Т.Г. Добросклонская к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь) Медиалингвистика: системный подход 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 1 У че б н ое п о с об и е УДК 81(075.8) ББК 81.2-5 Д56 Добросклонская Т.Г. Д56 Медиалингвистика : системный подход к изучению языка СМИ : cовременная английская медиаречь [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т.Г. Добросклонская. <...> Рассматриваются теорические основы медиалингвистики, роль СМИ в динамике языковых процессов, описываются методы изучения текстов массовой информации и некоторые другие вопросы. <...> Роль СМИ в динамике языковых процессов . <...> Медиалингвистика: новая парадигма в изучении языка СМИ . <...> 43 Г л а в а 2 МЕДИАТЕКСТ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ 2.1. <...> 79 Г л а в а 3 ЛИНГВОМЕДИЙНЫЕ СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ТИПОВ МЕДИАТЕКСТОВ 3.1. <...> 175 3 Г л а в а 4 МЕДИАТЕКСТ В КОГНИТИВНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 4.1. <...> В этой связи в пособии рассматриваются следующие вопросы: теоретические основы и общественные предпо5 сылки возникновения медиалингвистики, роль СМИ в динамике языковых процессов, функционально-стилистический статус медиаречи; дается всестороннее определение медиатекста как базовой категории медиалингвистики, описываются методы изучения текстов массовой информации, анализируются лингво-форматные признаки основных типов медиатекстов — новостных, информационно-аналитических, публицистики, рекламы; подробно исследуются различные аспекты медиадискурса в контексте межкультурной коммуникации. <...> И если до недавнего времени проблемы функционирования языка в сфере массмедиа изучались в рамках разных направлений лингвистической науки — синтаксиса, стилистики, психолингвистики, социолингвистики, риторики и т.п., то медиалингвистика впервые предлагает комплексный, интегрированный подход к анализу медиаречи, который позволяет не только понять ее внешние особенности, но и раскрыть внутренние механизмы ее порождения, распространения <...>
Медиалингвистика_системный_подход_к_изучению_языка_СМИ_(современная_английская_медиаречь).pdf
Т.Г. Добросклонская
Медиалингвистика:
к системный подход
3-е издание, стереотипное
изучению языкаСМИ
(Современная английская медиаречь)
Учебное пособие
Москва
Издательство «ÔЛИНТА»
2019
1
Стр.1
УДК 81(075.8)
ББК 81.2-5
Ä56
Добросклонская Т.Г.
Ä56
Медиалингвистика : системный подход к изучению языка
СМИ : cовременная английская медиаречь [Электронный
ресурс]: ó÷åá. пособие / Ò.Ã. Добросклонская. — 3-е изд.,
стер. — Ì. : ÔЛИНТА, 2019. — 264 ñ.
ISBN 978-5-9765-0273-4
Пособие знакомит читателя с медиалингвистикой как новой стремительно
развивающейся научной дисциплиной, которая изучает
функционирование языка в средствах массовой информации.
Рассматриваются теорические основы медиалингвистики, роль СМИ
в динамике языковых процессов, описываются методы изучения
текстов массовой информации и некоторые другие вопросы.
Для студентов гуманитарных специальностей.
УДК 81(075.8)
ББК 81.2-5
ISBN 978-5-9765-0273-4
© Издательство «ÔЛИНТА», 2008
2
Стр.2
О г л а в л е н и е
Предисловие ......................................................................................... 5
Г л а в а 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ
1.1. Роль СМИ в динамике языковых процессов ................................ 9
1.2. Язык ÑÌÈ: становление и содержание понятия ....................... 23
1.3. Язык СМИ в функционально-стилистическом аспекте ............ 35
1.4. Медиалингвистика: новая парадигма в изучении
языка СМИ ................................................................................. 43
Г л а в а 2
МЕДИАТЕКСТ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ
МЕДИАЛИНГВИСТИКИ
2.1. Медиатекст: структура и содержание понятия ........................... 52
2.2. Динамика типологического описания медиатекстов ................. 60
2.3. Методы изучения медиатекстов ................................................. 67
2.4. Основные типы медиатекстов: новости,
информационная аналитика, публицистика, реклама .............. 79
Г л а в а 3
ЛИНГВОМЕДИЙНЫЕ СВОЙСТВА
ОСНОВНЫХ ТИПОВ МЕДИАТЕКСТОВ
3.1. Новости ....................................................................................... 95
3.2. Информационная аналитика, комментарий ............................ 140
3.3. Публицистика ........................................................................... 160
3.4. Реклама ..................................................................................... 175
3
Стр.3
Г л а в а 4
МЕДИАТЕКСТ
В КОГНИТИВНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
4.1. Медиатекст как единица медиадискурса .................................. 196
4.2. Тексты массовой информации как способ когнитивного
отражения действительности .................................................... 201
4.3. Медиатекст: уровень лингвокультурологического
описания ................................................................................... 223
4.4. Тексты массовой информации в свете взаимодействия
культур ....................................................................................... 241
Основная литература ......................................................................... 257
Дополнительная литература ............................................................. 258
Примерные темы письменных работ по курсу ................................. 262
4
Стр.4