Рекламный дискуРс и Рекламный текст Коллективная монография 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФлИнта» 2016 1 УДК 659.131 ББК 76.006 Р36 нау ч ный р е д а к т о р: д-р филол. наук, профессор Т.Н. Колокольцева Р е ц е н з е н т ы: кафедра русского языка и речевой коммуникации Саратовского государственного университета им. н. <...> Рекламный дискурс и его конститутивные признаки (А.В. Олянич) . <...> .100 Глава 6. тенденции развития рекламного дискурса (на материале англоязычной рекламы) (Л.А. Кочетова) . <...> Печатный рекламный текст как отражение системы ценностей социума (Н.А. Красавский) . <...> Слоган как ключевой компонент рекламного текста (Т.Н. Колокольцева) . <...> Предуведомление как мини-послание радиослушателю в информационном пространстве рекламы (В.И. Шаховский) . <...> Контекстуальное взаимодействие элокутивных средств в рекламе (Г.В. Бобровская) . <...> 294 ПРедислоВие В современном коммуникативном пространстве рекламный дискурс занимает все более заметное место. не будет преувеличением сказать, что в информационную эпоху это один из наиболее активно развивающихся типов дискурса. <...> За два десятилетия российская реклама прошла путь от копирования западных образцов до создания вполне самостоятельных и качественных рекламных продуктов. <...> Рекламное сообщение, как и рекламный дискурс, создается ради воздействия на адресата прежде всего с конкретной прагматической целью — побудить его выполнить определенные действия (приобрести товар или воспользоваться услугой). <...> Рекламный дискурс и его конститутивные признаки А.В. Олянич Реклама — форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг на язык нужд и потребностей покупателей. <...> Эффективность воздействия рекламы зависит от многих факторов: социальных условий, в которых происходит коммуникация, потребителя (адресата как целевой группы), представлений социума об источнике рекламы (доверие к нему, его престижность), принадлежности адресата к той или иной социальной <...>
Рекламный_дискурс_и_рекламный_текст_.pdf
Рекламный дискуРс
и Рекламный текст
Коллективная монография
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФлИнта»
2021
1
Стр.1
УДК 659.131
ББК 76.006
Р36
содеРжание
н а у ч н ы й р е д а к т о р:
д-р филол. наук, профессор Т.Н. Колокольцева
Р е ц е н з е н т ы:
кафедра русского языка и речевой коммуникации
Саратовского государственного университета им. н.Г. Чернышевского;
д-р филол. наук, профессор Волгоградского
государственного университета С.В. Ионова
Рекламный дискурс и рекламный текст [Электронный ресурс] :
коллективная монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева. — 4-е
изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2021. — 296 с.
ISBN 978-5-9765-1112-5
Коллективная монография содержит результаты подробного
исследования рекламного дискурса (общая характеристика,
коммуникативные стратегии и тактики, базовые концепты и ценности,
тенденции развития), а также многоаспектного анализа рекламного
текста и его составляющих (в частности, слогана). Большое
внимание уделяется характеристике способов создания языковой игры.
Рассматриваются приемы манипулятивного воздействия в современной
рекламе, а также проблемы соблюдения / несоблюдения в рекламной
практике норм культуры речи.
Для специалистов в области коммуникативной лингвистики и
теории дискурса, для всех, кто интересуется особенностями языка
рекламы.
УДК 659.131
ББК 76.006
ISBN 978-5-9765-1112-5
2
© Колл. авторов, 2016
© Издательство «ФлИнта», 2016
Предисловие (Т.Н. Колокольцева) ...........................................................5
Часть I. Рекламный дискуРс
Раздел 1. общая характеристика рекламного дискурса . ..............10
Глава 1. Рекламный дискурс и его конститутивные признаки
(А.В. Олянич) . ..............................................................................10
Глава 2. Рекламный дискурс: ценности, образы, ассоциации
(Е.Ю. Ильинова) . .........................................................................38
Раздел 2. Рекламный дискурс в синхронии и диахронии . .............57
Глава 3. Life style: речевые стратегии коммерческой рекламы
(Л.А. Шестак) ..................................................................... 57
Глава 4. Эмблематика самопрезентации в рекламном дискурсе
(В.И. Карасик) . ............................................................................88
Глава 5. нормативная концепция рекламного дискурса
(Е.В. Якимович) . ........................................................................100
Глава 6. тенденции развития рекламного дискурса
(на материале англоязычной рекламы) (Л.А. Кочетова) ....... 111
Часть II. особенности Рекламного текста
и ЯЗыка Рекламы
Раздел 1. Рекламный текст и его составляющие . .........................138
Глава 7. Печатный рекламный текст как отражение системы ценностей
социума (Н.А. Красавский) . ......................................................138
Глава 8. Слоган как ключевой компонент рекламного текста
(Т.Н. Колокольцева) ............................................................ 147
Раздел 2. Реклама и ее воздействие на адресата . ..........................172
Глава 9. Приемы манипулятивного воздействия в рекламе
(А.В. Жирков) . ............................................................................172
Глава 10. Концепт ‘реклама’ в сознании носителей русского языка
(на материале психолингвистических экспериментов)
(Е.В. Белозерова, Г.Г. Слышкин) . .............................................192
3
Стр.2
Глава 11. Предуведомление как мини-послание радиослушателю
в информационном пространстве рекламы
(В.И. Шаховский) ......................................................................212
ПРедислоВие
В современном коммуникативном пространстве рекламный
Раздел 3. Фигуративное и ономастическое пространство
рекламы. Реклама и культура речи ...............................225
Глава 12. Языковая игра в рекламе (Л.П. Амири, С.В. Ильясова) .........225
Глава 13. Контекстуальное взаимодействие элокутивных средств
в рекламе (Г.В. Бобровская) .....................................................246
Глава 14. Имена собственные в современной российской рекламе
(И.В. Крюкова) ..........................................................................261
Глава 15. Реклама в аспекте культуры речи (Н.А. Карабань) ................279
Сведения об авторах .............................................................................294
дискурс занимает все более заметное место. не будет преувеличением
сказать, что в информационную эпоху это один из наиболее
активно развивающихся типов дискурса. За два десятилетия российская
реклама прошла путь от копирования западных образцов
до создания вполне самостоятельных и качественных рекламных
продуктов. Вместе с тем процессы теоретического осмысления
специфики рекламного дискурса и рекламного текста пока запаздывают
за теми изменениями, которые происходят здесь буквально
на наших глазах.
Хотя изучению интересующей нас проблематики посвящены десятки
работ (в т.ч. и диссертаций), решение многих вопросов в обозначенной
области по-прежнему носит дискуссионный характер.
так, неоднозначно определяются статус языка рекламы, функции
рекламы и рекламных текстов. По-прежнему актуальным является
лингвостилистическое изучение рекламных произведений различных
жанров. требуют дальнейшего анализа базовые концепты и
ценности рекламного дискурса, недостаточно исследованы рекламный
дискурс и рекламный текст в диахроническом аспекте, а также
в плане соотношения универсального и этноспецифического.
Современный рекламный дискурс (в сфере коммерческой рекламы)
— это институциональный тип дискурса, ориентированный
на продвижение товаров и услуг на рынке и в соответствии с этим
в явной или неявной форме пропагандирующий ценности и установки
общества потребления, а также определенный стиль жизни.
С известной долей условности подобные установки можно выразить
при помощи таких реально существующих и вымышленных
рекламных девизов, как Покупай больше! Бери от жизни все! Живи
в свое удовольствие! и под.
Важнейшей антиномией рекламного дискурса, по-видимому,
можно считать несоответствие между истинными и провозглашаемыми
ценностями и целями. К истинным ценностям данного типа
дискурса относятся прежде всего товар, деньги, купля/продажа,
выгода и под. Приоритетной фактической целью является экономическая
(обеспечение прибыли от продажи товаров и услуг). В ка4
5
Стр.3