Prancova.qxd 09.08.2011 10:14 Page 1 Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева Методика обучения литературе Практикум ПРАНЦОВА Галина Васильевна — профессор, кандидат педагогических наук, Почетный работник высшего профессионального образования. <...> РОМАНИЧЕВА Елена Станиславовна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, доцент, Заслуженный учитель РФ, член авторского коллектива создателей учебников «В мире литературы» для 5–11-х классов общеобразовательной школы. <...> Сфера научных интересов — содержание современного литературного образования, методология методики обучения литературе, школьный предметный учебник, чтение современного школьника. <...> Пранцова, Е.С. Романичева Методика обучения литературе Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ Практикум Москва Издательство «ФЛИНТА» Издательство «Наука» 2012 УДК 372.882(075.8) ББК 74.268.0я73 П69 Р ецензенты: д-р пед. наук, проф., Заслуженный учитель РФ Галицких Е.О.; д-р пед. наук, проф. <...> . Пособие ориентировано на основные разделы вузовского курса теории и методики обучения литературе, включает в себя планы практических занятий и методические комментарии к ним, а также раздел «Методическая рефлексия». <...> Рыбниковой и Г.А. Гуковского в области методической науки . <...> Учебник литературы и методика работы с ним . <...> Урок литературы и современные образовательные технологии . <...> Вступительное и заключительное занятия как этапы изучения художественного произведения . <...> Анализ художественного произведения на уроках литературы . <...> Вопросы теории и истории литературы в школьном изучении . <...> Изучение обзорных тем в старших классах . <...> Внутрипредметные и межпредметные связи в курсе литературы . <...> Теория и методика обучения литературе как наука ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Теоретический блок 1. <...> Практический блок Свой ответ на последний вопрос оформите в форме кластера (таблицы, серии слайдов), которым (-ми) может быть сопровожден ваш ответ. <...> М.А. Рыбникова: «Методика преподавания литературы – это <...>
Методика_обучения_литературе__(2).pdf
УДК 372.882(076.5)
ББК 74.268.0я73
П69
Р е ц е н з е н т ы:
д-р пед. наук, проф., Заслуженный учитель РФ Галицких Е.О.;
д-р пед. наук, проф. Сосновская И.В.;
кафедра литературы ГОУ ВПО «арзамасский государственный
педагогический институт им. а.П. Гайдара»
П69
Пранцова Г.В.
Методика обучения литературе : практикум / Г.В. Пранцова,
Е.С. Романичева. – 6-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2023. –
272 с. – ISBN 978-5-9765-1126-2. – Текст: электронный.
Пособие является основой для моделирования предметного и социального
содержания усваиваемой студентами профессиональной деятельности.
Оно включает формы собственно учебной, квазипрофессиональной и
учебно-профессиональной деятельности, организуемой с помощью разных
обучающих моделей (имитационных, игровых и т.д.). Пособие ориентировано
на основные разделы вузовского курса теории и методики обучения
литературе, включает в себя планы практических занятий и методические
комментарии к ним, а также раздел «Методическая рефлексия».
Для студентов, изучающих дисциплину «Методика обучения литературе».
УДК
372.882(076.5)
ББК 74.268.0я73
ISBN 978-5-9765-1126-2
© Пранцова Г.В., Романичева Е.С., 2022
© издательство «Флинта», 2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................................................6
Практические занятия
Раздел 1. Общие вопросы изучения дисциплины ...........................................12
Тема 1. Теория и методика обучения литературе как наука ..........................12
Раздел 2. Основные этапы развития методической науки ..........................20
Тема 1. Академическое и воспитательное направления
в отечественной методике ........................................................................20
Тема 2. Споры о методологических основах методики в начале ХХ века ...25
Тема 3. Исследования М.А. Рыбниковой и Г.А. Гуковского
в области методической науки .................................................................29
Раздел 3. Нормативное и научно-методическое обеспечение
предмета «литература» .............................................................................................37
Тема 1. Литература как учебный предмет в современной
школе. Государственный образовательный стандарт
по литературе. Образовательные программы по литературе ........37
Тема 2. Учебно-методический комплекс (УМК) по литературе:
пособия для учащихся .................................................................................46
Тема 3. Учебник литературы и методика работы с ним ..................................56
Тема 4. Основные виды планирования учебных занятий
по литературе. УМК для учителя ............................................................65
Тема 5 . «Секреты» поурочного планирования (практикум) .......................71
Раздел 4. Современный читатель-школьник как субъект литературного
образования ...................................................................................................................75
Тема 1. Чтение как психолого-педагогическая и социально-методическая
проблема .............................................................................................75
Тема 2. Читательское восприятие художественного произведения.
Проблема интерпретации художественного текста на уроках
литературы (семинар) .................................................................................81
Раздел 5. Урок литературы и современные образовательные
технологии ......................................................................................................................87
Тема 1. Современный урок литературы ................................................................87
Тема 2. Современные образовательные технологии в литературном
образовании .................................................................................................. 103
Тема 3. Информационные технологии на занятиях по литературе ......... 116
3
Стр.3
Раздел 6. Основные этапы изучения литературного произведения
в школе .......................................................................................................................... 121
Тема 1. Вступительное и заключительное занятия как этапы
изучения художественного произведения ........................................ 121
Тема 2. Анализ художественного произведения на уроках литературы ... 127
Раздел 12. Внеклассная и внешкольная работа по литературе .............. 248
Тема 1. Виды и формы внеклассной работы по литературе ........................ 248
Раздел 7. Изучение художественных произведений в их
родо-жанровой специфике ................................................................................... 141
Тема 1. Изучение эпических произведений в средних классах.
Моделирование уроков ............................................................................ 141
Методическая рефлексия ...................................................................................... 254
Тестовые задания для самопроверки .................................................................. 254
• Тестовые задания базового уровня сложности (с ключами
правильных ответов) ................................................................................ 254
Тема 2. Изучение эпических произведений в старших классах.
Моделирование уроков ............................................................................ 147
Тема 3. Изучение лирических произведений в средних классах.
Моделирование уроков ............................................................................ 154
Тема 4. Изучение лирических произведений в старших классах.
Моделирование уроков ............................................................................ 161
Тема 5. Изучение драматических произведений. Моделирование
уроков ............................................................................................................. 169
Тема 6. Анализ урока литературы (аудиторная контрольная работа) .... 175
Раздел 8. Вопросы теории и истории литературы в школьном
изучении ........................................................................................................................ 178
Тема 1. Изучение теории литературы. Моделирование уроков
(фрагментов уроков) ................................................................................. 178
Тема 2. Изучение обзорных тем в старших классах ....................................... 185
Тема 3. Изучение литературно-критического материала. Комментарий
на уроках литературы ................................................................................ 188
Тема 4. Внутрипредметные и межпредметные связи в курсе литературы .... 196
Раздел 9. Внеклассное (самостоятельное) чтение в современной
школе ..............................................................................................................................204
Тема 1. Организация внеклассного чтения. Моделирование уроков ...... 204
Раздел 10. Развитие речи учащихся в системе литературного
образования ................................................................................................................ 211
Тема 1. Организация речевой деятельности учащихся в 5–8 классах.
Моделирование уроков (фрагментов уроков) ................................. 211
Тема 2. Обучение сочинениям в 9–11 классах ................................................. 215
Тема 3. Проверка сочинений по литературе (практикум) .......................... 222
Раздел 11. Работа в старшей профильной школе ........................................ 238
Тема 1. Уроки литературы и занятия элективного курса в профильных
классах ............................................................................................................ 238
4
• Тестовые задания повышенного уровня (с ключами
правильных ответов) ................................................................................ 264
Методическая рефлексия как оценка собственных достижений .............. 267
Стр.4