Подписной индекс в каталоге «Пресса России» 39898
ISSN 1680-1709
ББК 95.4
Ч-823
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. Я. ЯКОВЛЕВА
2012. № 2 (74). Ч. 2
Серия «Гуманитарные и педагогические науки»
Учредитель
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-36709 от 01 июля 2009 г.)
Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
(решение Президиума ВАК Минобрнауки России от 19 февраля 2010 года № 6/6).
Главный редактор Б. Г. Миронов
Заместитель главного редактора Т. Н. Петрова
Ответственный редактор Л. Н. Улюкова
Ответственный секретарь И. А. Федянина
Редакционная коллегия:
Алексеев А. А. (г. Москва), Андреев В. И. (г. Казань), Анисимов Г. А. (г. Чебоксары),
Артемьев Ю. М. (г. Чебоксары), Базиев Р. С. (г. Москва), Баранова Э. А. (г. Чебоксары), Беловолов
В. А. (г. Новосибирск), Белозерцев Е. П. (г. Воронеж), Бондырева С. К. (г. Москва), Габдреев Р. В.
(г. Казань), Григорьев В. С. (г. Чебоксары), Данилов И. П. (г. Чебоксары), Драндров Г. Л.
(г. Чебоксары), Карпов И. П. (г. Йошкар-Ола), Козлов О. А. (г. Москва), Кондратьев М. Г.
(г. Чебоксары), Кузнецова Л. В. (г. Чебоксары), Кузьмина Г. П. (г. Чебоксары), Лавина Т. А.
(г. Чебоксары), Медведев Л. Г. (г. Омск), Мухтарова Ш. М. (г. Караганда, Казахстан), Павлов И. В.
(г. Чебоксары), Петренко Н. И. (г. Чебоксары), Резник Ю. М. (г. Москва), Рыбаков Л. Н.
(г. Чебоксары), Рязанцева И. М. (г. Чебоксары), Сергеев Л. П. (г. Чебоксары), Тенюкова Г. Г.
(г. Чебоксары), Ульенкова У. В. (г. Нижний Новгород), Филиппов Ю. В. (г. Нижний Новгород),
Харитонов М. Г. (г. Чебоксары), Хрисанова Е. Г. (г. Чебоксары), Широков О. Н. (г. Чебоксары).
Адрес редакции: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Тел.: (8352) 62-08-71
E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru
www: http://vestnik.chgpu.edu.ru
© ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2012
Стр.1
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Акчулпанова Р. К. Подготовка будущего учителя к духовно-нравственному
воспитанию учащихся на основе изучения башкирского народного
эпоса «Урал-батыр» …………………………………. 3
Балунова С. А.
Вакку Г. В.
Васильева М. Н.
Гарифуллин Р. Г.
Гусарова А. Н.
Даньшина С. А.
Иванов Д. Е.,
Никитина Н. И.
Изосимова И. В.
Ильин И. Е.
Качалова Н. А.
Кириллова Т. В.,
Шкирков В. Ф.,
Кириллова О. В.
Информационно-образовательная
среда
подготовки
IT-специалистов в системе среднего профессионального
образования ……………..……..……….……………………… 7
Жанры Интернет-коммуникации: веб-сайт (на примере сайта
ГТРК «Чувашия») ……………………………………….….. 12
Нормирование труда работников кадровой службы ………... 16
Pесурсная модель управления колледжем …………………… 22
Специфика формирования дополнительных профессиональных
компетенций у будущего специалиста по физической
культуре и спорту .……………........………………..………… 28
Реформирование учебного процесса в высшей школе
во второй половине XX века (на материалах Среднего Поволжья)
….…………………….…….………………………….. 32
Развитие системы повышения квалификации и дополнительного
профессионального образования специалистов социальной
сферы на основе прогностического подхода ……... 37
Реализация функционально-семантической категории эмотивности
в тексте ............…….………….……………….……
43
Современные этносоциальные процессы в Чувашской Республике
..……………………………………….…….……….... 47
Намек-упрек в форме иронии (на материале русскоязычной
и немецкоязычной прессы) ……………...……………………. 54
Психолого-педагогическое сопровождение
193
суворовцев,
склонных к девиантному поведению ………………………… 58
Стр.192
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2012. № 2 (74). Ч. 2
Кожанов И. В.,
Кожанова М. Б.
Кузнецов В. Н.
Кузьмина Г. П.,
Сидоров И. А.
Мазкова И. Г.,
Толстикова С. Н.
Минеева Е. К.,
Морозов В. А.,
Янцева А. С.
Мухамадиев М. Р.
Осипов Н. Н.
Павлова М. В.
Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты
……………...…………………………………………… 64
Октябристы Среднего и Нижнего Поволжья в 1907–1914 гг. 71
Компьютерные игры и их влияние на внутренний мир человека
………………………………………………………........... 78
Непрерывное образование социально-педагогических кадров:
феноменологический контекст ………………………….. 85
Мендыгалиева А. К. Формирование универсальных учебных действий в процессе
работы по учебнику «Математика» (УМК «Гармония») …… 91
Пути преодоления детской беспризорности в Советской
России в 1920–1930-е годы …….……………………………... 97
Участие индийских финансово-промышленных групп в национально-освободительной
борьбе в 40-е гг. XX века …….. 102
O своеобразии развития малых форм прозы в чувашской
литературе …………….…….………………………………….. 109
Личность куратора в формировании нравственно-правовой
культуры у студентов вузов ………………………………....... 113
Погильдякова И. В. Воздействие идей Карла Гагемана на русское режиссерское
искусство начала XX века ………..…………………………… 118
Прохорова О. В.
Пчелина О. В.
Савельев А. И.
Свинцова Ж. В.,
Субботина М. В.
Святкина М. А.
Сергеев Л. П.,
Александрова М. К.
Симень В. П.
Идея образа «человека без направления» и женские образы
на материале романов «Некуда», «На ножах», «Соколий перелет»
Н. С. Лескова ................................................................... 122
«Пророк иль демон, иль кудесник…» (Д. С. Мережковский
о Леонардо да Винчи: опыты прочтения) .………..………….. 130
Политическая коммуникация: определение исследовательского
поля ............................................................................... 136
Эмоциональная составляющая инаугурационных речей …… 141
Функционирование
вспомогательных
метатекстовых
средств в детских телепередачах обучающего характера ...... 147
Особенности склонения местоимений в диалектной системе
чувашского языка ..................................................................... 154
Совершенствование методики обучения технике гиревого
спорта на основе реализации принципа содержательного
обобщения в обучении двигательным действиям …….……... 159
194
Стр.193
Содержание
Соловьев А. Г.,
Васильева Л. Е.,
Кириллова О. В.
Яковлев Г. А.
Гуманистические идеи в системе образования Западной
Европы в эпоху Возрождения, их роль в духовнонравственном
становлении учащихся ………………………... 164
Черноярова Ю. М. Собирание демонологических рассказов и поверий русского
населения Чувашии в XX–XXI вв. ………....……………..….. 169
Второй директор ЧГПИ об истории России и Чувашии второй
половины XIX – начала XX века (к 110-летию Т. Г. Григорьева)
….....................................................................................
174
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ……………...……………………………………………... 182
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ……………………………………………………… 189
195
Стр.194
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2012. № 2 (74). Ч. 2
CONTENT
Akchulpanova R. K. Training of future teachers for spiritual and moral education
of students through studying the Bashkir folk epic «Ural-batyr» … 3
Balunova S. A.
Vakku G. V.
Information and educational environment of IT-specialists training
in secondary vocational education ………………………………... 7
Genres of Internet communication: website (state TV and Radio
Channel «Chuvashia» website) …………………………………… 12
Vasilyeva M. N. Work quota setting of human resources …………………………. 16
Garifullin R. G.
Gusarova A. N.
Resource model of college management ………..……..………...
Ivanov D. E.,
Nikitina N. I.
Danshina S. A.
Izosimova I. V.
Ilyin I. E.
Kachalova N. A.
Kirillova T. V.,
Shkirkov V. F.,
Kirillova O. V.
22
Peculiarity of formation of additional professional competences
for future specialist in physical culture and sports ……..………… 28
Development of advanced training and additional professional
education of specialists of social sphere on the basis of prognostic
approach …………………………………………………………... 32
Reformation of educational process at universities in the 2nd half
of XX century (based on the materials of the Middle Volga
Region) ………………………..………………….………………. 37
Actualization of functional semantic category of emotiveness
in text ………………………………….…….................................. 43
Modern ethnosocial processes in the Chuvash Republic …………. 47
Hint-reproach in form of irony (based on the material of Russian
and German press) .…………………………….……...….……… 54
Psychological
and pedagogical
accompaniment of
Suvorov
Military School students prone to deviant behavior .……..…......... 58
196
Стр.195
Content
Kozhanov I. V.,
Kozhanova M. B.
Kuznetsov V. N.
Kuzmina G. P.,
Sidorov I. A.
Mazkova I. G.,
Tolstikova S. N.
Mineeva E. K.,
Morozov V. A.,
Yantseva A. S.
Osipov N. N.
Pavlova M. V.
Pogildyakova I. V.
Prokhorova O. V.
Pchelina O. V.
Savelyev A. I.
Svintsova Z. V.,
Subbotina M. V.
Svyatkina M. A.
Sergeev L. P.,
Aleksandrova M. K.
Simen V. P.
Ethnocultural socialization of students: theoretical aspects …........ 64
Оctobrists of the Middle and Lower Volga region in 1907–1913
Influence of computer games on person’s inner world …........…… 78
71
Continuing education of social and pedagogical personnel: phenomenological
context …………………....………………............. 85
Mendygalieva A. K. Formation of versatile educational actions in the process of teaching
on «Mathematics» textbook (DE package «Garmoniya») ......... 91
Ways of overcoming homelessness among children in the Soviet
Russia in 1920–1930 ………………………….…..........................
97
Mukhamadiev M. R. Participation of financial manufacturing groups in national liberation
struggle in India during the 1940s of XX century ……........... 102
On the peculiarity of development of minor prose in Chuvash
literature ........................................................................................... 109
Tutor’s personality in forming moral and legal culture of students 113
Influence of Karl Gageman’s ideas on the Russian stage direction
at the beginning of XX century ..…………………………….… ... 118
Idea of the image of «the man with no direction» and female
images on the basis of N. S. Leskov’s novels «Nowhere»,
«At swords' points», «Falcon’s migration» ...........……………….. 122
«Prophet or demon, or magician…» (D. S. Merezhkovsky on
Leonardo da Vinci) …………….………......................................... 130
Political communication: defining the field of research ………….. 136
Emotional component of inaugural addresses .……….................... 141
Subsidiary metatextual components functioning in educational
television programs for children …………………………………. 147
Peculiarities of declination of pronouns in dialect system of the
Сhuvash language ...…………..……………………...………...... 154
Development of methods of training of kettlebell lifting technique
on the basis of implementation of meaningful generalization principle
while teaching motion technique …………………………… 159
197
Стр.196
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2012. № 2 (74). Ч. 2
Solovyov A. G.,
Vasilyeva L. E.,
Kirillova O. V.
Yakovlev G. A.
Humanistic ideas in Western Europe education system of Renaissance,
their role in the development of spiritual and moral features
in students …..………………………………..……..........……….. 159
Chernoyarova M. Y. Demonological tales and superstitions of Russian population in
Сhuvashia in XX–XXI century …..………………………………. 169
Second director of the Chuvash State Pedagogical Institute on the
history of Russia and Chuvashia in the second half of XIX century
and the beginning of XX century (to the 110th anniversary
of T. G. Grigoryev) ……………….………...…………………..… 174
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS ……………………..………………........... 182
INFORMATION FOR THE AUTHORS ……….……………………………………….. 189
198
Стр.197
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. Я. ЯКОВЛЕВА
2012. № 2 (74). Ч. 2
Редакторы
Е. Н. Засецкова
Н. А. Осипова
Л. А. Судленкова
Л. Н. Улюкова
И. А. Федянина
В. Ю. Шабатько
Компьютерная верстка, макет А. П. Кошкиной
Подписано в печать 29.06.2012. Формат 70х100/8. Бумага писчая.
Печать оперативная. Гарнитура Times New Roman.
Усл. печ. л. 24,8. Тираж 300 экз. Заказ № 711.
Отпечатано в отделе полиграфии
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Стр.198