ISBN 978-5-9765-1424-9 В учебном пособии рассмотрены основные модели и теории коммуникации, дано описание структуры коммуникативного акта и коммуникативных событий в различных сферах и видах коммуникации (устная, письменная, компьютерно-опосредованная, межличностная, групповая, массовая, производственная, научная, образовательная, торговая, межкультурная и т.п.) <...> Семиотическая граница социума и межкультурная коммуникация . <...> Специальности традиционного филологического цикла в современной высшей школе включили в себя прикладной аспект (лингвистика и межкультурная коммуникация, лингвистика и новые информационные технологии и т.п.) <...> Представителю новых профессий (переводчик-референт, пресссекретарь, менеджер по рекламе и коммуникации, эксперт или консультант по международному сотрудничеству, менеджер по туризму, журналист и т.п.) необходимо знакомство с основными теориями и концепциями, относящимися к сфере информации, коммуникации и формирования общественного мнения, владение навыками информационно-коммуникационной работы, в том числе и в ситуации контраста культур, межкультурной коммуникации, способность к самообучению и самостоятельной исследовательской деятельности. <...> Эти два английских слова помогут нам уловить весьма существенное различие, разделив подходы к коммуникации в истории научных исследований этого явления на два течения, две парадигмы: трансляционную (механистическую, коммуникация как передача) и интеракциональную (деятельностную, диалогическую, коммуникация как взаимодействие). <...> Дискурсом сейчас стали называть речь, соединенную с действием, речедействие (Ю.В. Рождественский), речь, «погруженную в жизнь» (Н.Д. Арутюнова). <...> Основные задачи теории коммуникации: • моделирование коммуникативного акта, коммуникативного события и коммуникативного процесса; • исследование коммуникативных процессов в различных социальных сферах; • разработка типологии участников и элементов <...>
Введение_в_теорию_коммуникации_.pdf
УДК 316.77(075.8)
ББК 88.53я73
К31
Р е ц е н з е н т ы:
д-р филол. наук, профессор В.И. Карасик;
д-р филол. наук, профессор И.А. Стернин
К31
Кашкин В.Б.
Введение в теорию коммуникации : учебное пособие /
В.Б. Кашкин. – 8-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2022. –
224 с. — ISBN 978-5-9765-1424-9. — Текст : электронный.
В учебном пособии рассмотрены основные модели и теории коммуникации,
дано описание структуры коммуникативного акта и коммуникативных
событий в различных сферах и видах коммуникации (устная,
письменная, компьютерно-опосредованная, межличностная, групповая,
массовая, производственная, научная, образовательная, торговая, межкультурная
и т.п.). Показана связь теории коммуникации с филологией,
семиотикой и лингвистикой, теорией информации и герменевтикой, философией,
психологией, культурологией, переводоведением и т.д. Дается
представление о коммуникативной личности, стереотипах и основах коммуникативного
взаимодействия.
Для студентов и специалистов в области филологии, а также журналистики,
связей с общественностью, лингвистики и межкультурной коммуникации,
регионоведения, менеджмента.
УДК 316.77(075.8)
ББК 88.53я73
ISBN 978-5-9765-1424-9
© Кашкин В.Б., 2012
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
оглавление
Предисловие ............................................................................................................. 5
Глава 1. исторические и современные аспекты коммуникативной
деятельности .................................................................................................... 8
1.1. Что такое коммуникация? Каковы задачи теории коммуникации? ....... 8
1.2. Междисциплинарные связи теории коммуникации ............................. 14
1.3. Происхождение коммуникативной деятельности ................................. 17
1.4. Гипотезы о происхождении человеческой коммуникации ................... 24
1.5. Обыденные и научные взгляды на коммуникацию и язык .................. 29
Литература для дополнительного чтения ........................................................ 33
Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ........................................ 33
Глава 2. типология коммуникации ................................................................. 35
2.1. Типология элементов коммуникации ..................................................... 35
2.2. Типология культур ................................................................................... 52
2.3. Социальные сферы коммуникации ........................................................ 56
Литература для дополнительного чтения ........................................................ 61
Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ......................................... 61
Глава 3. модели коммуникативной деятельности ....................................... 63
3.1. Моделирование коммуникации в разных парадигмах .......................... 63
3.2. Нелинейные модели коммуникации ....................................................... 72
3.3. Научные парадигмы в исследовании коммуникации ........................... 78
Литература для дополнительного чтения ........................................................ 80
Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ........................................ 80
Глава 4. Функциональный анализ коммуникативной деятельности ....... 83
4.1. Иерархия человеческих потребностей и цели коммуникации ............ 83
4.2. Функциональная модель коммуникации ............................................... 86
4.3. Коммуникативная мимикрия .................................................................. 93
4.4. Речевое воздействие и коммуникативное взаимодействие ................ 101
Литература для дополнительного чтения ...................................................... 106
Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ....................................... 107
Глава 5. Семиотические основы коммуникативной деятельности ......... 109
5.1. Роль знаковых систем в человеческой деятельности ......................... 109
5.2. Знаковая теория и разделы семиотики ................................................. 114
5.3. Семиотические принципы коммуникативной деятельности ............. 126
Литература для дополнительного чтения ...................................................... 135
Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ...................................... 136
3
Стр.3
Глава 6. межличностная коммуникация ..................................................... 140
6.1. Особенности невербальной коммуникации ......................................... 140
6.2. Структура речевой коммуникации ....................................................... 148
6.3. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки .................. 152
Литература для дополнительного чтения ...................................................... 157
Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ....................................... 158
Глава 7. Коммуникативная личность ........................................................... 159
7.1. Семиотическая граница коммуникативной личности ........................ 159
7.2. Модели коммуникативной личности ..................................................... 166
7.3. Типы коммуникативной личности ......................................................... 171
Литература для дополнительного чтения ...................................................... 174
Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ....................................... 174
Глава 8. Семиотическая граница социума и межкультурная
коммуникация ............................................................................................. 176
8.1. Семиотическая граница социума .......................................................... 176
8.2. «Языковой имидж» как стереотип ........................................................ 180
8.3. Основные понятия межкультурной коммуникации ............................ 182
Литература для дополнительного чтения ...................................................... 187
Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ...................................... 187
Глава 9. Групповая и массовая коммуникация ........................................... 189
9.1. Группа: роли, лидерство, коммуникация ............................................. 189
9.2. Организация: структура, отношения, коммуникационные потоки ... 196
9.3. Специфика массовой коммуникации и ее функции ............................ 204
Литература для дополнительного чтения ...................................................... 211
Вопросы и задания для обсуждения и самопроверки ...................................... 212
ПРИЛОжеНИе. Схемы коммуникативного анализа ................................. 214
Схема первичного анализа коммуникативного акта (коммуникативного
события) .................................................................................................... 214
Схема типологического анализа коммуникативного акта
(коммуникативного события) ................................................................. 216
Схема функционального анализа коммуникативного акта
(коммуникативного события) ................................................................. 217
Схема семиотического анализа элементов коммуникативного акта
(коммуникативного события) ................................................................. 218
Схема прагматического анализа коммуникативного акта
(коммуникативного события) ................................................................. 219
Схема личностного анализа коммуникативного акта
(коммуникативного события) ................................................................. 220
Рекомендуемые веб-сайты .................................................................................. 221
Рекомендуемая дополнительная литература .................................................... 223
4
Стр.4