Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

«У времени на дне»: эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторЖаравина Л. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц232
ID244243
АннотацияВ монографии исследован феномен прозы Варлама Шаламова как итог напряженного духовного поиска и реализации новых принципов эстетического осмысления исключительного по своему трагизму материала. Раскрыта уникальность художественного мира писателя в контексте национальной литературной и философско-религиозной традиции.
Кому рекомендованоДля филологов, специалистов гуманитарного профиля, учителей-словесников, а также всех, интересующихся историей отечественной культуры.
ISBN978-5-9765-0926-9
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос-Рус)6
Жаравина, Л.В. «У времени на дне»: эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова : монография / Л.В. Жаравина .— 6-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022 .— 232 с. — Библиогр. в примеч. — ISBN 978-5-9765-0926-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/244243 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мрак Синая и свет Фавора: апофатика Варлама Шаламова . <...> «Я наследник, но не продолжатель традиций реализма»: «Колымские рассказы» как палимпсест . <...> 134 Глава 3. «.новатор завтрашнего завтра»: «новая» проза в литературно-философском контексте ХХ века . <...> Шаламов и русское зарубежье (к вопросу о единстве русской литературы) . <...> «Колымские рассказы» Варлама Шаламова («будто пропиталась кровью бумага»1 ) неожиданно привели за собой строки, исполненные глубочайшего лиризма и тончайших поэтических переживаний: «Но льзя ли в мертвое живое передать? <...> Шаламов же стоял перед необходимостью «художественного исследования страшной темы» (5, 147), в которую входили никем не описанная «легкость будущего мертвеца», «горящие голодным блеском» глаза трупа, ноющая, «как отмороженная рука», память — все то, что побуждало писателя задавать аналогичный, но отнюдь не риторический вопрос: «Имеют ли мои рассказы чисто литературные особенности, которые дают им место в русской прозе? <...> Как правило, говорим о противоречии между научной теорией и художественной практикой, сознательностью авторской установки и иррациональной стихией творчества. лагерная литература, тем более проза Шаламова — явно не подходящий материал для подобной логической эквилибристики. <...> Мрак Синая и свет Фавора: апофатика Варлама Шаламова «Сам я лишен религиозного чувства», — признавался Шаламов, вспоминая родителей — отца-священника и мать, самоотверженную в служении ближним (4, 304). <...> Хорошо известны и другие антирелигиозные, нередко эпатирующие высказывания автора «Колымских рассказов», в контексте которых не кажется случайным демонстративное упрощение имени — не Варлаам, а Варлам. <...> Казалось бы, как и шаламовские персонажи, герои Солженицына были не прочь «закосить» лишнюю миску горячей похлебки. <...> Христианские экзегеты толкуют синайскую тьму двояко: и как символическое напоминание о непознаваемости Божественной сущности, и как выражение немощи и слепоты <...>
«У_времени_на_дне»_эстетика_и_поэтика_прозы_Варлама_Шаламова_.pdf
УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус)6 Ж34 Ж34 Жаравина Л.В. «У времени на дне» : эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова : монография / Л.В. Жаравина. — 6-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 232 с. — ISBN 978-5-9765-0926-9. — Текст : электронный. В монографии исследован феномен прозы Варлама Шаламова как итог напряженного духовного поиска и реализации новых принципов эстетического осмысления исключительного по своему трагизму материала. Раскрыта уникальность художественного мира писателя в контексте национальной литературной и философско-религиозной традиции. Для филологов, специалистов гуманитарного профиля, учителейсловесников, а также всех, интересующихся историей отечественной культуры. УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус)6 ISBN 978-5-9765-0926-9 © Жаравина Л.В., 2010 © Издательство «ФЛИНТА», 2010
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора ......................................................................................................................... 4 Глава 1. «новая» проза в духовном измерении ................................................... 10 1.1. Мрак Синая и свет Фавора: апофатика Варлама Шаламова ...................... 10 1.2. Homo Scribens: от Василия тредиаковского к Варламу Шаламову ........... 36 1.3. Шаламов и Пушкин ....................................................................................... 50 1.3.1. Пушкинский «ключ» к «Колымским рассказам» ........................... 50 1.3.2. Что есть истина... Проблема художественной достоверности ........ 69 Глава 2. «Я наследник, но не продолжатель традиций реализма»: «Колымские рассказы» как палимпсест .............................................. 84 2.1. Шаламов и Гоголь ......................................................................................... 84 2.1.1. «Все мы вышли из “Шинели”...» ....................................................... 90 2.1.2. Живые / мертвые души ...................................................................... 105 2.1.3. «“Звездные” вопросы и мелочи...» ................................................... 121 2.2. «Колымские рассказы» и сибирская беллетристика н. Чернышевского: экзотический элемент в прозе В. Шаламова ........... 134 Глава 3. «...новатор завтрашнего завтра»: «новая» проза в литературно-философском контексте ХХ века .............................. 150 3.1. Космос ГУлаГа: метаморфозы позитивизма ........................................... 150 3.2. Художественная соматология Шаламова .................................................. 162 3.3. Шаламов и русское зарубежье (к вопросу о единстве русской литературы) ................................................................................... 175 3.3.1. «Дом превратился в дым...»: образно-понятийный комплекс «родная земля» в литературе зарубежья и «колымской» прозе ..... 175 3.3.2. «на пороге как бы двойного бытия...» ........................................... 196 ПРИМЕЧанИЯ .......................................................................................................... 216 3
Стр.3