Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Методы лингвистического анализа (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторДаниленко В. П.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц280
ID244199
АннотацияКурс лекций посвящён описанию фундаментальных методов лингвистического анализа – унификационного и сравнительного, синхронического и диахронического, семасиологического и ономасиологического, структурного и функционального, дисциплинарного и полевого, когнитивного и дискурсивного. Применение этих методов демонстрируется на материале решения конкретных лингвистических проблем и истории языкознания.
Кому рекомендованоДля студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов.
ISBN978-5-9765-0985-6
УДК81–13(042.4)
ББК81-5-923
Даниленко, В.П. Методы лингвистического анализа : курс лекций / В.П. Даниленко .— 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 280 с. — ISBN 978-5-9765-0985-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/244199 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Семасиологический и ономасиологический методы в лингвистике . <...> Эту структуру можно изобразить следующим образом: ЛИНГВИСТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИКА ВНЕШНЯЯ ВНУТРЕННЯЯ ЛИНГВИСТИКА Если лингвистическая онтология – учение о бытии языка, то лингвистическая гносеология – учение о способах его познания. <...> К первой из них относятся следующие диады методов: 1) унификационный – сравнительный; 2) синхронический – диахронический; 3) семасиологическийономасиологический; 4) структурный – функциональный. <...> 4 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ К основным недихотомическим методам лингвистического анализа относятся следующие: 1) дисциплинарного анализа; 2) языкового поля и компонентного анализа; 3) когнитивного анализа; 4) дискурсивного анализа. <...> ОБЩАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ Общая гносеология иначе называется общенаучной или философской. <...> Так, в линг6 вистическую гносеологию входит общая гносеология и специальная. <...> На первом этаже мироздания расположилась физическая природа (вода, горы, воздух и т.д.) <...> На втором этаже мироздания расположилась живая природа (растения, животные, люди). <...> На третьем этаже мироздания мы обнаруживаем психику (ощущения, восприятия, представления, понятия и т.д.) <...> На четвёртом этаже мироздания, наконец, расположилась культура (пища, одежда, жилище, техника, религия, наука, искусство, нравственность и т.д.) <...> Грамматистов позднего средневековья (Боэция Дакийского, Мишеля де Марбэ, Сигера де Куртрэ, Томаса Эрфуртского и др.) стали называть модистами, поскольку свои грамматические труды они обычно называли трактатами о модусах (способах) обозначения. <...> Как и другие модисты, латинский язык он считал идеальным вариантом языка вообще. <...> Вот почему латинские примеры у модистов выступают как иллюстрации тех или иных общелингвистических положений. <...> Большинство людей и до сих пор убеждены в том, что разные языки отличаются друг от друга лишь своей внешней, звуковой стороной, тогда как внутренняя (смысловая <...>
Методы_лингвистического_анализа.pdf
В.П. Даниленко МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Курс лекций 5-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2018
Стр.1
УДК 81–13(042.4) ББК 81-5-923 Д18 Р е ц е н з е н т ы: засл. деятель науки РФ, д-р филол. наук, проф. Л.М. Ковалева; д-р филол. наук, проф. А.М. Каплуненко Д18 Даниленко В.П. Методы лингвистического анализа [Электронный ресурс] : курс лекций / В.П. Даниленко. – 5-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2018. – 280 с. ISBN 978-5-9765-0985-6 Курс лекций посвящён описанию фундаментальных методов лингвистического анализа – унификационного и сравнительного, синхронического и диахронического, семасиологического и ономасиологического, структурного и функционального, дисциплинарного и полевого, когнитивного и дискурсивного. Применение этих методов демонстрируется на материале решения конкретных лингвистических проблем и истории языкознания. Для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов. УДК 81–13(042.4) ББК 81-5-923 ISBN 978-5-9765-0985-6 © Даниленко В.П., 2011 © Издательство «ФЛИНТА», 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . ............................................................................................................................ 4 1. Общая гносеология . ......................................................................................................... 6 Приложение. Эволюционная картина мира в концепции Пьера Тейяра де Шардена . ........................................................................................21 2. Унификационный и сравнительный методы в лингвистике . ...........................34 2.1. Унификационный метод . .......................................................................................34 2.2. Сравнительный метод . ............................................................................................42 2.2.1. Компаративистика . .......................................................................................43 2.2.2. Лингвотипология . ...........................................................................................48 Приложение. Инкорпорация словосочетаний и предложений с фразообразовательной точки зрения . ................................................................54 3. Синхронический и диахронический методы в лингвистике . ..........................66 3.1. Разграничение синхронии и диахронии . ...........................................................74 3.2. Зависимость диахронии от синхронии . .............................................................75 3.3. Зависимость синхронии от диахронии . .............................................................76 Приложение. Языковая аллергия . ................................................................................79 4. Семасиологический и ономасиологический методы в лингвистике . ...........82 Приложение. Четыре революции в европейской лингвистике ........................103 5. Структурный и функциональный методы в лингвистике ..............................110 Приложение. Мемуар о предикато- и субъектоцентризме во фразообразовании ................................................................................................125 У истоков учения об актуальном членении предложения (период до Анри Вейля) ..........................................................................................135 6. Метод дисциплинарного анализа в лингвистике ...............................................145 Приложение. Лингвокультурологические воззрения А.С. Пушкина ............152 Лепицы и нелепицы в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти» ................163 О грамматическом статусе лексикологии ..............................................................173 7. Метод языкового поля и компонентного анализа ............................................178 Приложение. Структура лексико-семантического поля цели в ономасиологическом освещении .......................................................................185 8. Метод когнитивного анализа в лингвистике .......................................................196 Приложение. К соотношению научной и языковой картин мира (на материале морфологической категории рода) .........................................209 9. Метод дискурсивного анализа в лингвистике ....................................................220 Приложение. Юмористическая история культуры в «Голубой книге» М.М. Зощенко .............................................................................................................227 На грани науки и искусства. О книге М.М. Зощенко «Перед восходом солнца» ...........................................................................................................................240 Новаторство Леонида Филатова в сказке «Про Федота-стрельца, удалого молодца» .......................................................................................................248 Вместо заключения. Отзыв о диссертации ................................................................271 Послесловие. Отзыв о курсе лекций В.П. Даниленко «Методы лингвистического анализа» .........................................................................................277 3
Стр.3