З-26 Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. <...> Исходя из категории «художественное сознание» как основополагающей при интерпретации литературного процесса, автор рассматривает события и факты русской литературы XX века в тесной связи с развитием литературы европейской. <...> : концепция одиночества в русском экзистенциальном сознании XX века . <...> Вдали от России: к воплощению через развоплощение . <...> : поэт и его проза в системе двоемирий. <...> ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА XX век закончился, но с его окончанием обострились два чувства прощальной жалости по ушедшему и тревоги от ожидаемого будущего. <...> Каково сознание века, который «вынесла на свет» русская литература XX столетия? <...> А над всеми «процессами» погружения человека в «беспредельности» обезбоженно-обездушенного мира исчерпывающе точные и столь же непревзойденно трагические бердяевские «формулы» века: дематериализация, развоплощение, распыление плоти мира, процесс разложения. <...> Вряд ли без этой веры эсхатологически настроенного Бердяева родилась бы и вера человека другого дня Даниила Андреева, который подытожил все формулы начала столетия из прародимых хаосов собственной судьбы, в которые так властно и жестоко поселил его век. <...> Отметим это определение: оно методологическая проекция базового для нашей книги понятия: художественное сознание. <...> Но, разумеется, точнее всего формула художественного сознания века выявляется в художественной литературе. <...> Обозначим лишь круг имен, который дает основание для реконструирования экзистенциальной парадигмы русско-европейской истории литературы XX века как метасодержательной категории: С. <...> В начале XXI столетия уже и не понять, о каком периоде истории XX века в 1911 г. рубежным сознанием своим догадывался Андрей Белый, когда пророчествовал: «Раз взлетев на дыбы и глазами меряя воздух, медный конь копыт не опустит: прыжок над историей будет, великое будет волнение; рассечется <...>
Экзистенциальная_традиция_в_русской_литературе_XX_века._Диалоги_на_границах_столетий_.pdf
В.В. ЗАМАНСКАЯ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ
ТРАДИЦИЯ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ХХ ВЕКА
ДИАЛОГИ
НА ГРАНИЦАХ СТОЛЕТИЙ
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Рекомендовано Учебно-методическим объединением
по специальностям педагогического образования
в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 032900 – русский язык и литература
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2018
Стр.1
УДК 820/89.0
ББК 83.3
З-26
Р е ц е н з е н т ы :
д-р филол. наук, проф. каф. рус. лит. ХХ в. филол. фак. МГУ
им. М.В. Ломоносова М.В. Михайлова;
д-р филол. наук, проф., зав. каф. рус. и зарубеж. лит. РУДН,
заслуж. деят. науки РФ А.С. Карпов;
д-р филол. наук, проф., зав. каф. рус. лит. ХХ в. МПГУ В.А. Лазарев
Заманская В.В.
З-26
Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века.
Диалоги на границах столетий [Электронный ресурс] : учеб.
пособие / В.В. Заманская. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018.
— 304 с.
ISBN 978-5-89349-302-3
Изучение экзистенциальной традиции в русской литературе – новое и
весьма перспективное направление в исследовании художественной
литературы XX века. Исходя из категории «художественное сознание»
как основополагающей при интерпретации литературного процесса,
автор рассматривает события и факты русской литературы XX века в
тесной связи с развитием литературы европейской.
Интерпретация творчества русских и европейских писателей с
использованием контекстно-герменевтического метода позволила наглядно
продемонстрировать единство экзистенциальной парадигмы культурной
жизни в России и Европе XX века.
Реконструируя русско-европейские писательские диа- и полилоги
(С. Кьеркегор – Ф. Тютчев – Л. Толстой – Ф. Достоевский – А. Шопенгауэр
– Ф. Ницше – Ф. Кафка – А. Белый – Л. Андреев – Ж.-П. Сартр –
А. Камю – И. Бунин – В. Набоков – Г. Иванов и др.), автор очевидно
демонстрирует параллелизм, а подчас и первенство русских писателей
в развитии экзистенциальной традиции.
УДК 820/89.0
ББК 83.3
ISBN 978-5-89349-302-3
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
1. Тема отчуждения в романе «Петербург»
и истоки авангардизма . .................................................... 146
2. Экзистенциальное слово À. Белого . ................................ 154
3. Роман «Ïåòåðáóðã» и русский модерн и авангард . ....... 157
III. «Отчизна одиночества» в русской поэзии
начала XX âåêà. ...................................................................... 163
1. Опыт В. Брюсова: концепция одиночества в
русском экзистенциальном сознании XX века . ............... 165
2. Ситуация одиночества как художественное самовыражение
À. Ахматовой .................................................................... 167
3. Экзистенциальное мироощущение Â. Маяковского . ........ 169
4. Онтологическое одиночество Ì. Цветаевой . ................... 171
5. Поэтический образ одиночества в поэзии
1920-õ годов . ..................................................................... 175
6. Экзистенциальная органичность мира
Î. Мандельштама . ............................................................. 177
IV. Русская проза первой трети XX века: от Я-личности
к ß-ýêçèñòåíöèè. ..................................................................... 180
1. Познание сущности жизни в прозе À. Куприна . .............. 180
2. Конфликт М. Арцыбашева с традицией
уходящей эпохи . ............................................................... 182
3. Опыт становления экзистенциального сознания
в творчестве Ô. Сологуба ................................................. 185
4. Индивидуальные экзистенциальные воззрения
Ì. Горького . ...................................................................... 187
5. Экзистенциальный конфликт À. Платонова . .................... 198
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Вдали от России: к воплощению через
развоплощение ................................................................................... 207
I.
È. Áóíèí: между мигом и вечностью ..................................... 207
II. Â. Íàáîêîâ: поэт и его проза в системе двоемирий. ........... 229
III. Ã. Èâàíîâ: «...óìåþ только развоплощать» . ......................... 251
IV. Þ. Ìàìëååâ: репортаж из бездн «çàñîçíàíèÿ» . .................. 278
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Оппозиция «экзистенциальное
диалогическое» в художественном сознании XX âåêà. ............... 289
ЛИТЕРАТУРА . ..................................................................................... 296
Ââåäåíèå; Глава первая . ............................................................... 296
Глава вторая .................................................................................. 298
Глава третья ................................................................................... 301
4
Стр.4