ЛИНГВИСТИКА РЕЧИ МЕДИАСТИЛИСТИКА Коллективная монография, посвященная 80-летию профессора Григория Яковлевича Солганика ФЛИНТА•НАУКА ЛИНГВИСТИКА РЕЧИ МЕДИАСТИЛИСТИКА Коллективная монография, посвященная 80-летию профессора Г.Я. Солганика 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 811.161.1'42 ББК 81.2Рус-5 Л59 Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я : д-р филол. наук, проф. <...> В статьях этого раздела исследуются специфика современного медиатекста, язык электронных, таблоидных СМИ, нтернет-СМИ и др. <...> Анализируются метафорические модели, достоверность медиаинформации, речевые манипуляции, референтная соотнесенность новостного медиатекста, этический аспект и др. <...> Коммуникативная стилистика текста как одно из направлений современной стилистики . <...> От стиля языка – к стилю коммуникации . <...> Феномен таблоидных СМИ: от человека социального к человеку фамильярному . <...> О жанре «популяризационная статья» в современном медиадискурсе . <...> Рецептивная теория как способ анализа медиатекста (блога) . <...> Тексты влияния в современной массовой культуре: опыт интертекстуального анализа . <...> Референтная соотнесенность новостного медиатекста (из опыта описания интерпретативности методом макроструктурного анализа) . <...> Рефлексия наивной этики в публицистической картине мира . <...> Публицистическая речь в аспекте антропоцентрической парадигмы (по материалам идентификационных лингвистических экспертиз) . <...> Солганик (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) ЛИНГВИСТИКА РЕЧИ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ По сравнению с изучением языка, давшего название самой науке (лингвистика, языкознание) и составлявшего ее предмет в течение всего времени ее существования, исследование речи делает лишь первые шаги. <...> ) – исследование речи в соответствии со схемой ее производства: адресант (производитель речи) – речь (сообщение, код) – адресат. <...> Однако важно подчеркнуть, что говорящий (производитель речи) многообразно и далеко не всегда <...>
Лингвистика_речи._Медиастилистика_(1).pdf
ЛИНГВИСТИКА РЕЧИ
МЕДИАСТИЛИСТИКА
Коллективная монография,
посвященная 80-летию профессора Г.Я. Солганика
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 811.161.1'42
ББК 81.2Рус-5
Л59
Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :
д-р филол. наук, проф. Г.Я. Солганик;
д-р филол. наук, проф. Н.И. Клушина;
канд. филол. наук, доц. В.В. Славкин;
канд. филол. наук, доц. Н.В. Смирнова
Лингвистика речи. Медиастилистика [Электронный
Л59
ресурс]: колл. монография, посвященная 80-летию профессора
Г.Я. Солганика. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА,
2013. – 528 с.
ISBN 978-5-9765-1466-9
Коллективная монография посвящена новому, формирующемуся разделу
языкознания – лингвистике речи, включающей в себя функциональную,
когнитивную, коммуникативную лингвистику, стилистику, прагматику,
культуру речи и другие науки, исследующие речевое общение. В работе
представлены статьи ведущих ученых России, Польши, Белоруссии, Литвы,
углубленно разрабатывающие актуальные проблемы лингвистики речи.
Особую часть работы составили статьи, посвященные медиастилистике. В
статьях этого раздела исследуются специфика современного медиатекста,
язык электронных, таблоидных СМИ, нтернет-СМИ и др. Анализируются
метафорические модели, достоверность медиаинформации, речевые манипуляции,
референтная соотнесенность новостного медиатекста, этический
аспект и др. В монографии намечены контуры новой науки, представлены
ее основные аспекты и проблемы.
Для специалистов, преподавателей, аспирантов и студентов
филологических и журналистских специальностей, а также для широкого
круга читателей.
УДК 811.161.1'42
ББК 81.2Рус-5
ISBN 978-5-9765-1466-9
© Коллектив авторов, 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ЛИНГВИСТИКА РЕЧИ
Солганик Г.Я. Лингвистика речи в настоящем и будущем .................................. 8
Александрова И.Б., Славкин В.В. Лингвистика речи: к истории вопроса ....... 22
Бабайцева В.В. Лингвистика речи как часть лингвистики языка ...................... 39
Бельчиков Ю.А. К вопросу об исторической преемственности развития
русского литературного языка конца XX – начала XXI столетия ............... 56
Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста как одно
из направлений современной стилистики ..................................................... 62
Воркачев С.Г. «Мы все, русское племя»: русский народ в афористике ............ 81
Гайда С. Интегрирующая стилистика .................................................................. 93
Диброва Е.И. Квантовость и скважность как проявление речевого
мышления ....................................................................................................... 105
Зарецкая Е.Н. Прагматические аспекты убеждающей речи ............................ 116
Ивченков В.И. Лингвистика речи: ретроспекция стилистического опыта ..... 132
Кара-Мурза Е.С. Конфигурация коммуникативных субъектов в текстах
потребительской рекламы ............................................................................. 140
Карасик В.И. Субъектное оценочное позиционирование ................................ 152
Кашкин В.Б. Информировать или организовывать: в чём основная
функция языка? .............................................................................................. 165
Ларина Т.В. От стиля языка – к стилю коммуникации ..................................... 174
Лассан Э.Р. Рецензия как жанр и как речевой акт ............................................. 190
Мечковская Н.Б. Смеховое начало в коллективном сознании
и коммуникации компьютерщиков («Ничего святого» или
«Без священных коров»?) .............................................................................. 206
Романов А.А., Романова Л.А. Речежанровая специфика эмоциогенного
фактора вербальной агрессии ....................................................................... 233
Формановская Н.И. Личные местоимения в порождении дискурса ............... 245
Шаховский В.И, Ренц Т.Г. Стилистический повтор как фактор
экологичности / неэкологичности романтического общения .................... 255
МЕДИАСТИЛИСТИКА
Вепрева И.Т. Феномен таблоидных СМИ: от человека социального
к человеку фамильярному ............................................................................. 268
Воронцова Т.А. Научно-популярный дискурс в СМИ: коммуникативнопрагматический
аспект .................................................................................. 278
5
Стр.5
Демьянков В.З. Эффект обманутого ожидания при понимании текстов
электронных СМИ ......................................................................................... 291
Желтухина М.Р., Макарова Ю.А. О жанре «популяризационная статья»
в современном медиадискурсе ...................................................................... 302
Казак М.Ю. Специфика современного медиатекста ......................................... 320
Клушина Н.И. Интенциональный метод в современной медиастилистике ... 334
Кожанова В.Ю. Рецептивная теория как способ анализа медиатекста (блога) ...344
Коньков В.И. От предложения к тексту, от высказывания к произведению ..... 354
Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. Идиостиль Л. Радзиховского:
авторская позиция и средства ее реализации .............................................. 364
Крюкова И.В. Стилизация имени собственного в художественном
и публицистическом тексте ........................................................................... 377
Кузьмина Н.А. Тексты влияния в современной массовой культуре: опыт
интертекстуального анализа ......................................................................... 386
Купина Н.А. Идеологический прагматизм как примета времени ................... 398
Лысакова И.П. Первенство принадлежит образованному журналисту… ..... 409
Малышева Е.Г. Доминантные метафорические модели в мемуарноавтобиографическом
дискурсе журналиста (на примере книг
Елены Трегубовой) ........................................................................................ 417
Негрышев А.А. Референтная соотнесенность новостного медиатекста
(из опыта описания интерпретативности методом макроструктурного
анализа) ................................................................................................................. 429
Панченко Н.Н. Достоверность медиаинформации ........................................... 450
Сковородников А.П., Копнина Г.А. Тексты СМИ как поле речевых
манипуляций и их разоблачений (на материале российской прессы) ....... 467
Сурикова Т.И. Рефлексия наивной этики в публицистической
картине мира ................................................................................................... 492
Чернышова Т.В. Публицистическая речь в аспекте антропоцентрической
парадигмы (по материалам идентификационных лингвистических
экспертиз) ........................................................................................................ 506
Сведения об авторах ............................................................................................ 522
Стр.6