Л.Г. Кихней, Е.В. Меркель Осип МандЕЛьштаМ: фиЛОсОфия сЛОВа и пОэтичЕсКая сЕМантиКа Монография Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 1 УДК 821.161.1 ББК 83.31(2Рос=Рус)1-8Мандельштам О. <...> Леденев Кихней Л.Г. К45 Осип Мандельштам : философия слова и поэтическая семантика [Электронный ресурс]: монография / Л.Г. Кихней, Е.В. Меркель. <...> В работе продемонстрирована корреляция принципов поэтической семантики Мандельштама с его лингвофилософской картиной мира; выявлены закономерности и основополагающие принципы стиховой семантики Мандельштама; определена роль микро- и макроконтекста, а также интертекста в образовании и наращивании лексических значений как на синтагматическом, так и на парадигматическом уровнях текста. <...> Первый период (первая половина 1910-х годов): Слово-камень и Слово-Логос . <...> 110 Глава 3. парадигматическое развертывание сквозных смысловых комплексов . <...> Ее актуальность обусловлена самим ракурсом исследования: творчество Мандельштама достаточно полно изучено в идейно-философском (С. Марголина <...> Достижение цели настоящей работы — выявить закономерности поэтической семантики Осипа Мандельштама в свете его философско-эстетических представлений о слове и художественном произведении — происходит в несколько этапов, которые и определили структуру книги: 1) на основе анализа статей поэта и «программных» стихотворений определяются основные положения его «философии слова» в ее эволюции; 2) исходя из авторской концепции слова и творчества, выявляются семантические принципы образного построения на каждом этапе творчества и дается описание процесса семантических трансформаций лексем в пространстве отдельного произведения (то есть на уровне синтагматики); 3) определяются особенности функционирования сквозных смысловых комплексов в их парадигматическом развертывании — в пространстве как отдельных сборников и разделов, так и всего творчества. <...> 5 Глава 1 ФилосоФия «слова» и Феномен художественного произведения <...>
Осип_Мандельштам_философия_слова_и_поэтическая_семантика.pdf
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2=411.2)6-8Мандельштам О.Э.
К45
Рецензенты:
заслуженный деятель науки РФ, д-р филол. наук,
проф. Московского педагогического государственного
университета А.С. Агеносов;
д-р филол. наук, проф. Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова А.В. Леденев
К45
Кихней Л.Г.
Осип Мандельштам : философия слова и поэтическая семантика
: монография / Л.Г. Кихней, Е.В. Меркель. — 3-е изд., стер.
— Москва : ФЛИНТА, 2020. — 200 с. — ISBN 978-5-9765-1579-6 .
— Текст : электронный.
Монография представляет собой исследование закономерностей
поэтической семантики Осипа Мандельштама в свете его
философско-эстетических представлений о слове и художественном
произведении. В работе продемонстрирована корреляция принципов
поэтической семантики Мандельштама с его лингвофилософской
картиной мира; выявлены закономерности и основополагающие
принципы стиховой семантики Мандельштама; определена роль
микро- и макроконтекста, а также интертекста в образовании и
наращивании лексических значений как на синтагматическом,
так и на парадигматическом уровнях текста.
Для специалистов-филологов, студентов, аспирантов, преподавателей
русской литературы, а также на читателей, интересующихся
проблемами русской поэзии Серебряного века.
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2=411.2)6-8Мандельштам О.Э.
ISBN 978-5-9765-1579-6
© Кихней Л.Г., Меркель Е.В., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
2
Стр.2
ОГЛаВЛЕниЕ
Предисловие ................................................................................................................... 4
Глава 1. философия «слова» и феномен художественного
произведения в статьях и «программных» стихах
О. Мандельштама ................................................................................................. 6
1.1. Первый период (первая половина 1910-х годов):
Слово-камень и Слово-Логос ................................................................... 6
1.2. Второй период (вторая половина 1910-х —
начало 1920-х годов): Слово-плоть и Слово-Психея .....................28
1.3. Третий период (1930-е годы): Волновая теория слова
и произведения .............................................................................................41
Глава 2. семантические принципы поэтики ....................................................51
2.1. Принцип тождества: слово — камень в «крестовом своде» ..........51
2.2. Принцип ассоциативности: феномен «блаженности»
и «бессмысленности» слова .....................................................................70
2.3. Принцип динамических метаморфоз .................................................110
Глава 3. парадигматическое развертывание сквозных
смысловых комплексов .................................................................................130
3.1. Парадигматические ряды «верха» и «низа» ....................................130
3.2. Субстанциальные образы земли, воды, воздуха.
Семантические вариации образа дерева ...........................................145
3.3. Оксюморонные качества жидких и эфирных субстанций
(воды, крови и воздуха). Семантические парадигмы хлеба,
соли, яблока .................................................................................................154
Заключение .................................................................................................................172
Литература ..................................................................................................................182
3
Стр.3