Подписной индекс в каталоге «Пресса России» 39898
ISSN 1680-1709
ББК 95.4
Ч-823
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. Я. ЯКОВЛЕВА
2012. № 3 (75)
Серия «Гуманитарные и педагогические науки»
Учредитель
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-36709 от 01 июля 2009 г.)
Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
(решение Президиума ВАК Минобрнауки России от 19 февраля 2010 года № 6/6).
Главный редактор Б. Г. Миронов
Заместитель главного редактора Т. Н. Петрова
Ответственный редактор Л. Н. Улюкова
Ответственный секретарь А. А. Сосаева
Редакционная коллегия:
Алексеев А. А. (г. Москва), Андреев В. И. (г. Казань), Анисимов Г. А. (г. Чебоксары), Артемьев Ю. М.
(г. Чебоксары), Базиев Р. С. (г. Москва), Баранова Э. А. (г. Чебоксары), Беловолов В. А.
(г. Новосибирск), Белозерцев Е. П. (г. Воронеж), Бондырева С. К. (г. Москва), Габдреев Р. В.
(г. Казань), Григорьев В. С. (г. Чебоксары), Данилов И. П. (г. Чебоксары), Драндров Г. Л.
(г. Чебоксары), Карпов И. П. (г. Йошкар-Ола), Козлов О. А. (г. Москва), Кондратьев М. Г.
(г. Чебоксары), Кузнецова Л. В. (г. Чебоксары), Кузьмина Г. П. (г. Чебоксары), Лавина Т. А.
(г. Чебоксары), Медведев Л. Г. (г. Омск), Мухтарова Ш. М. (г. Караганда, Казахстан), Павлов И. В.
(г. Чебоксары), Петренко Н. И. (г. Чебоксары), Резник Ю. М. (г. Москва), Рыбаков Л. Н.
(г. Чебоксары), Рязанцева И. М. (г. Чебоксары), Сергеев Л. П. (г. Чебоксары), Тенюкова Г. Г.
(г. Чебоксары), Ульенкова У. В. (г. Нижний Новгород), Филиппов Ю. В. (г. Нижний Новгород),
Харитонов М. Г. (г. Чебоксары), Хрисанова Е. Г. (г. Чебоксары), Широков О. Н. (г. Чебоксары).
Адрес редакции: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Тел.: (8352) 62-08-71
E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru
www: http://vestnik.chgpu.edu.ru
© ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2012
Стр.1
Гуманитарные и педагогические науки
ГУМАНИТАРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.01(091)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В. А. СУХОМЛИНСКОГО
FORMING LINGUISTIC SKILLS AT STUDENTS
IN V. A. SUKHOMLINSKY PEDAGOGICAL SYSTEM
Г. А. Анисимов
G. A. Anisimov
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье анализируются формы, методы и средства формирования лингвистической
грамотности учащихся как важнейшей основы культуры личности в педагогической системе
В. А. Сухомлинского.
Abstract. The article analyzes the forms, methods and means for forming linguistic skills at students
as the most important basis of personality culture in V. A. Sukhomlinsky pedagogical system.
Ключевые слова: формирование, лингвистическая грамотность, учащиеся, педагогическая
система В. А. Сухомлинского.
Keywords: forming, linguistic skills, students, V. A. Sukhomlinsky pedagogical system.
Актуальность исследуемой проблемы. Формирование лингвистической грамотности
учащихся в современных условиях, характеризуемых снижением общего уровня речевой,
письменной грамотности населения, является насущной проблемой образования. В решении
данной проблемы неиссякаемым научно-методическим источником является педагогическая
система В. А. Сухомлинского, направленная на формирование общей культуры человека через
обучение детей культуре речи, воспитание в них языкового чутья средствами языка.
Материал и методика исследований. Овладение детьми «одним из лучших даров
человеческой природы – даром живого слова» (В. П. Острогорский) в начальных классах
во все времена привлекал и привлекает внимание многих педагогов прошлого и настоящего.
Все они указывали на зависимость развития речи школьника от расширения у них
реальных жизненных представлений, поэтому настойчиво советовали учителям воспиты3
Стр.2
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2012. № 3 (75)
вать в детях умение зорко наблюдать окружающие предметы и явления, правильно и верно
выражать мысли о них (К. Д. Ушинский), отражать в собственных высказываниях
впечатления бытия (Л. Н. Толстой); накапливать впечатления на специальных экскурсиях
(М. А. Рыбникова), рассказывать о пережитом в творческих самостоятельных работах
(А. А. Алферов, К. Б. Бархин, В. А. Добромыслов). Если интенсивно и систематически не
работать над воспитанием в учащихся наблюдательности и умения ясно излагать свои
мысли литературным языком, то это неизбежно порождает так называемый вербализм,
то есть оперирование словами, которые не связаны в сознании ребенка с полноценными,
точными наглядными представлениями (Л. В. Занков).
В ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ
и синтез, сравнительно-сопоставительные методы.
Результаты исследований и их обсуждение. Проблема формирования грамотности
детей как процесс развития у них речемыслительных способностей остро волновала
выдающегося советского педагога-новатора В. А. Сухомлинского, который, опираясь на
лучшее, что создано методистами прошлого, обобщив опыт передовых советских учителей
и теоретически осмыслив деятельность руководимого им коллектива Павлышской
средней школы, разработал научно обоснованную систему обучения детей культуре речи,
воспитания в них языкового чутья, формирования средствами языка нравственности, этики
– показателей общей культуры человека. Воспитание «чувствительности к слову»,
любви к слову В. А. Сухомлинский считал одной из предпосылок гармоничного развития
личности. В книге «Рождение гражданина» он писал: «От культуры слова к эмоциональной
культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных
отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности» [1].
Тонкий знаток и ценитель языка В. А. Сухомлинский хорошо понимал магическую
силу слова в воспитании благородно мыслящих и чувствующих [5]. Искусство воспитания,
по его мнению, включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому
сердцу. Слово В. А. Сухомлинского доходило до каждого его воспитанника, каждого
задевало за живое и заставляло думать, переживать. Он воспитывал учеников словом
и личным примером.
Известно, что пример учителя – самый действенный способ обучения и воспитания.
В. А. Сухомлинский не добился бы поразительных успехов в своей педагогической деятельности,
если бы его слово расходилось с делом, если бы он не владел в совершенстве
искусством слова и не умел зажигать своими идеями, творческими замыслами и поисками
дружный коллектив учителей-единомышленников. Вспоминая свои первые годы руководства
школой, В. А. Сухомлинский отмечал, что он переживал необыкновенное счастье
творческого вдохновения, когда перед ним «открылась удивительно богатая, неисчерпаемая
по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать» [2, 10], когда
сознанием педагогического коллектива овладела идея единства слова и мысли, когда
учителя воодушевились поисками путей и способов интеллектуального и речевого развития
детей, когда замечательный педагог заложил первые камни здания своей знаменитой
«Школы радости», где ребенок живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества,
где проводятся интереснейшие «путешествия» к истокам мысли и слова: в сад, в лес, на
берег реки, в поле. В. А. Сухомлинский страстно верил, что чем ближе дети к окружающему
миру, тем богаче и выразительнее будет их речь, тем легче будут они понимать величие,
силу и красоту родного слова. Как и К. Д. Ушинский, он очень высоко ценил роль родного
языка в формировании личности школьника. «Через посредство слова ребенок становится
4
Стр.3