Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Языковой знак и коммуникативные процессы в философском аспекте (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторПесина С. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц148
ID244516
АннотацияОбъектами исследования в данной монографии являются коммуникативный акт на знаковом уровне и речемыслительные процессы, связанные с порождением и восприятием высказывания в их связи с методологической проблематикой философского знания. Перечень поднимаемых проблем помогает постичь механизмы работы интеллекта, моделировать речемыслительные процессы (насколько позволяет языковая интуиция), предсказывать дальнейшее развития семантики слов.
Кому рекомендованоМонография ориентирована на специалистов в области философии языка, когнитивной лингвистики, семиотики, психолингвистики, всех, интересующихся проблемами исследования языка.
ISBN978-5-9765-1414-0
УДК81:1
ББК81
Песина, С.А. Языковой знак и коммуникативные процессы в философском аспекте : монография / С.А. Песина .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019 .— 148 с. — Библиогр.: с. 131-146 .— ISBN 978-5-9765-1414-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/244516 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.А. Песина ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК И КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ФИЛОСОФСКОМ АСПЕКТЕ Монография •ФЛИНТА• С.А. Песина ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК И КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ФИЛОСОФСКОМ АСПЕКТЕ Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 81:1 ББК 81 П28 Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, д-р филос. наук, проф. <...> П28 Языковой знак и коммуникативные процессы в философском аспекте [Электронный ресурс]: монография / С.А. Песина. <...> ISBN 978-5-9765-1414-0 Объектами исследования в данной монографии являются коммуникативный акт на знаковом уровне и речемыслительные процессы, связанные с порождением и восприятием высказывания в их связи с методологической проблематикой философского знания. <...> Перечень поднимаемых проблем помогает постичь механизмы работы интеллекта, моделировать речемыслительные процессы (насколько позволяет языковая интуиция), предсказывать дальнейшее развития семантики слов. <...> Языковая способность и языковая картина мира . <...> Между тем, в традиционных теориях речевой коммуникации форма знака выступает в роли именно своеобразного контейнера значения, материального средства его транспортировки, носителя некоего содержания в прямом смысле. <...> Соотношение языка и речи в философии языка и языкознании Исследование роли языка в процессе осмысленной и целенаправленной коммуникации, предполагающее анализ различных семантических слоев, призвано более четко определить уровень функционирования слов, включающих как контекстуально-связанные, так и инвариантные значения, в языковой и речевой деятельности. <...> Рассуждая о взаимозависимости языка и речи («язык одновременно и орудие, и продукт речи»), Ф. де Соссюр спешит оговориться: «Но все это не мешает языку и речи быть двумя совершенно различными вещами <…> Было бы нелепо объединять под одним углом зрения язык и речь». <...> При этом речь понимается ученым в широком смысле: в понятие «речь» включается и внутренняя речь, т.е. мышление с помощью языковых средств, осуществляемое <...>
Языковой_знак_и_коммуникативные_процессы_в_философском_аспекте.pdf
С.А. Песина ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК И КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ФИЛОСОФСКОМ АСПЕКТЕ Монография 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2019
Стр.1
УДК 81:1 ББК 81 П28 Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, д-р филос. наук, проф. Магнитогорского государственного университета С.Л. Слободнюк; д-р филол. наук, проф. Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена И.К. Архипов П28 Песина С.А. Языковой знак и коммуникативные процессы в философском аспекте [Электронный ресурс]: монография / С.А. Песина. – 3-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2019. – 148 с. ISBN 978-5-9765-1414-0 Объектами исследования в данной монографии являются коммуникативный акт на знаковом уровне и речемыслительные процессы, связанные с порождением и восприятием высказывания в их связи с методологической проблематикой философского знания. Перечень поднимаемых проблем помогает постичь механизмы работы интеллекта, моделировать речемыслительные процессы (насколько позволяет языковая интуиция), предсказывать дальнейшее развития семантики слов. Монография ориентирована на специалистов в области философии языка, когнитивной лингвистики, семиотики, психолингвистики, всех, интересующихся проблемами исследования языка. УДК 81:1 ББК 81 ISBN 978-5-9765-1414-0 © Песина С.А., 2013 © Издательство “ФЛИНТА”, 2013 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................... 4 ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА И ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ............................................................ 6 1.1. Соотношение языка и речи в философии языка и языкознании....................................................................... 6 1.3. Развитие языковой способности ..................................... 19 1.4. Языковая способность и языковая картина мира .......... 30 1.5. Философия языка и обыденное познание ...................... 40 1.6. Языковая способность и сознание .................................. 47 1.7. Функционирование языкового организма...................... 56 1.8. Когнитивные функции языка .......................................... 62 1.9. Адаптивная функция языка ............................................. 70 ГЛАВА II. ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК В ФИЛОСОФСКОМ АСПЕКТЕ ...................................................................... 74 2.1. Антропоцентрический подход к сущности языкового знака ................................................................................. 74 2.2. Природа языкового знака (философский аспект).......... 80 2.3. Речь как целенаправленное социальное воздействие ... 88 2.4. Философское осмысление содержания языкового знака и его формы ..................................................................... 98 ГЛАВА III. ФУНКЦИИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ ................. 103 3.1. Философский взгляд на декодирование устной и письменной речи ........................................................... 103 3.2. Когнитивный подход к процессу коммуникации........ 106 3.3. Процессы порождения и восприятия речи................... 115 3.4. Ситуация протекания речемыслительного акта .......... 119 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................. 128 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................ 131 3
Стр.3