ISBN 978-5-89349-187-6 Рассматриваются вопросы теории в объеме, необходимом для использования интонации как речевого средства педагогического воздействия, для анализа и совершенствования индивидуального интонационного стиля учителя. <...> Интонация как средство достижения эмоционального настроя учащихся . <...> ИНТОНАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В РЕЧИ УЧИТЕЛЯ . <...> Жанровое и интонационно-стилевое разнообразие педагогической речи . <...> 118 Ч а с т ь IV.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНТОНАЦИОННЫЙ СТИЛЬ УЧИТЕЛЯ . <...> Индивидуальный стиль речи учителя как категория педагогической риторики . <...> Индивидуальный стиль речи учителя — показатель педагогического мастерства . <...> .Индивидуальный интонационный стиль учителя как индивидуальная интонационная манера профессиональной речи . <...> ». Так наставлял будущих ораторов еще Аристотель в своей «Риторике», ведь изучению интонационных средств с античных времен придавалось большое значение. <...> Для развития этого умения необходима глубокая лингвистическая и риторическая подготовка: знакомство с интонационной системой языка, интонационными особенностями педагогической речи, а также овладение разнообразными интонационными приемами воздействия. <...> Теоретической основой описания является учение Моему Учителю 5 профессору Таисе Алексеевне Ладыженской посвящается 6 Предисловие об интонационной системе русского языка, располагающей своими средствами (пауза, логическое ударение, мелодика, темп и др.) и единицами (интонемами разных семантических групп) для выполнения разнообразных речевых функций. <...> При анализе интонации как одного из уровней языковой системы основное внимание уделяется функционально-речевому аспекту характеристики интонационных средств и единиц. <...> Пособие снабжено таблицами, демонстрирующими основное теоретическое содержание: «Интонационная транскрипция», «Физическая структура интонем», а также своеобразным ориентировочным аппаратом, представляющим собой перечень интонационных <...>
Профессиональная_речь_учителя._Интонация_(2).pdf
УДК 800/801
ББК 81.2Р
Ф53
2
Ф53
Филиппова О.В.
Профессиональная речь учителя. Интонация : учебное пособие /
О.В. Филиппова. — 4-е изд., испр. — Москва : ФЛИНТА, 2022. —
189 с. — ISBN 978-5-9765-5123-7. — Текст : электронный.
Рассматриваются вопросы теории в объеме, необходимом для
использова-ния интонации как речевого средства педагогического воздействия,
для анализа и совершенствования индивидуального интонационного стиля
учителя. Даны методические рекомендации, вопросы и задания для
самопроверки, образцы ответов. Приведены тексты с интонационной
разметкой и комментариями.
Для студентов, преподавателей, учителей, а также деловых людей,
желающих повысить культуру речи.
УДК 800/801
ББК 81.2Р
ISBN 978-5-9765-5123-7
© Филиппова О.В., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
Оглавление
3
Предисловие . . ........................................... 5
Ч а с т ь I.
ИНТОНАЦИЯ КАК СУПЕРСЕГМЕНТНЫЙ
УРОВЕНЬ ЯЗЫКА . ................................ 8
Г л а в а 1.Функции интонации . . ....................... 10
§ 1.Грамматическая функция интонации .................. 10
§ 2.Эмоциональная функция интонации ................... 11
§ 3.Стилистическая функция интонации .................. 12
Глава 2.Интонационные элементы .................... 15
§ 1.Пауза . . .......................................... 16
§ 2.Логическое ударение . . ............................ 19
§ 3.Интенсивность (громкость) . . ...................... 21
§ 4.Мелодика . . ....................................... 24
§ 5.Диапазонная высота (полоса) . . .................... 28
§ 6.Темп . . ........................................... 32
§ 7.Эмфатическая долгота . . ........................... 36
§ 8.Тембр . . .......................................... 37
Вопросы и задания . . .............................. 42
Г л а в а 3.Правила чтения предложений при диктовке..... 49
§ 1.Правила чтения простого предложения................ 49
§ 2.Правила чтения знаков препинания................... 54
§ 3.Правила чтения сложного предложения ............... 60
Задания . . ........................................ 63
Ч а с т ь II.ИНТОНАЦИЯ КАК РЕЧЕВОЕ СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ .. ........................................... 67
Г л а в а 1. Интонация как средство активизации
мыслительной деятельности учащихся ...................... 69
§ 1. Интонема......................................... 69
§ 2. Интеллектуальные интонемы........................ 70
§ 3. Волюнтативные интонемы........................... 70
Стр.3
4
Оглавление
Г л а в а 2. Интонация как средство достижения эмоционального
настроя учащихся . .................. 77
§ 1. Эмоциональность — необходимое качество речи учителя
. ..................................................... 77
§ 2. Эмотивные интонемы . ............................. 78
§ 3. Изобразительные интонемы . ....................... 86
Вопросы и задания ................................ 89
Ч а с т ь III. ИНТОНАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКОЕ
СРЕДСТВО В РЕЧИ УЧИТЕЛЯ . ................... 93
Г л а в а 1. Интонационные стили речи . ................ 95
§ 1. Функциональные стили. Факторы их выделения . ....... 95
§ 2. Интонационный стиль . .............................. 98
§ 3. Классификация интонационных стилей . ............... 99
Г л а в а 2. Интонационные стили речи учителя . ....... 104
§ 1. Жанровое и интонационно-стилевое разнообразие
педагогической речи ............................. 104
§ 2. Интонационный стиль объяснительной речи . ....... 106
§ 3. Интонационный стиль предметной сказки . ......... 109
§ 4. Интонационный стиль вступительного слова (рассказа)
о писателе (ученом) ............................. 110
§ 5. Интонационный стиль комментирующей речи . ....... 116
Задания ......................................... 118
Ч а с т ь IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНТОНАЦИОННЫЙ
СТИЛЬ УЧИТЕЛЯ . ........................................ 126
Г л а в а 1. Индивидуальный стиль речи учителя как
категория педагогической риторики ..................... 128
§ 1. Индивидуальный стиль речи учителя — показатель
педагогического мастерства . ........................... 128
§ 2. Понятие «индивидуальный стиль речи» в современной
стилистике . ........................................... 132
§ 3. Античная риторика об индивидуальном стиле речи . .. 133
§ 4. Речевые средства проявления педагогической
индивидуальности . ..................................... 140
Г л а в а 2. Индивидуальный интонационный стиль учителя
как индивидуальная интонационная манера
профессиональной речи ................................. 142
Вопросы и задания ..................................... 160
Образцы ответов (ключи) . .............................. 165
Литература . ........................................... 182
Стр.4