Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»
Е.А. Соловьева
М.В. Большедворская
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Учебно-методическое пособие
Иркутск
2014
1
Стр.1
УДК 159.9
ББК 88
М 54
Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского
государственного лингвистического университета
Рецензенты: Т.Н. Бандурка, кандидат психологических наук, доцент
кафедры психодиагностики и дифференциальной психологии
Восточно-Сибирской государственной академии образования
г. Иркутск
Н.В. Заиграева, кандидат психологических наук, доцент
кафедры комплексной коррекции нарушений детского
развития Восточно-Сибирской государственной академии
образования г. Иркутск
М 54 Е.А. Соловьева Методические рекомендации по организационному
проектированию [Электронный ресурс] / Е.А. Соловьева,
М.В. Большедворская. – Иркутск: ИГЛУ, 2014. – 47 с. – Режим
доступа: CD-R.
В учебно-методическом пособии
представлены результаты
социологического исследования ценностных ориентаций современных
студентов и даны рекомендации по формированию ценностных ориентаций.
Учебно-методическое пособие может быть рекомендовано для студентов
педагогического, философского, социологического направлений, кураторов
групп, психологов.
УДК 159.9
ББК 88
М 54
© Е.А. Соловьева, 2014
© М.В. Большедворская, 2014
© Иркутский государственный
лингвистический университет, 2014
2
Стр.2
Оглавление
Пояснительная записка
Ценности и ценностные ориентации
Методика изучения ценностных ориентаций
Результаты социологического исследования
Рекомендации по формированию ценностных ориентации
студентов
Список затекстовых ссылок
Приложения
4
5
11
15
21
37
39
3
Стр.3
Пояснительная записка
Вопрос о ценностях был поставлен еще в древнегреческой философии,
особое внимание изучению ценностей было уделено наукой в конце XIX –
начале XX века. Проблема ценностей всегда возникает, когда происходит
обесценивание старых социальных, культурных традиций, моральных и
этических норм и формируются новые традиции и нормы. В нестабильном
обществе сталкиваются «старое» и «новое». Начало XXI в. в нашем обществе
также является временем кардинальных изменений всех сторон его жизни.
В зарубежной и отечественной науке нет единого представления о
сущности ценностных ориентаций. Зарубежные исследователи в
большинстве случаев рассматривают ценностные ориентации как установки
сознания индивида относительно некоторой социальной ценности
(Ф. Знанецкий, М. Рокич, Т. Парсонс, Г. Парсонс, У. Томас и др.).
Проблемы развития самосознания, ценностей представлены в работах
Л.Н. Гумилева, В.Н. Куликова С.В. Лурье, Ю.Л. Платонова, Л.Г. Почебут,
Г.В. Старовойтовой и др. В отечественной науке выделяется три направления
в рассмотрении ценностных ориентаций: как направленность личности на
ценности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Е.И. Головаха, А.Г. Ковалев и др.);
как высший уровень фиксированных установок личности
(А.Г. Здравомыслов, Ш.А. Надирашвили, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.); как
доминирующее отношение к объектам окружающей среды на основе их
личностной значимости (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, Б.Ф. Ломов,
В.Н. Мясищев, В.И. Слободчиков и др.).
Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по формированию
ценностных ориентации современной молодежи на основе социологического
исследования, проведенного в Иркутском государственном лингвистическом
университете.
4
Стр.4
Ценности и ценностные ориентации
Целеполагание является основой жизни человека. А.Н. Леонтьев отмечал,
что цель человек возвышает его до истинно человеческого и не обосабливает,
а сливает его жизнь с жизнью людей, придает смысл существования [1].
Деятельность других систем, например, технических
является
целеисполнительной. При выборе и реализации цели человек ориентируется
на ценности, идеалы, нормы.
Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности,
признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для
исполнения ее членами. Норма – это общепризнанная в определенной
социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение
людей, все иные формы их деятельности. Система социальных норм
обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и
групп. Различают юридические, моральные, логические и другие нормы.
Нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях, регионах,
макрогруппах, микрогруппах, у отдельных людей представлений о
ценностях.
По мнению А.В. Кириченко, ценности представляют собой наиболее
гибкую, предполагающую свободный выбор и всесторонний учет
индивидуальных интересов и потребностей человека связь между личностью
и обществом, его институтами, культурой, ценностями [2].
Ценность – положительная значимость явления, предмета. Традиционно
ценности делят на предметные и субъективные. К предметным ценностям
относится естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и
стихийных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда,
(полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных
явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий;
культурное наследие; моральное добро и зло, заключенные в действиях
людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и
произведений искусства; предметы религиозного поклонения. К
5
Стр.5