Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторЗаманская В. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц304
ID244254
АннотацияИзучение экзистенциальной традиции в русской литературе – новое и весьма перспективное направление в исследовании художественной литературы XX века. Исходя из категории «художественное сознание» как основополагающей при интерпретации литературного процесса, автор рассматривает события и факты русской литературы XX века в тесной связи с развитием литературы европейской. Интерпретация творчества русских и европейских писателей с использованием контекстно-герменевтического метода позволила наглядно продемонстрировать единство экзистенциальной парадигмы культурной жизни в России и Европе XX века. Реконструируя русско-европейские писательские диа- и полилоги (С. Кьеркегор – Ф. Тютчев – Л. Толстой – Ф. Достоевский – А. Шопенгауэр – Ф. Ницше – Ф. Кафка – А. Белый – Л. Андреев – Ж.-П. Сартр – А. Камю – И. Бунин – В. Набоков – Г. Иванов и др.), автор очевидно демонстрирует параллелизм, а подчас и первенство русских писателей в развитии экзистенциальной традиции.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 – русский язык и литература.
ISBN978-5-89349-302-3
УДК821.0
ББК83.3
Заманская, В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий : учеб. пособие / В.В. Заманская .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 304 с. — ISBN 978-5-89349-302-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/244254 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

З-26 Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. <...> Исходя из категории «художественное сознание» как основополагающей при интерпретации литературного процесса, автор рассматривает события и факты русской литературы XX века в тесной связи с развитием литературы европейской. <...> : концепция одиночества в русском экзистенциальном сознании XX века . <...> Вдали от России: к воплощению через развоплощение . <...> : поэт и его проза в системе двоемирий. <...> ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА XX век закончился, но с его окончанием обострились два чувства — прощальной жалости по ушедшему и тревоги от ожидаемого будущего. <...> Каково сознание века, который «вынесла на свет» русская литература XX столетия? <...> А над всеми «процессами» погружения человека в «беспредельности» обезбоженно-обездушенного мира — исчерпывающе точные и столь же непревзойденно трагические бердяевские «формулы» века: дематериализация, развоплощение, распыление плоти мира, процесс разложения. <...> Вряд ли без этой веры эсхатологически настроенного Бердяева родилась бы и вера человека другого дня — Даниила Андреева, который подытожил все формулы начала столетия из прародимых хаосов собственной судьбы, в которые так властно и жестоко поселил его век. <...> Отметим это определение: оно — методологическая проекция базового для нашей книги понятия: художественное сознание. <...> Но, разумеется, точнее всего формула художественного сознания века выявляется в художественной литературе. <...> Обозначим лишь круг имен, который дает основание для реконструирования экзистенциальной парадигмы русско-европейской истории литературы XX века как метасодержательной категории: С. <...> В начале XXI столетия уже и не понять, о каком периоде истории XX века в 1911 г. рубежным сознанием своим догадывался Андрей Белый, когда пророчествовал: «Раз взлетев на дыбы и глазами меряя воздух, медный конь копыт не опустит: прыжок над историей — будет, великое будет волнение; рассечется <...>
Экзистенциальная_традиция_в_русской_литературе_XX_века._Диалоги_на_границах_столетий_.pdf
В.В. ЗАМАНСКАЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА ДИАЛОГИ НА ГРАНИЦАХ СТОЛЕТИЙ Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 – русский язык и литература Москва Издательство «ФЛИНТА» 2018
Стр.1
УДК 820/89.0 ББК 83.3 З-26 Р е ц е н з е н т ы : д-р филол. наук, проф. каф. рус. лит. ХХ в. филол. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова М.В. Михайлова; д-р филол. наук, проф., зав. каф. рус. и зарубеж. лит. РУДН, заслуж. деят. науки РФ А.С. Карпов; д-р филол. наук, проф., зав. каф. рус. лит. ХХ в. МПГУ В.А. Лазарев Заманская В.В. З-26 Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.В. Заманская. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 304 с. ISBN 978-5-89349-302-3 Изучение экзистенциальной традиции в русской литературе – новое и весьма перспективное направление в исследовании художественной литературы XX века. Исходя из категории «художественное сознание» как основополагающей при интерпретации литературного процесса, автор рассматривает события и факты русской литературы XX века в тесной связи с развитием литературы европейской. Интерпретация творчества русских и европейских писателей с использованием контекстно-герменевтического метода позволила наглядно продемонстрировать единство экзистенциальной парадигмы культурной жизни в России и Европе XX века. Реконструируя русско-европейские писательские диа- и полилоги (С. Кьеркегор – Ф. Тютчев – Л. Толстой – Ф. Достоевский – А. Шопенгауэр – Ф. Ницше – Ф. Кафка – А. Белый – Л. Андреев – Ж.-П. Сартр – А. Камю – И. Бунин – В. Набоков – Г. Иванов и др.), автор очевидно демонстрирует параллелизм, а подчас и первенство русских писателей в развитии экзистенциальной традиции. УДК 820/89.0 ББК 83.3 ISBN 978-5-89349-302-3 © Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
Стр.3
1. Тема отчуждения в романе «Петербург» и истоки авангардизма . .................................................... 146 2. Экзистенциальное слово À. Белого . ................................ 154 3. Роман «Ïåòåðáóðã» и русский модерн и авангард . ....... 157 III. «Отчизна одиночества» в русской поэзии начала XX âåêà. ...................................................................... 163 1. Опыт В. Брюсова: концепция одиночества в русском экзистенциальном сознании XX века . ............... 165 2. Ситуация одиночества как художественное самовыражение À. Ахматовой .................................................................... 167 3. Экзистенциальное мироощущение Â. Маяковского . ........ 169 4. Онтологическое одиночество Ì. Цветаевой . ................... 171 5. Поэтический образ одиночества в поэзии 1920-õ годов . ..................................................................... 175 6. Экзистенциальная органичность мира Î. Мандельштама . ............................................................. 177 IV. Русская проза первой трети XX века: от Я-личности к ß-ýêçèñòåíöèè. ..................................................................... 180 1. Познание сущности жизни в прозе À. Куприна . .............. 180 2. Конфликт М. Арцыбашева с традицией уходящей эпохи . ............................................................... 182 3. Опыт становления экзистенциального сознания в творчестве Ô. Сологуба ................................................. 185 4. Индивидуальные экзистенциальные воззрения Ì. Горького . ...................................................................... 187 5. Экзистенциальный конфликт À. Платонова . .................... 198 ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Вдали от России: к воплощению через развоплощение ................................................................................... 207 I. È. Áóíèí: между мигом и вечностью ..................................... 207 II. Â. Íàáîêîâ: поэт и его проза в системе двоемирий. ........... 229 III. Ã. Èâàíîâ: «...óìåþ только развоплощать» . ......................... 251 IV. Þ. Ìàìëååâ: репортаж из бездн «çàñîçíàíèÿ» . .................. 278 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Оппозиция «экзистенциальное — диалогическое» в художественном сознании XX âåêà. ............... 289 ЛИТЕРАТУРА . ..................................................................................... 296 Ââåäåíèå; Глава первая . ............................................................... 296 Глава вторая .................................................................................. 298 Глава третья ................................................................................... 301 4
Стр.4