Семасиологический и ономасиологический методы в лингвистике . <...> Эту структуру можно изобразить следующим образом: ЛИНГВИСТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИКА ВНЕШНЯЯ ВНУТРЕННЯЯ ЛИНГВИСТИКА Если лингвистическая онтология – учение о бытии языка, то лингвистическая гносеология – учение о способах его познания. <...> К первой из них относятся следующие диады методов: 1) унификационный – сравнительный; 2) синхронический – диахронический; 3) семасиологический – ономасиологический; 4) структурный – функциональный. <...> 4 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ К основным недихотомическим методам лингвистического анализа относятся следующие: 1) дисциплинарного анализа; 2) языкового поля и компонентного анализа; 3) когнитивного анализа; 4) дискурсивного анализа. <...> ОБЩАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ Общая гносеология иначе называется общенаучной или философской. <...> Так, в линг6 вистическую гносеологию входит общая гносеология и специальная. <...> На первом этаже мироздания расположилась физическая природа (вода, горы, воздух и т.д.) <...> На втором этаже мироздания расположилась живая природа (растения, животные, люди). <...> На третьем этаже мироздания мы обнаруживаем психику (ощущения, восприятия, представления, понятия и т.д.) <...> На четвёртом этаже мироздания, наконец, расположилась культура (пища, одежда, жилище, техника, религия, наука, искусство, нравственность и т.д.) <...> Грамматистов позднего средневековья (Боэция Дакийского, Мишеля де Марбэ, Сигера де Куртрэ, Томаса Эрфуртского и др.) стали называть модистами, поскольку свои грамматические труды они обычно называли трактатами о модусах (способах) обозначения. <...> Как и другие модисты, латинский язык он считал идеальным вариантом языка вообще. <...> Вот почему латинские примеры у модистов выступают как иллюстрации тех или иных общелингвистических положений. <...> Большинство людей и до сих пор убеждены в том, что разные языки отличаются друг от друга лишь своей внешней, звуковой стороной, тогда как внутренняя (смысловая <...>
Методы_лингвистического_анализа.pdf
В.П. Даниленко
МЕТОДЫ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА
Курс лекций
5-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2018
Стр.1
УДК 81–13(042.4)
ББК 81-5-923
Д18
Р е ц е н з е н т ы:
засл. деятель науки РФ, д-р филол. наук, проф. Л.М. Ковалева;
д-р филол. наук, проф. А.М. Каплуненко
Д18
Даниленко В.П.
Методы лингвистического анализа [Электронный ресурс] :
курс лекций / В.П. Даниленко. – 5-е изд., стер. – М. :
ФЛИНТА, 2018. – 280 с.
ISBN 978-5-9765-0985-6
Курс лекций посвящён описанию фундаментальных методов
лингвистического анализа – унификационного и сравнительного,
синхронического и диахронического, семасиологического и ономасиологического,
структурного и функционального, дисциплинарного
и полевого, когнитивного и дискурсивного. Применение этих методов
демонстрируется на материале решения конкретных лингвистических
проблем и истории языкознания.
Для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов.
УДК 81–13(042.4)
ББК 81-5-923
ISBN 978-5-9765-0985-6
© Даниленко В.П., 2011
© Издательство «ФЛИНТА», 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . ............................................................................................................................ 4
1. Общая гносеология . ......................................................................................................... 6
Приложение. Эволюционная картина мира в концепции
Пьера Тейяра де Шардена . ........................................................................................21
2. Унификационный и сравнительный методы в лингвистике . ...........................34
2.1. Унификационный метод . .......................................................................................34
2.2. Сравнительный метод . ............................................................................................42
2.2.1. Компаративистика . .......................................................................................43
2.2.2. Лингвотипология . ...........................................................................................48
Приложение. Инкорпорация словосочетаний и предложений
с фразообразовательной точки зрения . ................................................................54
3. Синхронический и диахронический методы в лингвистике . ..........................66
3.1. Разграничение синхронии и диахронии . ...........................................................74
3.2. Зависимость диахронии от синхронии . .............................................................75
3.3. Зависимость синхронии от диахронии . .............................................................76
Приложение. Языковая аллергия . ................................................................................79
4. Семасиологический и ономасиологический методы в лингвистике . ...........82
Приложение. Четыре революции в европейской лингвистике ........................103
5. Структурный и функциональный методы в лингвистике ..............................110
Приложение. Мемуар о предикато- и субъектоцентризме
во фразообразовании ................................................................................................125
У истоков учения об актуальном членении предложения
(период до Анри Вейля) ..........................................................................................135
6. Метод дисциплинарного анализа в лингвистике ...............................................145
Приложение. Лингвокультурологические воззрения А.С. Пушкина ............152
Лепицы и нелепицы в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти» ................163
О грамматическом статусе лексикологии ..............................................................173
7. Метод языкового поля и компонентного анализа ............................................178
Приложение. Структура лексико-семантического поля цели
в ономасиологическом освещении .......................................................................185
8. Метод когнитивного анализа в лингвистике .......................................................196
Приложение. К соотношению научной и языковой картин мира
(на материале морфологической категории рода) .........................................209
9. Метод дискурсивного анализа в лингвистике ....................................................220
Приложение. Юмористическая история культуры в «Голубой книге»
М.М. Зощенко .............................................................................................................227
На грани науки и искусства. О книге М.М. Зощенко «Перед восходом
солнца» ...........................................................................................................................240
Новаторство Леонида Филатова в сказке «Про Федота-стрельца,
удалого молодца» .......................................................................................................248
Вместо заключения. Отзыв о диссертации ................................................................271
Послесловие. Отзыв о курсе лекций В.П. Даниленко «Методы
лингвистического анализа» .........................................................................................277
3
Стр.3