Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Профессиональная речь учителя. Интонация (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторФилиппова О. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц189
ID244701
АннотацияРассматриваются вопросы теории в объеме, необходимом для использования интонации как речевого средства педагогического воздействия, для анализа и совершенствования индивидуального интонационного стиля учителя. Даны методические рекомендации, вопросы и задания для самопроверки, образцы ответов. Приведены тексты с интонационной разметкой и комментариями.
Кому рекомендованоДля студентов, преподавателей, учителей, а также деловых людей, желающих повысить культуру речи.
ISBN978-5-9765-5123-7
УДК800/801
ББК81.2Р
Филиппова, О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация : учеб. пособие / О.В. Филиппова .— 4-е изд., испр. — Москва : ФЛИНТА, 2022 .— 189 с. — ISBN 978-5-9765-5123-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/244701 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-89349-187-6 Рассматриваются вопросы теории в объеме, необходимом для использования интонации как речевого средства педагогического воздействия, для анализа и совершенствования индивидуального интонационного стиля учителя. <...> Интонация как средство достижения эмоционального настроя учащихся . <...> ИНТОНАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В РЕЧИ УЧИТЕЛЯ . <...> Жанровое и интонационно-стилевое разнообразие педагогической речи . <...> 118 Ч а с т ь IV.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНТОНАЦИОННЫЙ СТИЛЬ УЧИТЕЛЯ . <...> Индивидуальный стиль речи учителя как категория педагогической риторики . <...> Индивидуальный стиль речи учителя — показатель педагогического мастерства . <...> .Индивидуальный интонационный стиль учителя как индивидуальная интонационная манера профессиональной речи . <...> ». Так наставлял будущих ораторов еще Аристотель в своей «Риторике», ведь изучению интонационных средств с античных времен придавалось большое значение. <...> Для развития этого умения необходима глубокая лингвистическая и риторическая подготовка: знакомство с интонационной системой языка, интонационными особенностями педагогической речи, а также овладение разнообразными интонационными приемами воздействия. <...> Теоретической основой описания является учение Моему Учителю 5 профессору Таисе Алексеевне Ладыженской посвящается 6 Предисловие об интонационной системе русского языка, располагающей своими средствами (пауза, логическое ударение, мелодика, темп и др.) и единицами (интонемами разных семантических групп) для выполнения разнообразных речевых функций. <...> При анализе интонации как одного из уровней языковой системы основное внимание уделяется функционально-речевому аспекту характеристики интонационных средств и единиц. <...> Пособие снабжено таблицами, демонстрирующими основное теоретическое содержание: «Интонационная транскрипция», «Физическая структура интонем», а также своеобразным ориентировочным аппаратом, представляющим собой перечень интонационных <...>
Профессиональная_речь_учителя._Интонация_(2).pdf
УДК 800/801 ББК 81.2Р Ф53 2 Ф53 Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация : учебное пособие / О.В. Филиппова. — 4-е изд., испр. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 189 с. — ISBN 978-5-9765-5123-7. — Текст : электронный. Рассматриваются вопросы теории в объеме, необходимом для использова-ния интонации как речевого средства педагогического воздействия, для анализа и совершенствования индивидуального интонационного стиля учителя. Даны методические рекомендации, вопросы и задания для самопроверки, образцы ответов. Приведены тексты с интонационной разметкой и комментариями. Для студентов, преподавателей, учителей, а также деловых людей, желающих повысить культуру речи. УДК 800/801 ББК 81.2Р ISBN 978-5-9765-5123-7 © Филиппова О.В., 2022 © Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
Оглавление 3 Предисловие . . ........................................... 5 Ч а с т ь I. ИНТОНАЦИЯ КАК СУПЕРСЕГМЕНТНЫЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА . ................................ 8 Г л а в а 1.Функции интонации . . ....................... 10 § 1.Грамматическая функция интонации .................. 10 § 2.Эмоциональная функция интонации ................... 11 § 3.Стилистическая функция интонации .................. 12 Глава 2.Интонационные элементы .................... 15 § 1.Пауза . . .......................................... 16 § 2.Логическое ударение . . ............................ 19 § 3.Интенсивность (громкость) . . ...................... 21 § 4.Мелодика . . ....................................... 24 § 5.Диапазонная высота (полоса) . . .................... 28 § 6.Темп . . ........................................... 32 § 7.Эмфатическая долгота . . ........................... 36 § 8.Тембр . . .......................................... 37 Вопросы и задания . . .............................. 42 Г л а в а 3.Правила чтения предложений при диктовке..... 49 § 1.Правила чтения простого предложения................ 49 § 2.Правила чтения знаков препинания................... 54 § 3.Правила чтения сложного предложения ............... 60 Задания . . ........................................ 63 Ч а с т ь II.ИНТОНАЦИЯ КАК РЕЧЕВОЕ СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ .. ........................................... 67 Г л а в а 1. Интонация как средство активизации мыслительной деятельности учащихся ...................... 69 § 1. Интонема......................................... 69 § 2. Интеллектуальные интонемы........................ 70 § 3. Волюнтативные интонемы........................... 70
Стр.3
4 Оглавление Г л а в а 2. Интонация как средство достижения эмоционального настроя учащихся . .................. 77 § 1. Эмоциональность — необходимое качество речи учителя . ..................................................... 77 § 2. Эмотивные интонемы . ............................. 78 § 3. Изобразительные интонемы . ....................... 86 Вопросы и задания ................................ 89 Ч а с т ь III. ИНТОНАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В РЕЧИ УЧИТЕЛЯ . ................... 93 Г л а в а 1. Интонационные стили речи . ................ 95 § 1. Функциональные стили. Факторы их выделения . ....... 95 § 2. Интонационный стиль . .............................. 98 § 3. Классификация интонационных стилей . ............... 99 Г л а в а 2. Интонационные стили речи учителя . ....... 104 § 1. Жанровое и интонационно-стилевое разнообразие педагогической речи ............................. 104 § 2. Интонационный стиль объяснительной речи . ....... 106 § 3. Интонационный стиль предметной сказки . ......... 109 § 4. Интонационный стиль вступительного слова (рассказа) о писателе (ученом) ............................. 110 § 5. Интонационный стиль комментирующей речи . ....... 116 Задания ......................................... 118 Ч а с т ь IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНТОНАЦИОННЫЙ СТИЛЬ УЧИТЕЛЯ . ........................................ 126 Г л а в а 1. Индивидуальный стиль речи учителя как категория педагогической риторики ..................... 128 § 1. Индивидуальный стиль речи учителя — показатель педагогического мастерства . ........................... 128 § 2. Понятие «индивидуальный стиль речи» в современной стилистике . ........................................... 132 § 3. Античная риторика об индивидуальном стиле речи . .. 133 § 4. Речевые средства проявления педагогической индивидуальности . ..................................... 140 Г л а в а 2. Индивидуальный интонационный стиль учителя как индивидуальная интонационная манера профессиональной речи ................................. 142 Вопросы и задания ..................................... 160 Образцы ответов (ключи) . .............................. 165 Литература . ........................................... 182
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ