ПРЕДМЕТНЫЙ МИР — ОДНА ИЗ ФОРМ ВОПЛОЩЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БЫТИЯ . <...> 11 Быт как составная часть национальной картины мира в повести «Привычное дело» . <...> 11 Вещный мир — отображение гармонии национального бытия . <...> . 11 Вещный мир и разлад патриархальной цивилизации . <...> . 66 Вещное поле Дмитрия Медведева в контексте христианской традиции нестяжательства . <...> 81 Славянский календарь в художественном времени романа-хроники «Кануны» — форма изображения кризиса традиционной цивилизации . <...> 112 Пространство малой родины как залог возрождения традиционной цивилизации . <...> 112 Пространственная вертикаль — способ выражения национального мироощущения . <...> В современном литературоведении употребление термина национальный образ мира неустойчиво (национальная картина мира, национальный космос, национальная цивилизация, национальная модель и др.), и исследования, посвящ¸нные национальной литературной специфике, не многочисленны. <...> Наиболее известной в области этнопоэтики является книга Г.Д. Гачева «Национальные образы мира». <...> Наиболее значительными исследованиями национального бытия в русской литературе являются работы С.В. Шешуновой, которая на материале творчества А.И. Солженицына, И.С. Шмел¸ва и П.И. Мельникова-Печерского да¸т многогранное представление о национальной специфике творчества каждого из перечисленных писателей. <...> Творчество Белова — одного из интереснейших и самобытнейших писателей второй половины ХХ столетия, представителя эпохи, которая, к сожалению, вместе с большими художниками (В.П. Астафьев, А.И. Солженицын), выразителями глубинных культурных традиций, национальной проблематики, уходит в прошлое — с точки зрения этнопоэтики является малоизученным. <...> Национальный образ мира в русской литературе (П.И. Мельников-Печерский, И.С. Шмел¸в, А.И. Солженицын): дис. . д-ра филол. наук. <...> Материалом для анализа чаще всего являлись повести «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы», реже — «малая» проза и роман-хроника «Кануны <...>
Национальный_образ_мира_в_прозе_В.И._Белова_.pdf
Т.Е. Смыковская
Национальный образ мира
в прозе В.И. Белова
Монография
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
1
Стр.1
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос-Рус)6
С52
Р е ц е н з е н т ы:
д-р филолог. наук, проф. Г.Р. Романова,
д-р филолог. наук, проф. А.В. Урманов
С52
Смыковская Т.Е.
Национальный образ мира в прозе В.И. Белова [Электронный
ресурс] : монография / Т.Е. Смыковская. — 3-е изд., стер. — М. :
ФЛИНТА, 2021. — 156 с.
ISBN 978-5-9765-0914-6
Монография посвящена исследованию национального образа мира в прозе
В.И. Белова — писателя, своеобразие творческого метода которого во многом
определяет этнопоэтический компонент. Национальная картина мира анализируется
как структура, подверженная эволюции, отражающая идейные и поэтические изменения
художественной системы автора. В работе проведён анализ предметных образов как
эстетических феноменов, несущих в себе память об устройстве и основных качествах
национального мира. Целостно, с точки зрения этнопоэтики, исследуется хронотоп
прозы Белова, который позволяет выявить глубинные основания национальной
картины мира, явленной в произведениях писателя.
Для специалистов-филологов, преподавателей вузов и средних школ, студентов
гуманитарных факультетов.
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос-Рус)6
ISBN 978-5-9765-0914-6
© Смыковская Т.Е., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . .................................................................................... 5
Глава I. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР — ОДНА ИЗ ФОРМ
ВОПЛОЩЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БЫТИЯ ........ 11
Быт как составная часть национальной картины мира
в повести «Привычное дело» ................................................. 11
Вещный мир — отображение гармонии
национального бытия . ...................................................... 11
Вещный мир и разлад патриархальной цивилизации ............. 32
Предметный мир романа «Вс¸ впереди» — отражение
кризисного состояния современной русской цивилизации ....... 40
Предметы городской цивилизации в системе
вещного мира романа . ...................................................... 40
Быт и разрушение традиционных представлений о доме ........ 53
Образ дачи — художественное воплощение
национального мироздания . .............................................. 66
Вещное поле Дмитрия Медведева в контексте
христианской традиции нестяжательства ............................. 74
Глава II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ХРОНОТОП
КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СВОЕОБРАЗИЯ
НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА МИРА ...................... 81
Славянский календарь в художественном времени
романа-хроники «Кануны» — форма изображения кризиса
традиционной цивилизации . .................................................. 81
Праздники народного календаря и их функция
в раскрытии кризиса христианского мировосприятия . ..................... 81
Роль исторического времени в вытеснении системы
народного календаря . ..................................................... 105
3
Стр.3
Идиллический хронотоп — глубинное основание
национальной модели мира в прозе В. Белова ....................... 112
Пространство малой родины как залог возрождения
традиционной цивилизации ............................................. 112
Пространственная вертикаль — способ выражения
национального мироощущения ......................................... 131
Двойственность образа дороги в структуре
идиллического хронотопа ................................................ 137
Заключение .............................................................................. 147
4
Стр.4