. три главы из «Исторической поэтики» ... 28 А.Н. Веселовский. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля .................. 36 ПСИХОлОгИчеСКая шКОла ...................................... 51 Ш. Сент-Б¸в. что такое классик? ................................. 51 А.А. Потебня. Мысль и язык ....................................... 56 II. Русское литературоведение ХХ века: кружки, школы, направления .......................................... 68 СОцИОлОгИчеСКОе НаПраВлеНИе ......................... 68 Г.В. Плеханов. Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии .......................................................... 68 В.М. Фриче. Социология искусства ............................... 73 3
Стр.3
ФОрМальНая шКОла ................................................. 81 В.Б. Шкловский. Искусство как прием .......................... 81 Б.М. Эйхенбаум. Как сделана «шинель» гоголя ............ 88 В.М. Жирмунский. Задачи поэтики ............................. 100 НеВельСКО-ВИтеБСКИй КрУжОК И М.М. БаХтИН ........................................................... 114 М.М. Бахтин. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве .......... 114 В.Н. Волошинов (М.М. Бахтин). Фрейдизм ................. 133 тартУСКО-МОСКОВСКая СеМИОтИчеСКая шКОла ......................................... 145 Ю.М. Лотман. лекции по структуральной поэтике ....... 145 Ю.М. Лотман. Происхождение сюжета в типологическом освещении ....................................... 156 Б.А. Успенский. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема) ....... 173 М.Л. Гаспаров. Строфический ритм в русском четыр¸хстопном ямбе и хорее ........................ 186 Ю.И. Левин. Б. Пастернак. разбор трех стихотворений .................................................... 199 Ю.Н. Чумаков. Пир поэтики: Стихотворение Ф.И. тютчева «Кончен пир, умолкли хоры...» .............. 203 ИСтОрИКО-тИПОлОгИчеСКОе НаПраВлеНИе ....... 219 Д.С. Лихач¸в. Поэтика древнерусской литературы ........ 219 А.М. Панченко. Два этапа русского барокко ................. 231 ИЗУчеНИе ПрОБлеМы аВтОра ................................ 242 С.С. Аверинцев. авторство и авторитет ........................ 242 Б.О. Корман. Итоги и перспективы изучения проблемы автора ........................................................ 258 Е.А. Подшивалова. Время, пространство, сюжет в цикле стихов а.а. ахматовой «четки» ....................... 266 4
Стр.4
III. Актуальные проблемы методологии в зарубежном литературоведении ХХ века .......................................... 275 ФеНОМеНОлОгИчеСКИй МетОД ........................... 275 М. Хайдеггер. Время и бытие .................................... 275 Р. Ингарден. Исследования по эстетике ...................... 289 герМеНеВтИчеСКИй МетОД .................................. 300 Г.-Г. Гадамер. О круге понимания ............................. 300 рецеПтИВНая эСтетИКа ........................................ 308 Х.-Р. Яусс. Средневековая литература и теория жанров ....................................................... 308 Р. Барт. Миф сегодня ............................................. 316 IV. Постструктуралистские методологии и методики анализа в современном литературоведении .................... 325 ДИСКУрСНый аНалИЗ ............................................ 325 М. Фуко. Слова и вещи. археология гуманитарных наук ................................................... 325 П. Серио. анализ дискурса во французской школе (Дискурс и интердискурс) ......................................... 335 В.И. Тюпа. анализ художественного текста ................ 342 аНалИЗ С ПОЗИцИй ДеКОНСтрУКцИИ ................. 350 Ж. Деррида. Письмо к японскому другу ..................... 350 П. де Ман. аллегории чтения: Фигуральный язык руссо, Ницше, рильке и Пруста ................................. 355 МОтИВНый аНалИЗ ................................................ 367 И.В. Силантьев. Мотив как единица художественного повествования ................................. 367 Б.М. Гаспаров. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.а. Булгакова «Мастер и Маргарита» ............................................. 377 аНалИЗ арХетИПОВ ................................................ 383 Ю.В. Доманский. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте .......... 383 5
Стр.5
В.Н. Топоров. Миф о воплощении юноши-сына, его смерти и воскресении в творчестве елены гуро ....... 393 ИНтертеКСтУальНый аНалИЗ .............................. 402 А.К. Жолковский. Блуждающие сны .......................... 402 аНалИЗ КрУПНыХ ХУДОжеСтВеННыХ СИСтеМ ..................................................................... 413 И.П. Смирнов. Мегаистория. К исторической типологии культуры ................................................. 413 Н.Л. Лейдерман. траектории «экспериментирующей эпохи» ................................................................... 429 М.Н. Липовецкий. Паралогии: трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920—2000-х годов ................................................... 442 6
Стр.6