Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций современных студентов (110,00 руб.)

0   0
АвторыБольшедворская Марина Владимировна, Соловьева Елена Александровна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц47
ID243656
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлены результаты социологического исследования ценностных ориентаций современных студентов и даны рекомендации по формированию ценностных ориентаций. Учебно-методическое пособие может быть рекомендовано для студентов педагогического, философского, социологического направлений, кураторов групп, психологов.
УДК159.9
ББК88
Методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций современных студентов / М.В. Большедворская, Е.А. Соловьева .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2014 .— 47 с. — URL: https://rucont.ru/efd/243656 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Е.А. Соловьева М.В. <...> Большедворская МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Учебно-методическое пособие Иркутск 2014 1 УДК 159.9 ББК 88 М 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: Т.Н. Бандурка, кандидат психологических наук, доцент кафедры психодиагностики и дифференциальной психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования г. Иркутск Н.В. <...> Заиграева, кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития Восточно-Сибирской государственной академии образования г. Иркутск М 54 Е.А. Соловьева Методические рекомендации по организационному проектированию [Электронный ресурс] / Е.А. Соловьева, М.В. Большедворская. <...> В учебно-методическом пособии представлены результаты социологического исследования ценностных ориентаций современных студентов и даны рекомендации по формированию ценностных ориентаций. <...> Учебно-методическое пособие может быть рекомендовано для студентов педагогического, философского, социологического направлений, кураторов групп, психологов. <...> УДК 159.9 ББК 88 М 54 © Е.А. Соловьева, 2014 © М.В. Большедворская, 2014 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2014 2 Оглавление Пояснительная записка Ценности и ценностные ориентации Методика изучения ценностных ориентаций Результаты социологического исследования Рекомендации по формированию ценностных ориентации студентов Список затекстовых ссылок Приложения 4 5 11 15 21 37 39 3 Пояснительная записка Вопрос о ценностях был поставлен еще в древнегреческой философии, особое внимание изучению ценностей было уделено наукой <...>
Методические_рекомендации_по_формированию_ценностных_ориентаций_современных_студентов.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Е.А. Соловьева М.В. Большедворская МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Учебно-методическое пособие Иркутск 2014 1
Стр.1
УДК 159.9 ББК 88 М 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: Т.Н. Бандурка, кандидат психологических наук, доцент кафедры психодиагностики и дифференциальной психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования г. Иркутск Н.В. Заиграева, кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития Восточно-Сибирской государственной академии образования г. Иркутск М 54 Е.А. Соловьева Методические рекомендации по организационному проектированию [Электронный ресурс] / Е.А. Соловьева, М.В. Большедворская. – Иркутск: ИГЛУ, 2014. – 47 с. – Режим доступа: CD-R. В учебно-методическом пособии представлены результаты социологического исследования ценностных ориентаций современных студентов и даны рекомендации по формированию ценностных ориентаций. Учебно-методическое пособие может быть рекомендовано для студентов педагогического, философского, социологического направлений, кураторов групп, психологов. УДК 159.9 ББК 88 М 54 © Е.А. Соловьева, 2014 © М.В. Большедворская, 2014 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2014 2
Стр.2
Оглавление Пояснительная записка Ценности и ценностные ориентации Методика изучения ценностных ориентаций Результаты социологического исследования Рекомендации по формированию ценностных ориентации студентов Список затекстовых ссылок Приложения 4 5 11 15 21 37 39 3
Стр.3
Пояснительная записка Вопрос о ценностях был поставлен еще в древнегреческой философии, особое внимание изучению ценностей было уделено наукой в конце XIX – начале XX века. Проблема ценностей всегда возникает, когда происходит обесценивание старых социальных, культурных традиций, моральных и этических норм и формируются новые традиции и нормы. В нестабильном обществе сталкиваются «старое» и «новое». Начало XXI в. в нашем обществе также является временем кардинальных изменений всех сторон его жизни. В зарубежной и отечественной науке нет единого представления о сущности ценностных ориентаций. Зарубежные исследователи в большинстве случаев рассматривают ценностные ориентации как установки сознания индивида относительно некоторой социальной ценности (Ф. Знанецкий, М. Рокич, Т. Парсонс, Г. Парсонс, У. Томас и др.). Проблемы развития самосознания, ценностей представлены в работах Л.Н. Гумилева, В.Н. Куликова С.В. Лурье, Ю.Л. Платонова, Л.Г. Почебут, Г.В. Старовойтовой и др. В отечественной науке выделяется три направления в рассмотрении ценностных ориентаций: как направленность личности на ценности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Е.И. Головаха, А.Г. Ковалев и др.); как высший уровень фиксированных установок личности (А.Г. Здравомыслов, Ш.А. Надирашвили, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.); как доминирующее отношение к объектам окружающей среды на основе их личностной значимости (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, В.И. Слободчиков и др.). Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по формированию ценностных ориентации современной молодежи на основе социологического исследования, проведенного в Иркутском государственном лингвистическом университете. 4
Стр.4
Ценности и ценностные ориентации Целеполагание является основой жизни человека. А.Н. Леонтьев отмечал, что цель человек возвышает его до истинно человеческого и не обосабливает, а сливает его жизнь с жизнью людей, придает смысл существования [1]. Деятельность других систем, например, технических является целеисполнительной. При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для исполнения ее членами. Норма – это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логические и другие нормы. Нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях, регионах, макрогруппах, микрогруппах, у отдельных людей представлений о ценностях. По мнению А.В. Кириченко, ценности представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор и всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека связь между личностью и обществом, его институтами, культурой, ценностями [2]. Ценность – положительная значимость явления, предмета. Традиционно ценности делят на предметные и субъективные. К предметным ценностям относится естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда, (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения. К 5
Стр.5