Подписной индекс в каталоге «Пресса России» 39898
ISSN 1680-1709
ББК 95.4
Ч-823
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. Я. ЯКОВЛЕВА
2011. № 4 (72). Ч. 2
Серия «Гуманитарные и педагогические науки»
Учредитель
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-36709 от 01 июля 2009 г.)
Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
(решение Президиума ВАК Минобрнауки России от 19 февраля 2010 года № 6/6).
Главный редактор Б. Г. Миронов
Заместитель главного редактора Т. Н. Петрова
Ответственный секретарь И. А. Федянина
Редакционная коллегия:
Абашева Д. В., Андреев В. И., Анисимов Г. А., Арсентьев Н. М., Баранова Э. А., Беловолов В. А.,
Бондырева С. К., Габдреев Р. В., Григорьев В. С., Данилов И. П., Драндров Г. Л., Дулат-Алеев В. Р.,
Зайнуллин М. В., Карпов И. П., Козлов О. А., Кондратьев М. Г., Кузнецова Л. В., Кузьмина Г. П.,
Лавина Т. А., Максимов В. Г., Медведев Л. Г., Медведева И. А., Метин П. Н., Миннегулов Х. Ю.,
Немыкина И. Н., Павлов И. В., Петренко Н. И., Резник Ю. М., Рязанцева И. М., Салагаев А. Л.,
Сальников В. А., Сергеев Л. П., Тенюкова Г. Г., Ульенкова У. В., Федоров В. М.
Адрес редакции: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Тел.: (8352) 62-08-71
E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru
www: http://vestnik.chgpu.edu.ru
© ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2011
Стр.1
Гуманитарные и педагогические науки
ГУМАНИТАРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 371
САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГИМНАЗИИ
SELF-DEVELOPMENT OF SENIOR PUPIL’S PERSONALITY
AS CONDITION FOR DEVELOPMENT
OF GYMNASIUM SUBJECT-ORIENTED EDUCATION SYSTEM
Н. Б. Антоничева
N. B. Antonicheva
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация. В данной статье представлены основные направления саморазвития личности
старшеклассников в системе профильного образования гимназии, рассмотрены пути формирования
конкурентоспособной личности обучающегося, а также обозначены подходы, на основании
которых проектируется процесс творческого саморазвития личности старшеклассника.
Abstract. This article represents the main tendencies to self-development of the senior pupil's personality
in gymnasium subject-oriented education system, describes the ways of building-up a competitive
student's personality, offers the approaches which the process of creative self-development of the
senior pupil's personality is based on.
Ключевые слова: профильное образование, индивидуальная траектория саморазвития
личности, современные образовательные технологии, конкурентоспособная личность.
Keywords: subject-oriented education, individual trajectory of self-development, modern educational
technologies, competitive personality.
Актуальность исследуемой проблемы. В условиях реализации мероприятий по
достижению стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа» меняются роль, место и задачи образования в нашей стране. На первый
план выходит необходимость воспитания личности конкурентоспособной и компетентной,
обладающей инициативностью, способностью к саморазвитию, умением творче3
Стр.2
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2011. № 4 (72). Ч. 2
ски мыслить, находить нестандартные решения [6]. Причем ключевой характеристикой
такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование
компетентностей, готовности к переобучению, самообразованию и саморазвитию
[2]. Введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования
школы, направленного на повышение конкурентоспособности будущего выпускника образовательного
учреждения, умеющего самостоятельно действовать на рынке образовательных
услуг, способного к конструированию собственного образовательного маршрута
[7]. По мнению доктора педагогических наук В. И. Андреева, понятия «конкурентоспособная
личность» и «творчески саморазвивающаяся личность» во многом идентичны
и дополняют друг друга [1]. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего
образования предполагает решение проблем профессионального самоопределения,
саморазвития личности, а также создание условий для повышения конкурентоспособности
выпускников образовательного учреждения и подготовку их к осознанному выбору
будущей профессии [7]. Осуществив выбор варианта обучения, старшеклассник направляет
основные образовательные усилия на освоение профильных учебных дисциплин и
элективных курсов [3]. В работах широкого круга специалистов разработаны и отражены
ключевые аспекты профильного образования. Разработке методологических вопросов
основ профильного обучения большое внимание уделяли ученые Т. П. Афанасьева,
М. Б. Дьякова, Н. В. Немова, Т. Г. Новикова, В. А. Орлов, А. В. Хуторской и другие. Общие
подходы к планированию образовательного процесса в рамках профильного обучения
и построению отдельных профилей разработаны Л. Н. Боголюбовой, Г. В. Дорофеевым,
В. И. Ерошиным, Л. В. Кузнецовой, А. А. Кузнецовым, Б. А. Ланиной и другими
учеными. Исследования проблем саморазвития личности в образовательных системах в
своих работах проводили такие ученые, как В. И. Андреев, К. Я. Вазина, В. Г. Маралов,
Л. М. Митина и другие.
Материал и методика исследований. Нами были использованы следующие методы:
анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностика (комплексные личностные
опросники, интервьюирование, анкетирование, педагогическое тестирование),
педагогический мониторинг, методы математической обработки данных.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Гимназия № 4 им.
А. С. Пушкина» г. Йошкар-Олы.
Результаты исследований и их обсуждение. Эффективное развитие системы профильного
образования гимназии и переход на уровень саморазвития осуществляются путем
саморазвития ее подсистем: учителей и обучающихся. Основными методологическими
подходами к саморазвитию личности обучающегося в процессе профильного обучения
и предпрофильной подготовки являются личностно ориентированный, системнодеятельностный,
компетентностный, технологический и интегрированный. Одним из направлений
нашего педагогического исследования являлось создание педагогических условий
саморазвития личности старшеклассника в системе профильного образования гимназии
на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Саморазвитие
личности старшеклассника в системе профильного образования гимназии
осуществляется по разработанной нами модели траектории саморазвития обучающегося.
В модели определено, что целью движения обучающегося по траектории является саморазвитие,
личностное и профессиональное самоопределение старшеклассника в системе
профильного образования гимназии. Модель включает:
4
Стр.3