Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теория языка. Вводный курс (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторГорбачевский А. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц280
ID244171
АннотацияВ книге излагаются основные понятия теории языка – «гипотеза», «теория», «сущность научного исследования», «способы представления научных знаний», «специфика научных знаний». Определяются разные смыслы термина «язык», место языка среди других семиотических систем, двойственность его природы.
Кем рекомендованоУМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050301.65 – русский язык и литература
Кому рекомендованоДля студентов-филологов, магистрантов, а также аспирантов и преподавателей русского языка и литературы. Издание будет полезно также всем изучающим «Теорию языка», «Общее языкознание», «Введение в языкознание», «Актуальные проблемы современной лингвистики».
ISBN978-5-9765-0965-8
УДК81-112.2(075.8)
ББК81-923
Горбачевский, А.А. Теория языка. Вводный курс : учеб. пособие / А.А. Горбачевский .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019 .— 280 с. — ISBN 978-5-9765-0965-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/244171 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Акустическая классификация, основанная на данных органов слуха . <...> Акустическая классификация по данным инструментальной фонетики . <...> Такое явление принято называть супплетивизмом (от лат. suppletio «восполнение»), а элементы, связанные между собой такого рода отношениями, – супплетивными формами. <...> Поэтому супплетивные отношения устанавливаются только в системе, на фоне регулярных отношений. <...> 37 Из всех знаковых систем – язык животных, язык птиц, язык пчел, язык дорожных знаков – только естественный язык (которым пользуется человек) обладает способностью воплощаться в нескольких кодах, легко переключаться – по мере надобности – с одного кода на другой. <...> Считая, что язык пчел по сравнению с другими семиотическими системами, созданными природой, ближе всего к человеческому языку, известный французский языковед Эмиль Бенвенист писал: « <…> Коммуникация пчел резко противопоставлена человеческим языкам: их сообщение нельзя расчленить. <...> Принцип двойного членения, свойственный языку человека, на язык пчел, равно как и на другие семиотические системы, существующие в природе, не распространяется. <...> Даже язык пчел, при помощи которого передается достаточно сложная информация, не является по своей сути диалогичным. <...> Одна из них – артикуляционная фонетика изучает звуки как анатомо-физиологическое явление, другая – акустическая фонетика изучает звуки как явление акустики. <...> Артикуляционная фонетика Артикуляционная фонетика учитывает работу органов речи во время произношения звуков. <...> Артикуляционная классификация гласных Эта классификация учитывает работу языка, губ, а также степень раскрытия рта. <...> Артикуляционная классификация согласных Эта классификация учитывает следующие признаки. <...> Длительность произношения смычных отличается от длительности произношения щелевых, например, д от з, т от с (иногда первые называют мгновенными, а вторые – длительными). <...> Но длительность произношения одинаковых звуков, например <...>
Теория_языка._Вводный_курс.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Теория_языка._Вводный_курс.pdf
А.А. Горбачевский ТЕОРИЯ ЯЗЫКА Вводный курс Учебное пособие 4-е издание, стереотипное Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050301.65 – русский язык и литература Москва Издательство «ФЛИНТА» 2019
Стр.1
УДК 81-112.2(075.8) ББК 81я73 Г67 Рецензенты: д-р филол. наук, профессор Л.А. Глинкина, д-р филол. наук, профессор Л.А. Шкатова Г67 Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.А. Горбачевский. – 4-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2019. – 280 с. ISBN 978-5-9765-0965-8 В книге излагаются основные понятия теории языка – «гипотеза», «теория», «сущность научного исследования», «способы представления научных знаний», «специфика научных знаний». Определяются разные смыслы термина «язык», место языка среди других семиотических систем, двойственность его природы. Для студентов-филологов, магистрантов, а также аспирантов и преподавателей русского языка и литературы. Издание будет полезно также всем изучающим «Теорию языка», «Общее языкознание», «Введение в языкознание», «Актуальные проблемы современной лингвистики». УДК 81-112.2(075.8) ББК 81я73 ISBN 978-5-9765-0965-8 © Горбачевский А.А., 2011 © Издательство «ФЛИНТА», 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ..................................................................................................................... 6 I. Теория языка: ее место в системе научных знаний § 1. Основные понятия научной теории .................................................................. 8 § 2. Наука как способ познания окружающего мира ........................................11 § 3. Способы представления научных знаний .....................................................13 § 4. Виды научных текстов ..........................................................................................17 § 5. Основные разделы науки о языке ....................................................................19 § 6. Основные понятия: система, знак ....................................................................26 § 7. Употребление термина язык в разных смыслах ..........................................32 § 8. Язык и другие знаковые системы .....................................................................38 § 9. Двойственность природы человеческого языка ..........................................42 § 10. Гипотезы о происхождении языка ................................................................43 II. Язык как знаковая система § 11. Уровни языковой системы ..............................................................................54 § 12. Подходы к изучению звуков человеческой речи ......................................55 § 13. Артикуляционная фонетика ...........................................................................57 § 14. Артикуляционная классификация гласных ...............................................58 § 15. Артикуляционная классификация согласных ...........................................59 § 16. Акустическая фонетика ....................................................................................60 § 17. Акустическая классификация, основанная на данных органов слуха ........................................................................................................61 § 18. Акустическая классификация по данным инструментальной фонетики .................................................................................................................63 § 19. Функциональная фонетика .............................................................................66 § 20. Фонологические школы ...................................................................................71 § 21. Понятие фонологической оппозиции ...........................................................72 § 22. Различительные признаки гласных фонем ................................................75 § 23. Различительные признаки согласных фонем ............................................77 § 24. Письмо и звуковой состав языка ....................................................................79 § 25. Фонетическая транскрипция ...........................................................................81 § 26. Фонетическая транскрипция и стили произношения ............................82 § 27. Фонематическая транскрипция ......................................................................83 § 28. Практическая транскрипция ...........................................................................86 § 29. Транслитерация ....................................................................................................92 III. Языковая система: ее устройство и функционирование Фонетика и фонология 3
Стр.3
§ 30. Комбинаторные и позиционные изменения ...............................................95 § 31. Способы определения фонетических изменений .................................. 100 § 32. Типы обусловленных фонетических изменений ................................... 102 § 33. Периферийные фонетические изменения ............................................... 108 § 34. Отличительные признаки слова .................................................................. 118 § 35. Варьирование термина «слово»: общелингвистический аспект ..... 122 § 36. Лексическое и грамматическое значения слова ..................................... 126 § 37. Способы выражения грамматических значений .................................... 127 § 38. Варьирование термина «слово»: внутриязыковой аспект .................. 131 § 39. Морфема и алломорфы ................................................................................... 133 § 40. Классификация морфем ................................................................................. 136 § 41. Нулевые морфемы ............................................................................................ 145 § 42. Морфемный анализ .......................................................................................... 147 § 43. «Квадрат Гринберга» ....................................................................................... 153 § 44. Морфологические изменения ...................................................................... 155 Слово и его строение § 45. Синтаксические связи ..................................................................................... 170 § 46. Простые и сложные словосочетания: их структура и варьирование .................................................................................................. 170 Словосочетание и предложение § 47. Подчинительные синтаксические связи в составе словосочетания .................................................................................................. 172 § 48. Предложение как единица языка ................................................................ 176 § 49. Предложение как единица речи ................................................................... 179 § 50. Формально-грамматический анализ предложения .............................. 180 § 51. Смысловой анализ предложения ................................................................ 181 § 52. Научный метод как совокупность исследовательских приемов ..... 185 § 53. Логическая структура научного метода .................................................... 188 § 54. Описательный метод и его применение в истории науки о языке ... 190 § 55. Сравнительно-исторический метод ........................................................... 196 § 56. Сопоставительный метод ............................................................................... 200 § 57. Методы структурной лингвистики ............................................................. 209 1. Дескриптивный метод ................................................................................ 210 2. Компонентный анализ ................................................................................ 213 3. Трансформационный анализ ................................................................... 216 4. Оппозитивный анализ ................................................................................ 218 § 58. Когнитивный анализ ....................................................................................... 220 § 59. Методы и приемы: их взаимосвязь ............................................................. 223 IV. Методы в языкознании 4
Стр.4
§ 60. Многообразие языков ...................................................................................... 233 § 61. Возможные классификации языков .......................................................... 235 § 62. Генеалогическая классификация языков ................................................. 238 § 63. Важнейшие языковые семьи и языки ........................................................ 239 § 64. Языковые макросемьи: ностратические языки ...................................... 248 § 65. Типологическая классификация языков ................................................. 251 V. Классификации языков Заключение ................................................................................................................. 260 Сведения о языковедах, упоминаемых в пособии ...................................... 262 Рекомендуемая литература .................................................................................. 279
Стр.5