Мрак Синая и свет Фавора: апофатика Варлама Шаламова . <...> «Я наследник, но не продолжатель традиций реализма»: «Колымские рассказы» как палимпсест . <...> 134 Глава 3. «.новатор завтрашнего завтра»: «новая» проза в литературно-философском контексте ХХ века . <...> Шаламов и русское зарубежье (к вопросу о единстве русской литературы) . <...> «Колымские рассказы» Варлама Шаламова («будто пропиталась кровью бумага»1 ) неожиданно привели за собой строки, исполненные глубочайшего лиризма и тончайших поэтических переживаний: «Но льзя ли в мертвое живое передать? <...> Шаламов же стоял перед необходимостью «художественного исследования страшной темы» (5, 147), в которую входили никем не описанная «легкость будущего мертвеца», «горящие голодным блеском» глаза трупа, ноющая, «как отмороженная рука», память — все то, что побуждало писателя задавать аналогичный, но отнюдь не риторический вопрос: «Имеют ли мои рассказы чисто литературные особенности, которые дают им место в русской прозе? <...> Как правило, говорим о противоречии между научной теорией и художественной практикой, сознательностью авторской установки и иррациональной стихией творчества. лагерная литература, тем более проза Шаламова — явно не подходящий материал для подобной логической эквилибристики. <...> Мрак Синая и свет Фавора: апофатика Варлама Шаламова «Сам я лишен религиозного чувства», — признавался Шаламов, вспоминая родителей — отца-священника и мать, самоотверженную в служении ближним (4, 304). <...> Хорошо известны и другие антирелигиозные, нередко эпатирующие высказывания автора «Колымских рассказов», в контексте которых не кажется случайным демонстративное упрощение имени — не Варлаам, а Варлам. <...> Казалось бы, как и шаламовские персонажи, герои Солженицына были не прочь «закосить» лишнюю миску горячей похлебки. <...> Христианские экзегеты толкуют синайскую тьму двояко: и как символическое напоминание о непознаваемости Божественной сущности, и как выражение немощи и слепоты <...>
«У_времени_на_дне»_эстетика_и_поэтика_прозы_Варлама_Шаламова_.pdf
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)6
Ж34
Ж34
Жаравина Л.В.
«У времени на дне» : эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова :
монография / Л.В. Жаравина. — 6-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА,
2022. — 232 с. — ISBN 978-5-9765-0926-9. — Текст : электронный.
В монографии исследован феномен прозы Варлама Шаламова как итог
напряженного духовного поиска и реализации новых принципов эстетического
осмысления исключительного по своему трагизму материала. Раскрыта
уникальность художественного мира писателя в контексте национальной
литературной и философско-религиозной традиции.
Для филологов, специалистов гуманитарного профиля, учителейсловесников,
а также всех, интересующихся историей отечественной культуры.
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)6
ISBN 978-5-9765-0926-9
© Жаравина Л.В., 2010
© Издательство «ФЛИНТА», 2010
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора ......................................................................................................................... 4
Глава 1. «новая» проза в духовном измерении ................................................... 10
1.1. Мрак Синая и свет Фавора: апофатика Варлама Шаламова ...................... 10
1.2. Homo Scribens: от Василия тредиаковского к Варламу Шаламову ........... 36
1.3. Шаламов и Пушкин ....................................................................................... 50
1.3.1. Пушкинский «ключ» к «Колымским рассказам» ........................... 50
1.3.2. Что есть истина... Проблема художественной достоверности ........ 69
Глава 2. «Я наследник, но не продолжатель традиций реализма»:
«Колымские рассказы» как палимпсест .............................................. 84
2.1. Шаламов и Гоголь ......................................................................................... 84
2.1.1. «Все мы вышли из “Шинели”...» ....................................................... 90
2.1.2. Живые / мертвые души ...................................................................... 105
2.1.3. «“Звездные” вопросы и мелочи...» ................................................... 121
2.2. «Колымские рассказы» и сибирская беллетристика
н. Чернышевского: экзотический элемент в прозе В. Шаламова ........... 134
Глава 3. «...новатор завтрашнего завтра»: «новая» проза
в литературно-философском контексте ХХ века .............................. 150
3.1. Космос ГУлаГа: метаморфозы позитивизма ........................................... 150
3.2. Художественная соматология Шаламова .................................................. 162
3.3. Шаламов и русское зарубежье (к вопросу о единстве
русской литературы) ................................................................................... 175
3.3.1. «Дом превратился в дым...»: образно-понятийный комплекс
«родная земля» в литературе зарубежья и «колымской» прозе ..... 175
3.3.2. «на пороге как бы двойного бытия...» ........................................... 196
ПРИМЕЧанИЯ .......................................................................................................... 216
3
Стр.3