Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Введение в когнитивное терминоведение (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторГолованова Е. И.
ИздательствоМ.: НАУКА
Страниц225
ID244167
АннотацияВ учебном пособии содержится обзор ключевых проблем когнитивного терминоведения как особого направления науки о терминах, отражающего современное состояние научного знания. Освещаются дискуссионные вопросы природы термина и среды его функционирования, взаимодействия специального и обыденного знания в единицах профессиональной коммуникации.
Кому рекомендованоДля студентов и магистрантов филологических специальностей университетов, а также аспирантов, изучающих механизмы взаимодействия языка, мышления и деятельности.
ISBN978-5-9765-1046-3 (ФЛИНТА)
УДК81’373.46(075.8)
ББК81.2-923
Голованова, Е. И. Введение в когнитивное терминоведение : учеб. пособие / Е. И. Голованова .— Москва : НАУКА : ФЛИНТА, 2011 .— 225 с. — ISBN 978-5-9765-1046-3 (ФЛИНТА) .— ISBN 978-5-02-037407-2 (Наука) .— URL: https://rucont.ru/efd/244167 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Golovanova.qxd 25.05.2011 21:05 Page 1 Е.И. Голованова Введение в когнитивное терминоведение Учебное пособие ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНОЕ ТЕРМИНОВЕДЕНИЕ Учебное пособие Е.И. Голованова ФЛИНТА•НАУКА ФЛИНТА•НАУКА Е.И. <...> Голованова Введение в когнитивное терминоведение Е.И. Голованова ВВЕдЕнИЕ В коГнИтИВноЕ тЕрмИноВЕдЕнИЕ Учебное пособие Москва издательство «Флинта» издательство «наука» 2011 1 УДК 81’373.46(075.8) ббК 81.2-923 Г61 Голованова Е.И. <...> ISBN 978-5-9765-1046-3 (Флинта) ISBN 978-5-02-037407-2 (наука) В учебном пособии содержится обзор ключевых проблем когнитивного терминоведения как особого направления науки о терминах, отражающего современное состояние научного знания. освещаются дискуссионные вопросы природы термина и среды его функционирования, взаимодействия специального и обыденного знания в единицах профессиональной коммуникации. <...> 5 Глава 1. когнитивно-коммуникативная парадигма научного знания и развитие терминоведения . <...> Эвристический потенциал когнитивных терминов и развитие терминоведения . <...> Язык и знание как ключевая проблема когнитивного терминоведения . <...> Язык профессиональной коммуникации и термин как центральные объекты когнитивного терминоведения . <...> Феномен перекатегоризации в сфере научного знания . <...> Антиконцепт как инструмент интерпретации системы специальных знаний . <...> Концептуализация «неявного» знания в устной профессиональной лексике . <...> Эволюция профессионального знания как предмет когнитивно-исторического терминоведения . <...> Фразеологизм как особый тип терминологической номинации . <...> 6 рассматриваемого объекта. сложность стоящих перед терминоведами проблем и вызванное этим многообразие точек зрения на пути их решения привели к тому, что вокруг использования тех или иных когнитивных терминов возникает острая полемика, само их применение в терминоведческих исследованиях оказывается неоднозначным и даже противоречивым. <...> Все это вызывает серьезные трудности у студентов и магистрантов, стоящих в начале терминоведческих <...>
Введение_в_когнитивное_терминоведение_(1).pdf
Е.И. Голованова ВВЕдЕнИЕ В коГнИтИВноЕ тЕрмИноВЕдЕнИЕ Учебное пособие Москва издательство «Флинта» издательство «наука» 2011 1
Стр.1
УДК 81’373.46(075.8) ббК 81.2-923 Г61 Голованова Е.И. Г61 Введение в когнитивное терминоведение : учеб. пособие / е.и. Голованова. — М. : Флинта : наука, 2011. — 224 с. ISBN 978-5-9765-1046-3 (Флинта) ISBN 978-5-02-037407-2 (наука) В учебном пособии содержится обзор ключевых проблем когнитивного терминоведения как особого направления науки о терминах, отражающего современное состояние научного знания. освещаются дискуссионные вопросы природы термина и среды его функционирования, взаимодействия специального и обыденного знания в единицах профессиональной коммуникации. Для студентов и магистрантов филологических специальностей университетов, а также аспирантов, изучающих механизмы взаимодействия языка, мышления и деятельности. УДК 81’373.46(075.8) ббК 81.2-923 ISBN 978-5-9765-1046-3 (Флинта) ISBN 978-5-02-037407-2 (наука) 2 © е.и. Голованова, 2011 © издательство «Флинта», 2011
Стр.2
оГЛАВЛЕнИЕ предисловие ....................................................................................................5 Глава 1. когнитивно-коммуникативная парадигма научного знания и развитие терминоведения .................................................................9 1.1. Важнейшие идеи и принципы когнитивизма ................................11 1.2. Эвристический потенциал когнитивных терминов и развитие терминоведения ...............................................................................20 1.2.1. Концепт ..................................................................................22 1.2.2. Категория ...............................................................................30 1.2.3. Когниция ................................................................................33 1.3. Язык и знание как ключевая проблема когнитивного терминоведения ...............................................................................38 Глава 2. Язык профессиональной коммуникации и термин как центральные объекты когнитивного терминоведения .....45 2.1. понятие «язык профессиональной коммуникации» ....................45 2.2. соотношение естественного и искусственного начал в языке профессиональной коммуникации ...................................53 2.3. Когнитивная сущность термина .....................................................65 2.4. ориентирующая функция термина ................................................73 2.5. термин как историческая категория ..............................................89 2.6. Когнитивно-прагматическая типология профессиональных единиц ...............................................................................................94 Глава 3. особенности категоризации и концептуализации специальных знаний ..........................................................................104 3.1. Метафора и метонимия как актуальные когнитивные механизмы в профессиональной среде .......................................104 3.2. Феномен перекатегоризации в сфере научного знания .............115 3.3. Антиконцепт как инструмент интерпретации системы специальных знаний ......................................................................122 3.4. Концептуализация «неявного» знания в устной профессиональной лексике ..........................................................130 Глава 4. когнитивные аспекты терминологической номинации ......140 4.1. Эволюция профессионального знания как предмет когнитивно-исторического терминоведения ...............................140 4.2. лексико-грамматическая специализация номинативных средств в профессиональной среде: когнитивный аспект .........145 3
Стр.3
4.3. Фразеологизм как особый тип терминологической номинации ......................................................................................152 4.4. Когнитивные основания иноязычного заимствования терминов .........................................................................................178 Глава 5. Профессиональная языковая личность: сущность, типология, лексикографическое описание ...................................186 5.1. специфика содержания и структуры профессиональной языковой личности ........................................................................188 5.2. типы профессиональной языковой личности ............................191 5.3. Этапы формирования профессиональной языковой личности .........................................................................................200 5.4. лексикографическое описание профессиональной языковой личности ........................................................................204 темы для рефератов ....................................................................................217 Рекомендуемая литература .........................................................................218 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.