Е.В. ЕРМАКОВА, А.А. ВОРОЖБИТОВА ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 372.016:80 ББК 81.2 Рус-5 Е72 Реценз е нты: д-р пед. наук, проф. <...> В Лингвориторические основы формирования языковой личности в системе дошкольного образования [Электронный ресурс]: монография / Е.В. Ермакова, А.А. Ворожбитова. <...> УДК 372.016:80 ББК 83.7я721 Научное издание Ермакова Евгения Валериевна Ворожбитова Александра Анатольевна ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Монография Подписано в печать 10.02.2014 Электронное издание для распространения через Интернет. <...> Этапы овладения языком и речью как стадии формирования и саморазвития базисных подструктур языковой личности . <...> Формирование элементарных представлений и понятий, обеспечивающих успешную речемыслительную деятельность: . <...> .146 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью кардинально усовершенствовать различные аспекты процесса формирования речемыслительной культуры россиян, создать в данной области систему непрерывного образования. <...> Как убе4 дительно показано в целом ряде исследований онтогенеза речи Н.И. Жинкиным, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурией, М.Р. Львовым, А.М. Шахнаровичем, Д.Б. Элькониным и др. учеными, речь формируется поэтапно в условиях социокультурно организованной коммуникации, и уровень ее развития у каждого конкретного ребенка зависит от многих причин. <...> Отсутствие квалифицированного педагогического вмешательства в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в личностном развитии. <...> Так, в области обучения рассказыванию разрабатывались методика обучения пересказу (Е.Ф. Лукина, Р.И. Габова, А.М. Леушина), система работы по обучению творческому рассказыванию (А.М. Дементьева, Э.П. Короткова), развитие объяснительной речи (Н.И. Кузина, Н.Н <...>
Лингвориторические_основы_формирования_языковой_личности_в_системе_дошкольного_образования_(1).pdf
УДК 372.016:80
ББК 81.2 Рус-5
Е72
Авт о ры:
канд. пед. наук Е.В. Ермакова;
д-р филол. наук, д-р пед. наук, проф. Сочинского государственного университета
А.А. Ворожбитова
Рецен зе нты :
д-р пед. наук, проф. СГУТиКД Ю.С. Тюнников;
д-р пед. наук, проф. АГПУ В.И. Спирина
Ермакова Е.В
Е72
Лингвориторические основы формирования языковой личности в системе
дошкольного образования : монография / Е.В. Ермакова, А.А. Ворожбитова. —
4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2024. — 154 с. — ISBN 978-5-9765-1878-0.
— Текст : электронный.
Изложены результаты проектирования и апробации инновационного
педагогического процесса, закладывающего основы для формирования
языковой личности дошкольника, с позиций интегративного лингвориторического
подхода.
Адресуется специалистам – педагогам, филологам, студентам, аспирантам,
преподавателям гуманитарных дисциплин.
УДК 372.016:80
ББК 83.7я721
Научное издание
Ермакова Евгения Валериевна
Ворожбитова Александра Анатольевна
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ
ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Монография
В авторской редакции
Подписано к выпуску 22.01.2024.
Уч.-изд. л. 9,15.
Электронное издание для распространения через Интернет.
ООО «ФЛИНТА», 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, офис 324.
Тел.: (495) 334-82-65; (495) 336-03-11.
E-mail: flinta@mail.ru; WebSite: www.flinta.ru
ISBN 978-5-9765-1878-0
© Ермакова Е.В., Ворожбитова А.А., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. .........................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫЙ
ПЕРИОД. ............................................................................................................12
1.1. Теория онтогенеза речи. Этапы овладения языком и речью как
стадии формирования и саморазвития базисных подструктур языковой
личности . .........................................................................................................12
1.2. Оценка теоретических подходов к организации речевого развития
дошкольников. Концепция дошкольного ЛР образования. .......................28
1.3. Анализ программно-методического обеспечения и практики развития
речи в ДОУ. ........................................................................................................44
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ . ..........................................................58
2.1. Моделирование процесса формирования языковой личности ребенка
старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. .....................................58
3.2.1. Обучение умениям успешной речемыслительной деятельности: . ....72
3.2.2. Формирование элементарных представлений и понятий,
обеспечивающих успешную речемыслительную деятельность: . ................73
2.2. Лингвориторическое конструирование содержания и дидактического
обеспечения образовательного процесса. ....................................................76
2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы. ......................94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . ..............................................................................................115
БИБЛИОГРАФИЯ. ..........................................................................................121
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . ...........................................................................................131
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . ...........................................................................................139
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 . ...........................................................................................144
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 . ...........................................................................................146
Стр.3