Дополнительно вводится знак [j] для обозначения сонорного мягкого среднеязычного согласного звука (йот). <...> 12 Для образования звуков, используемых в языке для различения звуковых оболочек слов и их форм, применяется термин «фонема». <...> Фонема существует в нашем языковом сознании как комплекс разных звуков. <...> Итак, фонема – языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различия и отождествления слов и морфем. <...> Поэтому, например, фонемный состав слова дом представители обеих школ определяют одинаково: <д>, <о>, <м> (ср.: сом, дым, док). <...> Таким образом, фонемный состав многих слов представители этих школ определяют по-разному: ГОЛОВКА МФШ < г о л о в к а >, ЛФШ <г а л о ф к а>. <...> . Только система обучения русскому языку В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина последовательно стоит на позициях МФШ и даже вводит понятие «фонема». <...> Исторические чередования и позиционные изменения фонем Позиционные чередования – это такие чередования, которые происходят в какой-либо позиции и не знают исключений в данной языковой системе. <...> Позиционные изменения фонем Выполнение фонемами своих функций зависит от позиции. <...> Позиционные изменения гласных Качественная редукция – ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге: г[ό]ры – г[α]рб – г[ъ]рнякъ; н[э́]бо – н[иэ ]бйсный – н[ь]бесб; п[б]ть – п[иэ]тбк – п[ь]тачόк. <...> Позиционные изменения согласных Редукция – оглушение парных звонких согласных в слабой позиции конца слова: лесоруб → лесору[п], народ → наро[т], мираж → мира[ш], пирог → пиро[к], морковь → морко[ф’]. <...> Тактовое ударение – выделение одного фонетического слова в пределах речевого текста (|). <...> Далекό в Bбблке| жблобно закричбл | стренόженный кόнь|| (ПаОбычно тактовое ударение падает на последнее слово такта, а фразовое – на последний такт фразы, они выполняют функцию объединения нескольких слов в такт или нескольких тактов во фразу. <...> Но тактовое ударение может падать и не на последнее слово, если оно <...>
Теоретические_основы_и_методика_филологического_образования_младших_школьников_.pdf
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА
ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учебное пособие
5-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 372.881.161.1(075.8)
ББК 74.268.1Рус
Т33
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . ....................................................................................................................4
Авторы-составители:
Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В. Плотникова,
В.А. Шуритенкова
Р е ц е н з е н т:
д-р филол. наук, проф. Т.А. Гридина
Теоретические основы и методика филологического
Т33
образования младших школьников [Электронное
издание] : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; Н.В.
Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова,
С.В.
Плотникова, В.А. Шуритенкова. – 5-е изд. стереотип.
– М. : ФЛИНТА, 2021. – 272 с.
ISBN 978-5-9765-0981-8
В пособии обобщены и систематизированы сведения по курсам:
«Русский язык и культура речи», «Теоретические основы и технологии
начального языкового образования»; кратко излагается содержание
основных разделов курсов, определяется круг усваиваемых и
закрепляемых понятий, обращается внимание на вопросы, не имеющие
однозначного освещения в учебной литературе. В материалах раздела
«Современный русский язык» сопоставляются научная и школьная
грамматики, определяется методический аспект их изуче ния. В разделе
«Основы методики обучения русскому языку в начальной школе»
квалифицированно определяются теоретические, лингвистические,
психо-лого-педагогические основы методики, освещаются наиболее
актуальные и значимые вопросы преподавания русского языка,
представляются материалы по альтернативным методикам.
Для студентов, обучающихся по направлению «Педагогика»,
профиль «Начальное образование».
УДК 372.881.161.1(075.8)
ББК 74.268.1Рус
ISBN 978-5-9765-0981-8
© Колл. авторов-составителей, 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Раздел 1. Современный русский язык . .................................................................6
Фонетика . ....................................................................................................................6
Графика ......................................................................................................................25
Орфография .............................................................................................................30
Морфемика. Словообразование .........................................................................40
Морфология .............................................................................................................45
Синтаксис ..................................................................................................................65
Раздел 2. Основы методики обучения русскому языку в начальной
школе ..........................................................................................................................91
Методика обучения чтению ................................................................................93
Навык чтения . .........................................................................................................93
Формирование навыка чтения в период обучения грамоте . ..................95
Совершенствование навыка чтения . .............................................................112
Методика обучения письму . ............................................................................120
Навык письма . .......................................................................................................120
Методика формирования каллиграфических навыков . .........................122
Методика формирования графических умений . ......................................128
Методика обучения орфографии . ..................................................................130
Методика формирования лингвистических знаний и умений . ..........154
Общая характеристика процесса усвоения языковых понятий ... 154
Изучение морфемного состава слова . ...........................................................160
Изучение частей речи . ........................................................................................166
Изучение элементов синтаксиса . ...................................................................184
Методика развития речи .
Общее содержание работы по развитию речи учащихся .
Формирование представлений о речи и основных требованиях
к ней .
Совершенствование умений в области культуры речи .
Методика развития связной речи учащихся .
Рекомендуемая литература .
201
201
205
208
238
271
Стр.2