Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Введение в теорию коммуникации (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКашкин В. Б.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц224
ID244313
АннотацияВ учебном пособии рассмотрены основные модели и теории коммуникации, дано описание структуры коммуникативного акта и коммуникативных событий в различных сферах и видах коммуникации (устная, письменная, компьютерно-опосредованная, межличностная, групповая, массовая, производственная, научная, образовательная, торговая, межкультурная и т.п.). Показана связь теории коммуникации с филологией, семиотикой и лингвистикой, теорией информации и герменевтикой, философией, психологией, культурологией, переводоведением и т.д. Дается представление о коммуникативной личности, стереотипах и основах коммуникативного взаимодействия.
Кем рекомендованоУМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению подготовки 032700 – «Филология»
Кому рекомендованоДля студентов и специалистов в области филологии, а также журналистики, связей с общественностью, лингвистики и межкультурной коммуникации, регионоведения, менеджмента.
ISBN978-5-9765-1424-9
УДК316.77(075.8)
ББК88.53я73
Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / В. Б. Кашкин .— 8-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022 .— 224 с. : ил. — ISBN 978-5-9765-1424-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/244313 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-9765-1424-9 В учебном пособии рассмотрены основные модели и теории коммуникации, дано описание структуры коммуникативного акта и коммуникативных событий в различных сферах и видах коммуникации (устная, письменная, компьютерно-опосредованная, межличностная, групповая, массовая, производственная, научная, образовательная, торговая, межкультурная и т.п.) <...> Семиотическая граница социума и межкультурная коммуникация . <...> Специальности традиционного филологического цикла в современной высшей школе включили в себя прикладной аспект (лингвистика и межкультурная коммуникация, лингвистика и новые информационные технологии и т.п.) <...> Представителю новых профессий (переводчик-референт, пресссекретарь, менеджер по рекламе и коммуникации, эксперт или консультант по международному сотрудничеству, менеджер по туризму, журналист и т.п.) необходимо знакомство с основными теориями и концепциями, относящимися к сфере информации, коммуникации и формирования общественного мнения, владение навыками информационно-коммуникационной работы, в том числе и в ситуации контраста культур, межкультурной коммуникации, способность к самообучению и самостоятельной исследовательской деятельности. <...> Эти два английских слова помогут нам уловить весьма существенное различие, разделив подходы к коммуникации в истории научных исследований этого явления на два течения, две парадигмы: трансляционную (механистическую, коммуникация как передача) и интеракциональную (деятельностную, диалогическую, коммуникация как взаимодействие). <...> Дискурсом сейчас стали называть речь, соединенную с действием, речедействие (Ю.В. Рождественский), речь, «погруженную в жизнь» (Н.Д. Арутюнова). <...> Основные задачи теории коммуникации: • моделирование коммуникативного акта, коммуникативного события и коммуникативного процесса; • исследование коммуникативных процессов в различных социальных сферах; • разработка типологии участников и элементов <...>
Введение_в_теорию_коммуникации_.pdf
УДК 316.77(075.8) ББК 88.53я73 К31 Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, профессор В.И. Карасик; д-р филол. наук, профессор И.А. Стернин К31 Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации : учебное пособие / В.Б. Кашкин. – 8-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2022. – 224 с. — ISBN 978-5-9765-1424-9. — Текст : электронный. В учебном пособии рассмотрены основные модели и теории коммуникации, дано описание структуры коммуникативного акта и коммуникативных событий в различных сферах и видах коммуникации (устная, письменная, компьютерно-опосредованная, межличностная, групповая, массовая, производственная, научная, образовательная, торговая, межкультурная и т.п.). Показана связь теории коммуникации с филологией, семиотикой и лингвистикой, теорией информации и герменевтикой, философией, психологией, культурологией, переводоведением и т.д. Дается представление о коммуникативной личности, стереотипах и основах коммуникативного взаимодействия. Для студентов и специалистов в области филологии, а также журналистики, связей с общественностью, лингвистики и межкультурной коммуникации, регионоведения, менеджмента. УДК 316.77(075.8) ББК 88.53я73 ISBN 978-5-9765-1424-9 © Кашкин В.Б., 2012 © Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
оглавление Предисловие ............................................................................................................. 5 Глава 1. исторические и современные аспекты коммуникативной деятельности .................................................................................................... 8 1.1. Что такое коммуникация? Каковы задачи теории коммуникации? ....... 8 1.2. Междисциплинарные связи теории коммуникации ............................. 14 1.3. Происхождение коммуникативной деятельности ................................. 17 1.4. Гипотезы о происхождении человеческой коммуникации ................... 24 1.5. Обыденные и научные взгляды на коммуникацию и язык .................. 29 Литература для дополнительного чтения ........................................................ 33 Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ........................................ 33 Глава 2. типология коммуникации ................................................................. 35 2.1. Типология элементов коммуникации ..................................................... 35 2.2. Типология культур ................................................................................... 52 2.3. Социальные сферы коммуникации ........................................................ 56 Литература для дополнительного чтения ........................................................ 61 Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ......................................... 61 Глава 3. модели коммуникативной деятельности ....................................... 63 3.1. Моделирование коммуникации в разных парадигмах .......................... 63 3.2. Нелинейные модели коммуникации ....................................................... 72 3.3. Научные парадигмы в исследовании коммуникации ........................... 78 Литература для дополнительного чтения ........................................................ 80 Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ........................................ 80 Глава 4. Функциональный анализ коммуникативной деятельности ....... 83 4.1. Иерархия человеческих потребностей и цели коммуникации ............ 83 4.2. Функциональная модель коммуникации ............................................... 86 4.3. Коммуникативная мимикрия .................................................................. 93 4.4. Речевое воздействие и коммуникативное взаимодействие ................ 101 Литература для дополнительного чтения ...................................................... 106 Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ....................................... 107 Глава 5. Семиотические основы коммуникативной деятельности ......... 109 5.1. Роль знаковых систем в человеческой деятельности ......................... 109 5.2. Знаковая теория и разделы семиотики ................................................. 114 5.3. Семиотические принципы коммуникативной деятельности ............. 126 Литература для дополнительного чтения ...................................................... 135 Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ...................................... 136 3
Стр.3
Глава 6. межличностная коммуникация ..................................................... 140 6.1. Особенности невербальной коммуникации ......................................... 140 6.2. Структура речевой коммуникации ....................................................... 148 6.3. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки .................. 152 Литература для дополнительного чтения ...................................................... 157 Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ....................................... 158 Глава 7. Коммуникативная личность ........................................................... 159 7.1. Семиотическая граница коммуникативной личности ........................ 159 7.2. Модели коммуникативной личности ..................................................... 166 7.3. Типы коммуникативной личности ......................................................... 171 Литература для дополнительного чтения ...................................................... 174 Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ....................................... 174 Глава 8. Семиотическая граница социума и межкультурная коммуникация ............................................................................................. 176 8.1. Семиотическая граница социума .......................................................... 176 8.2. «Языковой имидж» как стереотип ........................................................ 180 8.3. Основные понятия межкультурной коммуникации ............................ 182 Литература для дополнительного чтения ...................................................... 187 Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ...................................... 187 Глава 9. Групповая и массовая коммуникация ........................................... 189 9.1. Группа: роли, лидерство, коммуникация ............................................. 189 9.2. Организация: структура, отношения, коммуникационные потоки ... 196 9.3. Специфика массовой коммуникации и ее функции ............................ 204 Литература для дополнительного чтения ...................................................... 211 Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ...................................... 212 ПРИЛОжеНИе. Схемы коммуникативного анализа ................................. 214 Схема первичного анализа коммуникативного акта (коммуникативного события) .................................................................................................... 214 Схема типологического анализа коммуникативного акта (коммуникативного события) ................................................................. 216 Схема функционального анализа коммуникативного акта (коммуникативного события) ................................................................. 217 Схема семиотического анализа элементов коммуникативного акта (коммуникативного события) ................................................................. 218 Схема прагматического анализа коммуникативного акта (коммуникативного события) ................................................................. 219 Схема личностного анализа коммуникативного акта (коммуникативного события) ................................................................. 220 Рекомендуемые веб-сайты .................................................................................. 221 Рекомендуемая дополнительная литература .................................................... 223 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.